Программа дополнительного образования «Топотушки-говорушки»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка «Топотушки-говорушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
topotushki_-_govorushki.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №101»
____________ Н.А. Шорохова
Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2014 года
Программа дополнительного образования
«Топотушки-говорушки»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Топотушки-говорушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Причиной, побудившей углубленно заняться изучением фольклорных форм послужило то, что в семье этой теме не уделяется достаточного внимания. Это было выяснено через анкетирование родителей, через частные беседы с родителями и детьми, наблюдениями в повседневной жизни.
Цели программы: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Задачи:
1.Выстроить систему работы художественно-эстетического и речевого развития детей в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования.
2.Способствовать саморазвитию каждого ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.
3. Обогатить знания родителей о роли русского народного фольклора и его использовании в развитии ребёнка-дошкольника.
Педагогическая целесообразность программы «Топотушки-говорушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная рабочая программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры. Этим она отличается от «Программ воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 3-4 года
Сроки реализации программы: 1 год
Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;
- Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Формы проверки: анализ результатов диагностики (2 раза в год)
Формы подведения итогов реализации программы:
- Открытые мероприятия для родителей и педагогов;
- Проведение праздников и развлечений.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество занятий |
Прибаутки, потешки | 4 |
Считалки | 3 |
Колыбельные песенки | 3 |
Загадки | 5 |
Сказки | 8 |
Русские народные детские игры и хороводы | 7 |
Итого: | 30 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Задачи | Виды деятельности. Методы и приемы | Материал | Литература |
ОКТЯБРЬ | |||||
Занятие №1 | Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями | Познакомить детей с прибаутками и потешками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить потешку наизусть. | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста. | Иллюстрации по теме, кукла Петрушка | №1 стр.31 №9 стр.19 |
Занятие №2 | Кукла Маша засыпай! | Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Заучить колыбельную «Котя-котенька-коток..» | Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла Маша, кукла Петрушка, CD с колыбельными песенками. | №2 стр.18 |
Занятие №3 | Веселые считалки | Познакомить детей с понятием считалка. Заучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять…» наизусть. | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». | Кукла Петрушка, иллюстрации по теме. | №1 стр.48-49 |
Занятие №4 | Образ Петрушки в малых фольклорных формах. | Познакомить детей с понятием слова «фольклор». Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни, заученные на предыдущих занятиях. | Игра-драматизация «Петя-петушок». | Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме. | №1 стр.18-19,62 |
НОЯБРЬ | |||||
Занятие №1 | Потешки | Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик». | Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. | Кукла Петрушка, кукла Петушок. | №1 стр.19 |
Занятие №2 | «Люли-люлюшки» | Продолжать знакомство с колыбельной песней. Заучить колыбельную «Люлю-люлюшки». | Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен. | Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура | №2 стр.8 |
Занятие №3 | Считалочки | Продолжать знакомство сл считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». | Кукла Петрушка | №9 стр.5 |
Занятие №4 | Образ Котика в малы фольклорных формах | Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Игра-драматизация «Кошки-мышки». | Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки. | №2 стр.10,12,15,17 |
ДЕКАБРЬ | |||||
Занятие №1 | Русские народные хороводы-игры | Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. | Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения. | Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка. | №7, стр. 24 |
Занятие №2 | Русская народная хоровод-игра «Дрема». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема». | Игрушка Заяц | №7 стр.39 |
Занятие №3 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». | Кукла Петрушка. | №7 стр.42-43 |
Занятие №4 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз». | Кукла Петрушка. | №7 стр.42-43 |
ЯНВАРЬ | |||||
Занятие №1 | Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы». | Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы». | Кукла Петрушка | №7 стр.35 |
Занятие №2 | Русская народная подвижная игра «Заинька». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..». | Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки. | Игрушка Заинька | №7 стр.24 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Занятие №1 | Познакомимся с загадкой | Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Развивать ритмическую речь, мелкую моторику, чувство цвета, умение работать в коллективе. Создать праздничное настроение. | Беседа на основе наглядного материала. Аппликации «бант для Котика» методом обрывания. | Книга с загадками-иллюстрациями, куклы Петрушка и Котик. Лист А4 с конкуром банта, клей, кисти, цветная бумага. | №5 стр.25 |
Занятие №2 | Загадки и потешки | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. | Загадывание загадок, повторение потешек. | Игрушка-домик, кукла, кот, петушок, корова | №1 стр.28 |
Занятие №3 | Зимние загадки | Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадку. | Загадывание загадок. Проведение физкультминуток «Заинька беленький». | Игрушка Снеговик. | №3 стр6,18,25,37 |
Занятие №4 | Загадки о животных | Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. | Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки». | Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки. | №3 стр.142-144 №8 стр.62 |
МАРТ | |||||
Занятие №1 | Русская народная сказка «Репка» | Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. | Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. | Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка. | №1 стр.11 |
С красочными иллюстрациями Занятие №2 | Русская народная сказка «Теремок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. | Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций. | Книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями. Лист бумаги с изображением конкура теремка, цветные карандаши. | №1 стр.22 |
Занятие №3 | Русская народная сказка «Козлята и волк» | Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. | Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. | Книга со сказкой «Козлята и волк» с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки «Козлята и волк». | №1 стр.36 |
Занятие №4 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети». | Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями. | №1 стр.29 |
АПРЕЛЬ | |||||
Занятие №1 | Загадки о животных | Продолжать учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. | Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца». | Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных. | №9 стр.17 №1 стр.61 |
Занятие №2 | Колыбельная «Баюшки» | Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баюшки». | Пропевание колыбельных песен. | Игрушки мама-мышь и мышонок | №2 стр.18 |
Занятие №3 | Считалочки | Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, заучить наизусть считалочку «Кукушка». | Заучивание считалок наизусть. | Кукла Петрушка | №8 стр. 57-62 |
Занятие №4 | Веселый огородник | Научить играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». | Проведение подвижной игры-хоровода с заучиванием текста. | Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей. | №8 стр.6 |
МАЙ | |||||
Занятие №1 | Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» | Учить внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. | Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. | Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса. | №1 стр.39 |
Занятие №2 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. | Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису. | Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса. | №1 стр.54 |
Занятие №3 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. | Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди». | Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка. | №1 стр.58 |
Занятие №4 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк» | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели». | Кукла Петрушка | №1 стр.84 №9 стр.43 |
Список используемой литературы
1. О.С.Ушаков, Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2009.
2. Г.Н.Губанова, Книга для чтения от 1 до 7 лет. АСТ, М., 2006.
3. В.Г.Кошечкина, Любимые страницы: загадки, скороговорки, считалки. Русич, Смоленск, 1999.
4. И.А.Мазнин, 500 скороговорок, пословиц, поговорок. Сфера, М., 2005.
5. В.Г.Кошечкина, Загадки. Русич, Смоленск, 2002.
6. В.В.Иванов, Ладушки. Омега, М., 2000.
7. Г.Науменко, Березовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы. Детская литература, М., 1980.
8. О.П.Власенко, Г.П.Попова, Весну привечаем, весело встречаем. Учитель, Волгоград, 2005.
9. Л.Яхнин, Потешки. Эксмо, Тверь, 2003.
10. В.Волина, Зимние потешки. Дидактика Плюс, СПБ., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...