Экспериментирование "Особенности звука"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie-eksperiment-zvuk.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие-экспериментирование в подготовительной группе
на тему: «Источники звука и его распространение. Способы восприятия звуков – слух» .
( подготовила и провела воспитатель Кондратьева Э.В. ГБОУ Школа№1739 г.Зеленоград)
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «звук» и распространением звуковых волн;
- сформировать представление о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности - определить разницу музыкальных звуков от шумов;
- развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
- Познакомить детей со строением человеческого уха-органа, воспринимающего звуки.
Материалы:
музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;
предметы: деревянный, металлический, стеклянный, ширма, шарф.
опыт1: металлическое ведро, дерев. ложка, тряпочка, трубочки (на всех), три стеклянных бокала на ножке с разноцветной водой, палочка;
опыт 2: ёмкость с водой, камешки (на всех);
схема человеческого уха;
опыт 3: бумага (половина А 4), клей или пластиковый стаканчик (на каждого), воронки.
Ход:
Дети входят под музыку.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас с вами необычное занятие.
Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать. (Муз. инструменты)
Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)
Попробуйте дать им характеристику, какие они?( тихие-громкие, шумные, высокие-низкие, мелодичные …)
Скажите, какой мы можем сделать вывод?
1. Музыкальные инструменты издают звуки.
2. Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо-громко) и по длительности (короткий-длинный).
Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?(Нет, есть другие звуки, например….)
А давайте проверим.
Опыт1:
Материалы: метал.ведро, дер.ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка.
Подзываю по одному и спрашиваю о звуках.
- Поля, напой песенку;
- Саша, возьми ведро и крикни в него;
- Егор, возьми деревянную ложку и ударь по ведру;
- Алиса, возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;
А теперь подойдите к столу и возьмите трубочки и подуйте в них, что вы слышите?(Шум, похожий на ветер).
Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)
Какой мы сделаем вывод?
Вокруг нас много вещей, которые издают звуки.
Игра «Узнай по звуку?
Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.) Дети определяют, какой материал издает звук.
Мы слышим шелест листьев , шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.
А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий
опыт2: Дети подходят к к столу.
(ёмкость с водой и камни).
Дети медленно бросают камешки в ёмкость с водой. Определяют, что увидели (По воде расходятся круги). То же самое происходит со звуком. Как на воде образуется волна? Вода вибрирует (дрожит) и передает свою вибрацию предмету-ёмкости.
Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
Дети сели.
Вы узнали, что есть разные звуки, с разной характеристикой, как звуки передаются, что же улавливает волны? Чем мы слышим?
Конечно, ушами.
Рассматривает схему уха человека (ушная раковина, перепонка, слуховой проход).
Опыт 3:
???Воспитатель раздает бумажные воронки.
Дети прикладывают и убирают к уху воронку узким концом , звучит музыка . Дети проверяют качество звука .
Вывод: И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (Да)
Игра «Проверим слух».
Ребенок поворачивается спиной к ведущему. Тот произносит слова с разным тембром (громко-тихо). Затем предлагает двум детям встать слева и справа. Ребенок, не поворачиваясь, должен угадать, кто сказал слово.
Игра «Звук играет в прятки»
Ребенку завязывают глаза. За его спиной звучит погремушка(бубен). Он должен угадать каким ухом слышит. (Если звенеть по середине, то ребенок не догадается.)
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.
Что понравилось или не понравилось?
Что бы вы хотели ещё узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...