консультация для воспитателей " Игра - это серьёзно"
консультация (средняя группа) на тему

Мягкова Наталья Вячеславовна

Игра – это серьёзно

Мягкова Н.В.

МБДОУ № 21 г.АРМАВИР

 

Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребёнка возникает её отражение – игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь становится ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Джанни Родари утверждал, что  «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то что думает, а не то что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции... Когда же играть?

У традиционных игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр. Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Из всех видов игр наиболее сложной является сюжетно – ролевая игра. Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психологического развития ребёнка.

Она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям:

-игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности,

-в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,

-игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Именно, поэтому я решила выбрать эту тему для своей работы.

Свою деятельность по формированию игры я начала с проведения диагностики, т.к. с помощью диагностики лучше узнаёшь своих воспитанников.

В младшей группе дети должны иметь определённые реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы – заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие с партнёром – сверстником.

Одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Я организовала сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами побуждала их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причёсывать куклу и пр.; использовать предметы – заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры я называю свои действия, стимулирую  детей  на обозначение игровых  действий оцениваю уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребёнка.

Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы.

Например, у некоторых детей низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребёнком игрового опыта.

Для этого нужно:

-чаще вовлекать в совместные игры;

-на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;

-проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;

-провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;

-подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребёнка в домашних условиях.

У детей со средним уровнем развития игровых умений, основная проблема – скудная речь. С целью развития речи ребёнка посчитала целесообразным:

-создавать условия для речевой активности;

-много говорить с ребёнком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;

-планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;

-во время игр и других видов детской деятельности помогать  ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;

-организовать практикум для родителей на тему: «Играя, учимся говорить».

Следующей задачей являлось создание материальной среды, необходимой для игр. Ведь ни один вид  детской  деятельности не может развиваться вне предметной среды.

 

 

 

 

Организация  предметной  среды:

-зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «парикмахерская», «магазин», «комната», «кухня» и т.д.)

-зона активных игр(спортивные модули, мячи, маты)

-зоны релаксации(сенсорная беседка, полотна, коврики, домики-палатки, качели)

-зона игр с песком и водой, природным материалом

-зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)

-зона игр по развитию меткой моторики

-музыкальная зона(музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)

-зона для рисования и деятельности.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда.

Такие знания детям даю во время чтения детской литературы, при просмотре диафильмов, мультфильмов, во время экскурсий.

Своими основными задачами считаю:

-научить детей ставить игровые цели;

-помогать им в составлении сюжета, содержания;

-показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли;

-помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Игра ребёнка, в особенности игра ролевая, - интимный процесс. Особенно её начало, момент зарождения. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. «Игра,- говорила известный детский психолог Усова-« это форма организации жизнедеятельности.» Но для этого необходимо уметь и любить играть. Поэтому я всегда стараюсь включаться в игру в качестве равноправного партнёра. Я считаю, что в какие бы игры не играли мои воспитанники, надо быть не рядом, а вместе с ними. Только партнёрство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра - это серьёзно18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это серьёзно 

Мягкова Н.В.

МБДОУ № 21 г.АРМАВИР

Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребёнка возникает её отражение – игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь становится ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Джанни Родари утверждал, что  «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то что думает, а не то что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребёнка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции... Когда же играть?

У традиционных игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр. Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Из всех видов игр наиболее сложной является сюжетно – ролевая игра. Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психологического развития ребёнка.

Она обеспечивает его развитие по трём основным направлениям:

-игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности,

-в игре ребёнок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними,

-игра создаёт благоприятные условия для развития самосознания.

Именно, поэтому я решила выбрать эту тему для своей работы.

Свою деятельность по формированию игры я начала с проведения диагностики, т.к. с помощью диагностики лучше узнаёшь своих воспитанников.

В младшей группе дети должны иметь определённые реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы – заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие с партнёром – сверстником.

Одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Я организовала сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами побуждала их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причёсывать куклу и пр.; использовать предметы – заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры я называю свои действия, стимулирую  детей  на обозначение игровых  действий оцениваю уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребёнка.

Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы.

Например, у некоторых детей низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребёнком игрового опыта.

Для этого нужно:

-чаще вовлекать в совместные игры;

-на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;

-проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;

-провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;

-подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребёнка в домашних условиях.

У детей со средним уровнем развития игровых умений, основная проблема – скудная речь. С целью развития речи ребёнка посчитала целесообразным:

-создавать условия для речевой активности;

-много говорить с ребёнком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;

-планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;

-во время игр и других видов детской деятельности помогать  ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;

-организовать практикум для родителей на тему: «Играя, учимся говорить».

Следующей задачей являлось создание материальной среды, необходимой для игр. Ведь ни один вид  детской  деятельности не может развиваться вне предметной среды.

Организация  предметной  среды:

-зоны сюжетно-ролевых игр («больница», «парикмахерская», «магазин», «комната», «кухня» и т.д.)

-зона активных игр(спортивные модули, мячи, маты)

-зоны релаксации(сенсорная беседка, полотна, коврики, домики-палатки, качели)

-зона игр с песком и водой, природным материалом

-зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)

-зона игр по развитию меткой моторики

-музыкальная зона(музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)

-зона для рисования и деятельности.

Но наличие даже богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда.

Такие знания детям даю во время чтения детской литературы, при просмотре диафильмов, мультфильмов, во время экскурсий.

Своими основными задачами считаю:

-научить детей ставить игровые цели;

-помогать им в составлении сюжета, содержания;

-показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли;

-помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Игра ребёнка, в особенности игра ролевая, - интимный процесс. Особенно её начало, момент зарождения. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. «Игра,- говорила известный детский психолог Усова-« это форма организации жизнедеятельности.» Но для этого необходимо уметь и любить играть. Поэтому я всегда стараюсь включаться в игру в качестве равноправного партнёра. Я считаю, что в какие бы игры не играли мои воспитанники, надо быть не рядом, а вместе с ними. Только партнёрство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....

Консультация для воспитателей « Игра на занятиях по изобразительной деятельности »

Консультация для воспитателей« Игра на занятиях по изобразительной деятельности »...

Консультация для воспитателей. «ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ»

Консультация для воспитателей. «ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

В данном файле представлены игры и игровые упражнения для развития слогового анализа....

Консультация для воспитателей "Игра дошкольников на детских музыкальных инструментах.Роль воспитателя".

Материал поможет грамотно организовать работу в детском саду в вопросах музыкального воспитания и развития детей....

Консультация для воспитателей "Игры направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем"

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены. У детей зачастую отсутствует опыт общения со сверстниками и взрослыми.Первым решающим условием нормального развития ребенка и ...