Консультация для воспитателей.
«ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Давно известно, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно на развитие детей. Учёные доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение движений пальцами в ритме индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять своё внимание.
4. Речь ребёнка становится более чёткой, ритмичной , яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия.
7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих упражнений:
- броски мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м;
- метание в цель, расположенную на высоте 1 м; 1,5 м; 2 м мячами разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой;
- удары мяча об пол и ловля его после отскока.
Если в течение 30 сек ребёнок бросил мяч в цель и поймал его 20 или более раз – координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз – удовлетворительная, меньше 15 раз – недостаточная.
Если ребёнок не может поймать мяч после удара об пол, стену не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения и игры.
1. Полезны и игры и упражнения с мячом:
- перекладывание, а затем и перебрасывание мяча из руки в руку;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360 градусов, приседание и др.).
2. Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым экспандером. Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.
3. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки. Пола на пальцах рук.
4. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев:
- сведение и разведение пальцев рук;
- сжимание и разжимание кистей в кулак;
- одновременное и поочерёдное соприкосновение пальцев обеих рук;
- круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу;
- отведение большого пальца правой и левой руки одновременное и поочерёдное и противопоставление его остальным пальцам;
- соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.
Советы воспитателям.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек овощей и фруктов и т. п.;
- мозаика мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и верёвок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застёжек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы верёвочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки.