Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
статья (младшая группа) на тему
Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.
Данные рекомендации направлены на педагогов ДОУ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_s.v._statya.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Как известно, был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка.
С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Проектная деятельность будет способствовать:
-активизации познавательной деятельности детей;
-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Если рассматривать подробнее документ ФГОС, то будет очевиден тот факт, что некоторые пункты образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности:
Часть 1 Общие положения.
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы ДО и её объёму
Программа направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Часть 3 Требования к условиям реализации основной Образовательной программы ДО
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
П. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Итак, проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Педагогическая технология позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Другими словами, метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Запомнить просто – пять пальцев руки.
Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы и др.)
На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, может активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей. Ведь, как я уже говорила, младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом, но в то же время он ещё не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он ещё не может воспринимать. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений.
Существуют и основные требования к использованию проекта в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск (ведущая роль педагога).
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков
Осуществляя проектную деятельность в рамках работы ДОУ, выделяем следующие этапы разработки и проведения проекта:
- постановка цели, исходя из потребностей интересов детей.
- вовлекаем малышей в решение проблемы (обозначение «детской цели»)
- составляем план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей
- обсуждение плана с семьями воспитанников
- обращаемся за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск)
- сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми
- основной этап проекта: проводим эксперименты, игры, беседы, наблюдения, художественное творчество и т.д.
- даём задания родителям и детям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации)
- заключительный этап проекта: праздник, открытое мероприятие, акция, КВН, выставки, конкурсы и т.д..
Советы педагогам по работе над проектом:
- глубоко изучите тематику проекта, подготовьте предметно-пространственную развивающую среду
- создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик
- вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт
- заинтересуйте каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
- при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу
- соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом
- в ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход
- творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
- ненавязчиво вовлекайте родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
Темами проекта могут стать как и определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т.д.
Так, например, в своей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:
«Осени листик золотой» - проект познавательно-творческий, игровой, групповой, краткосрочный. Продуктом проекта была выставка совместных работ родителей и детей из природного материала «Осенняя шляпка» и развлечение с родителями «Осенние посиделки».
«Мамин день» - творческий, игровой, групповой. Целью проекта было воспитание чувства глубокой любви, уважения и привязанности, бережного и заботливого отношения к маме. Результатом проекта были выставка, стенгазета, конкурс выпечки и развлечение с мамами.
«Новый год у ворот» - приобщение детей и взрослых к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников, результатом была выставка новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза».
«Лучок – зелёный дружок» - исследовательско- познавательный, творческий, практический. Проект направлен на формирование у детей познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Продуктом проекта стали выставка поделок, изготовленных родителями, совместно с детьми, стенгазета.
«Поможем птицам зимой» - формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Проект информационно-познавательный, игровой, краткосрочный. Была оформлена выставка «Кормушки для птиц», с последующим участием в интернет-конкурсе. А так же многие другие, не менее интересные проекты.
Таким образом, проектная деятельность – это вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, в практику работы дошкольных образовательных учреждений, так как он, как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего
вида Колпинского района Санкт –Петербурга
Гаврилова С.В. воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...
Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста
Проектная деятельность с детьми раннего возраста:вопросы взаимодействия с семьёй...
Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....
Проектная деятельность с детьми раннего возраста в условиях обновленного ФГОС
Cтатья содержит материал по использованию метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную а...
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт...
Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...