Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования.

Если рассматривать подробнее документ ФГОС, то будет очевиден тот факт, что некоторые пункты образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_gmo.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования.

Если рассматривать подробнее документ ФГОС, то будет очевиден тот факт, что некоторые пункты образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности. Например принципы:

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьёй и т.д.

В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий. 

Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.          

Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.

Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

Как утверждал Ян Амос Коменский, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было, что делать:

   «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр».

Для детей раннего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Как было сказано выше, в группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.

   Особое внимание следует уделить проектной деятельности по формированию у детей раннего возраста простейших навыков опрятности и самообслуживания, фундамента гигиенической культуры, формированию доступных правил поведения, ознакомлению с окружающим миром, воспитанию любви к природе, животным. Такие проекты являются доступными для восприятия и актуальными для малышей, а большинство навыков и знаний, приобретается детьми во время выполнения различных игр и упражнений в проектной деятельности.

    В своей группе я планирую проведение проектов во второй половине учебного года, когда дети уже адаптировались, получили определенные знания, а во время проекта они обогащают свой опыт, закрепляют полученные знания и развивают необходимые умения.

    В нашей группе были проведены среднесрочные проекты: «Сказка за сказкой», направленный на развитие речевой активности через сказку; «Здоровячок», направленный на сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий; «Мы-пешеходы», направленный на формирование первичных представлений о безопасности на дорогах; проект «В стране Сенсорики», направленный на обогащение сенсорного опыта детей через игровую деятельность

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Поэтому, учитывая вышесказанное, в группах раннего возраста актуальными являются проекты, проводимые в адаптационный период «Первые шаги», «Здравствуй, детский сад». Хочу остановиться на таком проекте поподробнее, который был проведен нами в начале  учебного года «В детский сад с улыбкой».

Актуальность проекта:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Тип проекта: социальный, познавательно-игровой

Участники проекта: воспитатели, специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель; дети и родители (законные представители) воспитанников, старший воспитатель, медицинская сестра.

Продолжительность: среднесрочный (2,5 месяца).

Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на безболезненный переход ребенка из семьи в детский сад.

 Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Создать систему взаимодействия с родителями.

5. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия воспитателей, специалистов, родителей, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям детского сада; будет сокращен период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации; облегчено привыкание к новым условиям. Обогатится родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Возможные риски: непостоянный состав детей, слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми и родителями; психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с индивидуальными особенностями характера.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Поведенческие реакции и уровень нервно – психического развития:

- едят с аппетитом;

- быстро засыпают, вовремя просыпаются;
- эмоционально общаются с окружающими;

- играют.

Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) соответствуют возрастным нормам.

Этапы проекта

Организационно-подготовительный этап (последние 2 недели августа)

-Изучение методической литературы по данному вопросу;

- Подготовка адаптационных листов и анкет для родителей;

- Составление планов работы с детьми, родителями;

- Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды;

- Создание эмоционального комфорта (подбор и оформление картотеки игр);

- Подбор информационного материала и составление рекомендаций для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада.

- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».

Основной этап (сентябрь - ноябрь)

Принципы работы:

- Постепенное заполнение группы (прием по 2 малыша в день);

- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);

- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка (постепенное заполнение «адаптационных листов»)

- Анкета-опрос родителей, которая поможет педагогам узнать особенности ребенка для создания благоприятных условий для его развития

Обогащение развивающей предметно -пространственной среды:

Изготовление пособия «Мойдодыр», пополнение центра воды и песка игрушками для игр-манипуляций с предметами; пошив родителями одежды для кукол; пополнение игрового центра маркерами группового пространства; оформление группового пространства атрибутами осенней тематики.

Работа с родителями:

1.Консультирование, анкетирование, беседы (Ответственные: воспитатели, специалисты)

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду, консультирование родителей в рамках Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», по запросу. (В том числе и до поступления ребенка в детский сад).

(Ответственные: старший воспитатель, педагог-психолог)

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих играх. (Ответственные: воспитатели, педагог-психолог).

4. Размещение итогов работы по проекту на официальном сайте МБДОУ, страничке группы. (Ответственные: воспитатели, ответственный за работу на сайте).

5. Привлечение родителей к обновлению и обогащению игрового центра группы (пошив одежды и постельного белья для кукол).

Заключительный этап

Подведение итогов работы по проекту

Продукты проектной деятельности:

-Изготовление видеоролика для родителей «Что в детском саду происходит, пока взрослые на работе?»;

-Презентация проекта на педагогическом совете;

-Выставка творческих работ: «Наши первые успехи»;

-Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

-Пополнение папки для родителей материалами по вопросу адаптации с детьми раннего возраста.

Анализируя проделанную работу по проекту, можно сделать выводы:

   Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на развитие различных видов детской деятельности; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла их речевая активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

 В ходе реализации данного проекта адаптация детей к условиям детского сада прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развивать коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

 Итоги адаптации

Высокий уровень адаптации показали - 82% детей;

Средний уровень адаптации показали -18% детей;

Низкого уровня адаптации - нет.

 Вывод: Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – вот условия успешной адаптации детей раннего возраста.

Перспективы работы в данном направлении.

Организация клуба «Ясли - это серьезно», на заседаниях которого будут обсуждаться вопросы, что такое адаптация, ее фазы, степени и факторы; правила введения ребенка в детский сад и многое другое.

В заключении хочется сказать, именно проектная деятельность в раннем возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Применение метода проектирования в работе с детьми также помогает развиваться педагогу, как творческой личности. А родители в процессе работы над проектом, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста

Проектная деятельность с детьми раннего возраста:вопросы взаимодействия с семьёй...

Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров,...

Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....

Особенности организации проектной деятельности с детьми 3 - 4 лет. Методические рекомендации

Настоящие методические рекомендации представляют специфику организации проектной деятельности с детьми 3 -4 лет, связанных с их возрастными особенностями. Целью данной работы является оказание помощи ...