Методическая разработка рабочей программы для младшей группы ДОУ
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Содержит следующие разделы:
1. 1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной работы
2.2 Комплексно-тематическое планирование
2.3 Модель организации образовательного процесса
2.4 Формы работы
3. Организационный раздел
3.1 Структура реализации образовательного процесса
3.2 Условия реализации образовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа составлена с учётом принципов интеграции образовательных областей, основывается на практико-ориентированом взаимодействии всех участников образовательного процесса и направлена на мотивацию ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_no_10_gr.doc | 413 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
«Принята» «Утверждаю»
Педагогическим советом
Протокол №_1_______ Заведующий ГБДОУ №85
__________ Агаева Т.И.
От «29» августа 2014г. ПР № 151-ОД от 29.08.2014
Рабочая программа
второй младшей группы № 10
3-4 лет
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 85 Калининского района Санкт- Петербурга
Воспитатель: Петрова Ирина Александровна
Квалификационная категория: высшая
Санкт – Петербург
2014
Содержание
1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка.
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы 2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной работы
2.2 Комплексно-тематическое планирование
2.3 Модель организации образовательного процесса
2.4 Формы работы
3. Организационный раздел
3.1 Структура реализации образовательного процесса
3.2 Условия реализации образовательной программы дошкольного образования
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности группы возрастной категории от 3 до 4 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач, образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2014-2015 учебный год
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Рабочая образовательная программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 85 Калининского района Санкт – Петербурга в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, федеральными нормативными документами, действующими локальными актами ОУ:
- Основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 85 комбинированного вида Калининского района Санкт - Петербурга (далее ООП ДО ОУ)
- Уставом ГБДОУ детский сад №85 комбинированного вида Калининского района Санкт – Петербурга № 18939 от 12 мая 1995 года
- Положением о Педагогическом совете ГБДОУ детский сад № 85 комбинированного вида Калининского района Санкт – Петербурга
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольной организации» от 30.08.2013 г. № 1014
- Приказом Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17. 10. 2013 г. N 1155 (ФГОС ДО)
- Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Рабочая образовательная программа младшей группы оздоровительной направленности для детей от 3 до 4 лет (далее - рабочая программа) обеспечивает развитие детей в соответствии с возрастом, учитывает их индивидуальные особенности. .
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Рабочая программа направлена на создание условий развития младших дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Рабочая программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы (3-4 лет) и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах ДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг
Срок реализации программы – 1 год
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме(1-я неделя июня — 3-я неделя августа).
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы ДОУ,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп.
ОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении).
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей и обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель программы: Создание благоприятных условий проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности , всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Основные задачи программы для 3-4 лет
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
- Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности: их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
Этапы реализации программы:
Учебно – тематический план рассчитан на один год . Проведение занятий с сентября по август.
Занятия по программе проводятся на территории детского сада № 85 комбинированного Калининского района Санкт- Петербурга и в помещении группы Продолжительность каждого занятия с учетом возрастных особенностей 10-15 минут.
Приоритет физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками достигается за счет использования программы «Как воспитать здорового ребенка» (под ред. В.Г. Алямовской)
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Оценка здоровья контингента детей данной группы
Общая численность | Группа здоровья | ||
Первая | Вторая | Третья | |
25 | 25 |
Гендерные особенности контингента детей
Девочки | Мальчики |
10 | 15 |
Сведения о семьях воспитанников
Критерии | 2014 - 2015гг. |
Полных | 22 |
Неполных | 3 |
Многодетных | 1 |
Проблемных | - |
Опекунство | - |
Высшее образование (оба родителя) | 6 |
Высшее образование (один из родителей) | 8 |
Средне-специальное образование (оба родителя) | 6 |
Средне-специальное образование (один из родителей) | 2 |
Среднее образование (оба родителя) | 3 |
Служащие | 32 |
Студенты | - |
Предприниматели | - |
Рабочие | 10 |
Неработающие | 5 |
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы
-Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
-эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
-владеет простейшими навыками самообслуживания;
-стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
-владеет активной речью, включённой в общение;
-может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
-знает названия окружающих предметов и игрушек;
-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
-появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
-проявляет интерес к сверстникам;
-наблюдает за их действиями и подражает им;
-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
-эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной работы
Социально-коммуникативное развитие включает в себя:
1) развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
2) формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными целями данного направления являются формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Здесь основной акцент педагогической работы ставится на формировании и усвоении дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях;
3) развитие трудовой деятельности. Трудовое воспитание дошкольников подразумевает формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности;
4) патриотическое воспитание. Основной целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.
Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Задачи (ФГОС ДО) |
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей | Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности |
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. | |
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками |
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых | |
Развитие трудовой деятельности | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества |
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | |
Патриотическое воспитание | Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками |
Познавательное развитие предполагает:
1) знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе;
2) знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям;
3) развитие элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Направления образовательной области «Познавательное развитие» | Задачи (ФГОС ДО) |
Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания | Формирование познавательных действий, становление сознания |
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |
Развитие воображения и творческой активности | |
Знакомство с социальным миром | Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.) |
Развитие элементарных математических представлений | Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках |
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов |
Речевое развитие включает несколько направлений:
1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;
2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;
3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков путѐм развития восприятия звуков родной речи и произношения;
4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;
5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения;
6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе.
Направления образовательной области «Речевое развитие» | Задачи (ФГОС ДО) |
Развитие словаря | Овладение речью как средством общения и культуры |
Воспитание звуковой культуры | Обогащение активного словаря |
Развитие связной речи | Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи | Развитие речевого творчества |
Формирование грамматического строя речи | Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи |
Воспитание любви и интереса к художественному слову | Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического |
Художественно-эстетическое развитие:
1) формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы;
2) формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Направление определяет формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотношениям, труду взрослых и пр.);
3) формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства. Данное направлений связано с формированием и развитием интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности;
4) художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.). В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие | Задачи (ФГОС ДО) |
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа |
Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира | Становление эстетического отношения к окружающему миру |
Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства | Формирование элементарных представлений о видах искусства |
Художественная деятельность | Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора |
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | |
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.) |
Физическое развитие включат в себя следующие направления:
1) приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности. Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики;
2) становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Данное направление обеспечивает формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере;
3) становление ценностей здорового образа жизни. Направление связано с формированием у дошкольников мировоззрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.).
Направления образовательной области «Физическое развитие» | Задачи (ФГОС ДО) |
Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности | Развитие различных физических качеств |
Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Правильное выполнение основных движений |
Становление ценностей здорового образа жизни | Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта |
Овладение подвижными играми и правилами | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | |
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни |
Годовое комплексно- тематическое планирование
воспитательно- образовательного процесса.
Вторая младшая группа
Дата | Тема | Содержание | Итоговое мероприятие |
01.09-05.09 | Детский сад | Продолжение знакомства с детским садом, с правилами поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками, продолжение знакомства с обстановкой в группе, помещениями детского сада. Содействием формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. | Экскурсия по групповой комнате |
08.09.12.09 | Профессии сотрудников детского сада. | Продолжение знакомства с профессиями детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, врач и т.д) | Выставка детского творчества. |
15.09-19.09 | Мои любимые игрушки | Учить сравнивать игрушки по внешнему виду и группировать их: посуда, животные, мебель и т.д. Учить называть части игрушек, определять из какого материала они сделаны. Расширять словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Выставка « Моя любимая игрушка». |
22.09-26.09 | Я и моя семья. Диагностика | Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, формирование образа Я. Формирование элементарных навыков ухода за своим лицом и телом. Побуждение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащение представления о своей семье. Дать представление о том, что такое семья, о составе семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат и т.д.).Учить детей правильно называть свое имя, свой возраст, профессии родителей. Дать понятие о старших и младших членах семьи, о взаимоотношениях детей в семье, о заботе о младших, чутком отношении и помощи взрослым в быту. Заполнение персональных карт развития детей. | Открытый день здоровья. Спортивные развлечения. Оформление фотогазеты «Моя семья». Развитие индивидуального маршрута развития детей. |
Октябрь. | |||
29.09-03.10. | Ягоды + Грибы | Продолжение знакомства «с дарами осени», закреплять знания о грибах и ягодах (внешний вид, вкус), закреплять знания названий ягод и грибов | Выставка детского творчества. |
06.10-10.10 | Овощи + фрукты | Продолжение знакомства с овощами и фруктами. Закрепить знание названий овощей и фруктов, уметь называть и отличать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты. | Выставка детского творчества. |
13.10-17.10 | Сад, огород, лес | Расширять представления о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Выставка поделок из «даров осени». |
20.10-24.10 | Осень (сезонные изменения в природе) | Расширение представлений детей об осени ( сезонные | Праздник «Осени». Выставка детского творчества. |
27.10-31.10 | Осень (сезонные изменения в природе) | изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая. Развитие умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширение представлений о том, что осенью обирают урожай овощей и фруктов, листья начинают изменять окраску, птицы улетают в теплые края. | |
Ноябрь |
| ||
05.11-07.11 | Я в мире человек. | Формирование начальных представлений о человеке, развитие умения различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши), формирование представлений об их роли в организме и том, как их уберечь и ухаживать за ними. | Открытый день здоровья. |
10.11-14.11 | Продукты питания + этикет | Формирование представлений о полезной и вредной пище. Знакомить с разнообразными продуктами питания, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания, формирование навыков поведения за столом (правильно пользоваться столовыми приборами). | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». |
17.11-21.11 | Безопасность. Транспорт | Формирование первичных знаний о правилах дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, расширять представления о мерах предосторожности при обращении с опасными предметами, знакомства с источниками опасности дома (утюг, плита и т. д.) | Изготовление макета «Пешеходный переход». |
24.11-28.11 | Безопасность. Транспорт | Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор», формирование различать транспортные средства; легковой, грузовой автомобили «скорая помощь», «пожарная машина», « полиция» и т.д. Расширять знания об общественном транспорте (поезд, самолет, теплоход). Упражнять в названии вида и функций транспорта. | Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения. |
Декабрь | |||
01.12-05.12 | Зима (сезонные изменения в природе) | Расширение представлений о зиме. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Воспитания бережного отношения к природе, умения замечать красоту зимней природы. Расширение представлений о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведения зверей и птиц). | |
08.12-12.12 | Зима (сезонные изменения в природе) | Формирование первичных представлений о местах, где всегда зима. Экспериментирование с водой и льдом. | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
15.12-19.12 | Новогодний праздник | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Праздник "Новый год». |
22.12-31.12 | Новогодний праздник. | ||
Январь | |||
01.01-16.01 | Каникулы | Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника | Прощание с елкой |
19.01-23.01 | Зимние развлечения и забавы | Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними развлечениями, видами спорта, формировать безопасное поведение зимой. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования со снегом. | Выставка детского творчества «зимние виды спорта». |
26.01-30.01 | Зимующие птицы | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представление о зимующих птицах. | Выставка поделок « Кормушка для птиц» |
Февраль | |||
02.02-06.02 | Домашние животные + домашние птицы | Расширять знания о домашних животных и птицах, их детенышей. Знакомить с особенностями их поведения и питания. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к живому миру. Закреплять представления детей о домашних животных, живущих рядом с человеком, он заботится о них, кормить, создавать необходимые условия для жизни; значение домашних животных. Активизировать знания детей о птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках. | Выставка детского творчества. |
09.02.-13.02 | Дикие животные | Формировать умение детей различать и называть диких животных и их детенышей, ознакомление с их внешнем видом, образом жизни: что едят, где живут. Развивать внимание и мышление детей. | Выставка детского творчества. |
16.02-20.02 | Мебель + Посуда | Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, уточнить названий и назначения предметов посуды и мебели, учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету. | Театрализованная игра «К нам пришли гости». |
24.02-27.02 | День защитников Отечества | Осуществление патриотического воспитания. Знакомство с «военными» профессиями. Воспитание любви к Родине. Формирование первичных гендерных представлений (воспитание в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. |
Март | |||
02.03-06.03 | Мамин день | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | Праздник «Бабушек и мам!» |
09.03-13.03 | Всемирный день театра | Знакомство и приобщение к театральному искусству, формирование положительного отношения к нему. Формирование целостной картины мира, развитие умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. | Театрализованная игра «Поход в театр». |
16.03-20.03 | Народная игрушка. Фольклор | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
23.03-27.03 | Неделя доброты | Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. | Развлечение «Вежливый медвежонок» |
Апрель | |||
30.03-03.04 | Неделя детской книги | Формирование интереса к книгам. Чтение художественных и познавательных книг. Развитие умения слушать, сопереживать героям произведения. Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок и песенок. Рассматривание иллюстраций. | Выставка книжек-малышек |
06.04-10.04 | Всемирный день здоровья | Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение после сна восстанавливают силы. Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. | Спортивное развлечение. |
13.04-17.04 | Космос | Продолжить знакомить детей с солнцем и луной (месяцем), временем появлением на небе и природными явлениями, связанные с их восходом и заходом. Дать представление о профессии космонавта, рассказать о первом космонавте Ю.А.Гарине | Выставка поделок на тему космос. |
20.04-24.04 | Весна (животный и растительный мир) | Расширение представлений о весне. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту весенней природы. Расширение представлений о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширение представлений о простейших связях в природе (потеплело – появилась травка и т.д.).Отражение впечатлений о весне в разных видах художественной деятельности. | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
27.04-30.04 | Одежда + обувь +головные уборы | Познакомить детей с разными видами одежды, обуви, головных уборов, закрепить знания о назначении одежды, воспитывать бережное и аккуратное отношение к своей одежде и одежде других. | Выставка детского творчества «Шапочка для куклы Маши». |
Май | |||
04.05-08.05 | День Победы | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Выставка детского творчества « Георгиевская ленточка». |
11.05-15.05 | Мир профессий + Диагностика | Формирование положительного отношения к труду взрослых. Формирование желания принимать участие в посильном труде. Воспитание уважения к чужому труду. Продолжение знакомства с трудом близких взрослых. Рассказы детям о профессиях ( воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Заполнение персональных детских карт. | Развлечение «В гостях у Айболита» Развитие индивидуального маршрута развития детей. |
18.05-22.05 | Насекомые | Уточнить и расширить представление детей об образе жизни насекомых (жук, стрекоза, кузнечики т. д.) Рассказывать о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Выставка детского творчества. |
25.05-29.05 | Красота нашего города | Знакомство с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Знакомство с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаимодействие с родителями). Знакомство с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). | Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по городу» |
Модель организации воспитательно-образовательного процесса
в детском саду на день
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Направления развития ребёнка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие и оздоровление |
|
|
2. | Познавательно-речевое развитие |
|
|
3. | Социально-личностное развитие |
|
|
4. | Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Формы образовательной деятельности, организации детей и работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
Экспериментирование |
* Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач |
|
Формы образовательной деятельности, организации детей и работы по освоению образовательной области «Развитие речи»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
Викторина |
Использование различных видов театра |
|
Формы образовательной деятельности, организации детей и работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
Танец муз. сюжетная игра |
Концерт-импровизация на прогулке |
|
Формы образовательной деятельности, организации детей и работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Формы образовательной деятельности | |||
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые | |
|
|
|
Формы образовательной деятельности, организации детей и работы по освоению образовательной области «Физическое развитие»
Формы образовательной деятельности | ||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые |
Формы работы | ||
|
|
|
3.Организационный раздел
3.1. Структура реализации образовательного процесса
Учебная нагрузка на неделю | Познание:-
Развитие речи – 1 Художественное творчество:
Физическая культура -3 Музыка -2 Общее количество 10 занятий. |
Формы совместной деятельности: Вечера развлечений Праздники Игровая деятельность Другие формы совместной деятельности с детьми: |
Музыкальный досуг -1 раз в неделю День здоровья – 1 раз в месяц День знаний – 1 раз в год, Масленица, дни рождения детей группы , Здравствуй детский сад, Осенний балл, День матери, Новый год, День защитника отечества, Весенний праздник 8 марта, день Победы, Спортивный праздник – 2 раза в год, Ежедневно в течении дня : подвижные игры, дидактические игры, развивающие игры, хороводные игры, спортивные игры, сюжетно – ролевые игры (к концу года 5 сюжетов) театрализованные игры, конструктивные игры, музыкальные игры Чтение художественной литературы – ежедневно, опытно – экспериментальная деятельность – 2 раза в неделю, коллективный труд – 1 раз в неделю. |
Коррекционная работа | Ежедневно. Коммуникативные игры, игры на развитие эмоций, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на профилактику плоскостопия. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организованная образовательная деятельность | |||||||||
№ п/п | Образовательная область | Базовый вид деятельности | возрастная группа от 3 до 4 лет | ||||||
неделя | месяц | уч.год | |||||||
1 | Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие | 2 | 8 | 72 | ||||
2 | Речевое развитие | Коммуникативная деятельность Развитие речи | 1 | 4 | 36 | ||||
3 | Художественно –эстетическое развитие | Продуктивная и музыкально-художественная деятельность Рисование Лепка / Аппликация Музыка | 1 1 2 | 4 4 8 | 36 36 72 | ||||
4 | Физическое развитие | Двигательная деятельность Физическая культура | 2 | 8 | 72 | ||||
Двигательная деятельность Физическая культура ( на прогулке) | 1 | 4 | 36 | ||||||
Всего: | 10 | 40 | 360 | ||||||
Длительность занятий | 15 минут | ||||||||
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |||||||||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры . Прогулки | Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно | |||||||
Социально – коммуникативное развитие | Ситуативные Беседы Дежурства | Ежедневно ежедневно | |||||||
Речевое развитие | Чтение художественной литературы | ежедневно | |||||||
Самостоятельная деятельность детей | |||||||||
Игра | Ежедневно | ||||||||
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
Сетка непосредственно образовательной деятельности с детьми на неделю 2014 - 2015 учебный год
группа №10 (3-4 года) ЧДБ
День недели | Организованная образовательная деятельность | Время |
Понедельник | 1.Музыка 2.Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | 9.10 – 9.25 9.35-9.50/ 9.50-10.05 |
Вторник | 1.Физическая культура 2.Познание. Формирование элементарных математических представлений | 9.10 – 9.25 9.35 – 9.50/ 9.50 – 10.05 |
Среда | 1.Музыка 2.Художественное творчество. Лепка /Аппликация | 9.10 – 9.25 9.35 – 9.50/ 9.50 – 10.05 |
Четверг | 1.Развитие речи 2.Физическая культура | 9.00 – 9.15/ 9.20 – 9.35 9.45 – 10.00 |
Пятница | 1.Физическая культура 2.Художественное творчество. Рисование | 9.10 – 9.25 9.35 – 9.50/ 9.50 – 10.05 |
Ежедневно – чтение художественной литературы
С обсуждением прочитанного – 10 -15минут
Музыкальный досуг – четверг – 15.35 – 15.50
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки.
Возраст | Продолжительность непрерывно образовательной деятельности в день | Максимально допустимый объем нагрузки в первую половину дня |
3-4 лет | Не более 15 минут | Не более 30 минут |
Режим
Вторая младшая группа (оздоровительной направленности)
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.55 |
Подготовка к организованной образовательной деятельности (ООД) с детьми. ООД | 8.55 – 9.55 |
Второй завтрак | 9.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.10 – 12.15 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.15 – 12.30 |
Обед | 12.30 – 12.55 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.55 – 15.30 |
Постепенный подъем. Гимнастика после сна. Оздоровительные мероприятия. Подготовка к полднику. | 15.30 – 15.45 |
Полдник | 15.45 – 16.05 |
Игры, самостоятельная деятельность / ООД | 16.05 – 16.40 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | 16.40 – 19.00 |
Вторая младшая группа
Теплый период года
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30 – 7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей на улице, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00 – 8.45 |
Организованная образовательная деятельность с детьми по подгруппам | 8.50 – 9.15 9.20 – 9.35 |
Второй завтрак | 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, оздоровительные мероприятия) | 9.35 – 12.00 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду | 12.00 – 12.20 |
Обед | 12.20 – 12.45 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем. Оздоровительные мероприятия. Подготовка к полднику | 15.00 – 15.30 |
Полдник | 15.30 – 15.50 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | 15.50 – 19.00 |
Кроме режимов дня в холодное и теплое время года для пребывания воспитанников в ОУ разработано и используется еще несколько режимов.
Гибкий режим дня
(для использования в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды)
Гибкий режим дня для групп разработан на случай неустойчивой и неблагоприятной погоды. Вместо прогулки на улице проводится совместная и самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми в групповой комнате с соблюдением режима проветривания, в музыкальном или физкультурном зале в соответствии с графиком работы залов.
Скорректированный (щадящий) режим дня для детей,
поступивших после болезни
- Уменьшение длительности дневного пребывания на 1 – 1,5 часа
- Удлинение дневного сна на 20-30 минут (поздний подъем)
- Ограничение физических упражнений в зависимости от перенесенного заболевания
- Индивидуальные сборы на прогулку под контролем взрослого (ребенок одевается последним на прогулку и первым раздевается после прогулки)
Адаптационный режим
- Режим: Укороченное время пребывания в детском саду. Бережное отношение к домашним привычкам ребенка при осуществлении режимных процессов.
- Питание: Сохранение привычного способа питания. Не кормить насильно. Можно привлекать родителей к процессу кормления.
- Закаливание: По 3-ей группе здоровья.
- Воспитательные воздействия : Создание эмоционально благополучной атмосферы в группе. Формирование чувства уверенности в окружающем (знакомство с группой, персоналом, детьми; установление доверительных отношений между воспитателем и детьми). Обучение навыкам общения со сверстниками. Постепенное привлечение ко всем занятиям с учетом реакции ребенка.
- Медицинские мероприятия: Профилактические прививки – не раньше окончания адаптации. Желательно никаких травматических процедур (анализы) до конца адаптации. При необходимости – консультация врача-педиатра и других специалистов.
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Вторая младшая группа № 11
№ п/п | Формы работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Всего |
1. | Непосредственно образовательная деятельность в физкультурном зале | 15 | 15 | 15 | 45 | ||
2. | Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 75 |
3. | Непосредственно образовательная деятельность в музыкальном зале | 15 | 15 | 30 | |||
5. | Самостоятельная двигательная деятельность детей во время приема и на прогулке | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 175 |
6. | Утренняя гимнастика | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 |
7. | Динамические паузы, физкультминутки .перемена | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 60 |
8. | Самостоятельные игры и прочие движения в режиме дня . | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 150 |
9. | «Тропа здоровья» в сочетании с воздушными ваннами | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 |
10 | Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 |
11 | Вечер досуга | 15 | 15 | ||||
12 | Спортивный праздник ( январь, июнь) | ||||||
13 | День здоровья | 3-я пятница каждого месяца | |||||
Итого в неделю | 133 | 133 | 148 | 133 | 133 | 680 |
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Разделы и направления Работы | Формы работы | Выход информации | |
1 | Использование вариативных режимов работы |
| МПС | |
2 | Психологическое сопровождение развития |
| МПС | |
3 | Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка | ПС КС | ||
1.Регламентированная деятельность |
| |||
2.Частично регламентированная деятельность |
| |||
3.Нерегламентированная деятельность |
| |||
4 | Работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни |
| ПС Семинары | |
5 | Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение | |||
1.Профилактические мероприятия |
Диетотерапия (по показаниям)
Физиотерапия по назначению врача | МПС | ||
2.Общеукрепляющие мероприятия |
| |||
3.Коррекционные мероприятия |
| |||
6 | Организация питания |
|
Технологии используемые с детьми во второй младшей группе №10
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Коммуникативные
- Личностно-ориентированные
- Нетрадиционная продуктивная деятельность
- Развивающие
- ИКТ-технологии
- Технологии сотрудничества
Сотрудничество с семьей
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:
- Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс
Задачи:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Основные формы взаимодействия с семьей прописаны в программе и выглядят следующим образом:
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов..
- Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Формы работы | Тема | Оформление дополнительного материала |
Сентябрь | Анкетирование родителей | «Мой ребенок» | Воспитание К.Г.Н. |
Октябрь | Родительское собрание Участие в выставке «Осень золотая» | Возрастные особенности детей 4 года жизни | Книжка-раздвижка «Здоровый образ жизни ребенка» |
Ноябрь | Консультация | «Совместный труд ребенка и взрослого» «Профилактика ДТП»
| Книжка-раздвижка «ПДД для малышей» |
Декабрь | Подготовка к Новому году участие в выставке «Новогодняя игрушка» | Новый год Рождество | Папка-передвижка «Учимся наблюдать за изменениями в природе» |
Январь | Родительское собрание «Развиваем детей» | «Развитие творческих способностей малышей» | Папка-передвижка «Круглый год» |
Февраль | Фотовыставка «Лучше папы друга нет» | «День Защитника Отечества» | Подбор фоторассказов, стихов |
Март | Подготовка к весеннему празднику 8 Марта | «8 Марта» | Коллективная работа «Цветы для наших мамочек» |
Апрель | Организация выставки ИЗО «Весна пришла, птиц позвала». Консультация «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни» | «Птицы весной» День здоровья | Изготовление скворечников совместно с родителями Изготовление стенгазеты «Если хочешь быть здоров» |
Май | Родительское собрание «Итоги года» | Наши успехи | Коллективная работа «Наш любимый детский сад» |
3.2 Условия реализации образовательной программы дошкольного образования
Групповое помещение: групповая комната, буфетная, туалетная и умывальная комната, раздевалка В группе имеется раздаточный, дидактический материал, дополнительная и методическая литература, наглядные материалы. Для педагогического процесса имеется магнитофон с аудио сопровождением, фланелеграф, мольберт, наглядные пособия , иллюстративный материал соответствующий тематическому планированию. В групповом помещении, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-пространственной среды и требованиями государственного образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
При создании предметной среды учитываются антропометрические, физиологические и психологические особенности детей. Предусматриваем вариативность, комфортность функциональность и безопасность окружения дошкольника. В группах созданы уголки интеллектуального и художественно-эстетического развития, конструктивный, игровой, физкультурный , книжный уголки, «островки безопасности» , уголки по ознакомлению детей с городом. В группах есть оборудование и ширмы, позволяющие расширять или ограничивать игровое пространство. Подбор пособий и материалов в уголки осуществляется с традиционными видами детской деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной. Это позволяет:
- обеспечить выбор каждым ребёнком деятельности по интересам;
- ребёнку взаимодействовать со сверстниками или индивидуально;
- решать интеллектуальные и личностные задачи;
- на уровне самостоятельности закреплять, апробировать материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
- Динамичность, сменяемость пособий в предметно-пространственной среде зависит от реализуемой тематической недели и темы проекта:
- Уголок с/р игры «Семья»
- Уголок с/р игры «Магазин»
- Уголок с/р игры «Парикмахерская »
- Уголок игры «Ряжения»
- Уголок «Экологического воспитания»
- Уголок «Конструирования»
- Уголок «Дорожного движения»
- Уголок «Книжный»
- Уголок с/р игры «Доктор»
Набор оборудования
(по областям: наглядный материал)
Образовательные области | Наглядный материал |
Познавательное развитие | Демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки) по темам. Дидактические, развивающие, интеллектуальные игры. Счётный материал на магните. Познавательная литература, детские иллюстрированные энциклопедии. |
Речевое развитие | Демонстрационный материал по развитию связной речи (серии сюжетных картин). Иллюстрации художников. Борисенко М.Г. Лукина Н.А. «Грамматика в картинках». Картотека игр и упражнений со звучащим словом; пальчиковых игр; логоритмических упражнений. Дидактические, развивающие, настольно-печатные игры. Детская художественная литература. |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактический развивающий материал в картинках «Моя Родина – Россия»; этно-календарь; игра-лото «Наши поступки»; дидактические игры по ПДД и ОБЖ. Функциональное панно «Внимание, дорога!» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Доктор», «Транспорт». |
Художественно-эстетическое развитие | Иллюстрации художников (пейзаж, натюрморт, портрет); иллюстрации «Русская народная игрушка», «Народные промыслы», «Народные костюмы», «Элементы орнаментов», «Элементы кружев». Дидактические игры «Ярмарка», «Русские узоры», «Народные промыслы», «Составь пейзаж» |
Физическое развитие | Физкультурный уголок, спортивные атрибуты по возрасту; иллюстрации видов спорта; пиктограммы; дидактические игры; картотека различных видов игр; атрибуты к играм; комплексы утренних, бодрящих гимнастик, физкультминуток. Игры по валеологии. Иллюстрации «Если хочешь быть здоров»; энциклопедия «Я-человек» |
Используемая литература во второй младшей группе
№ | Образовательная область ФГОС | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования | |
1 | Речевое развитие | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013г. | 1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи.– М.:Москва-Синтез, 2008г. 2. Ковригина Т.В., Косьянова М.В., Павлова О.В. – Комплексное занятие по программе «От рождения до школы». Волгоград, «Учитель» - 2012г. |
2 | Познавательное развитие | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013г. | 1. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». М.:Мозаика-Синтез. 2008 2. Новикова В.П Математика в детском саду/Пособия для 2-й младшей группы.. - М., Мозаика-Синтез, 2006 3. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений». . Мозайка-Синтез М.2008 4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду».– М.:Творческий центр.Сфера», 2008г. 5 Ковригина Т.В., Косьянова М.В., Павлова О.В..Комплексное занятие по программе «От рождения до школы».– Волгоград, «Учитель» - 2012г. |
3. | Социально-коммуникативное развитие | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013г. | 1. Корсенчова Е.Е., Грачева Н.И. «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня».– М.: Центр педагогического образования, 2012г. |
2. Алифанова Г.Т Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет.., С-Пб.: «Паритет» 2005г. | |||
3 Куцакова Л.В.,.Нравственно-духовное воспитание в детском саду: П/ . - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Н.. Петрова Е.С., Театрализованные игры детском саду. М.: «Школа Пресс» 2010г. 5.Горношева Т.П. ОБЖ для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс. 2011г. | |||
4 | Физическое развитие | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013г. | 1.Здоровье, В.Г.Алямовская , М., 1993 2. Пензулаева Л.И.,Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-5 лет), . М.,Владосток 2001 |
5 | Художественно-эстетическое развитие | Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013г. | 1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности М.: Мозаика-Синтез, 2009г. |
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду– М.: ТЦ Сфера , 2005 3. Фролова И .В. Предметное рисование, М.: «ТЦ Сфера» - 2005г. |
Парциальные программы (используются в полном объёме и без изменений):
1) "Цветные ладошки". Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с. (для углублённой работы над художественно-эстетическим развитием детей)
2) "Математические ступеньки". Колесникова Е.В. "Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ФГОС". – "Сфера", 2015 г. 112с. (для углублённой работы над познавательным развитием детей)
Перспективный план углубленной работы над методической темой
«Развитие речи через театрализованные игры»
Воспитателя : Петровой Ирины Александровны
Задачи в работе | Образовательные области | Форма совместной деятельности | Развивающая среда | Работа с семьей |
1 квартал -развивать речь детей активный словарь; - развивать диалогическую речь; - упражнять детей в выполнении простых имитационных движений. | Речевое развитие Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое | Чтение сказки «Волк и козлята» Показ плоскостного театра по сказке «Волк и козлята» Заучивание песенки козы, волка, работа над диалогами «Козлят и волка» Рисование «Травка для козлят» Лепка «Угощение для козлят» | Пальчиковые игры, театр картинок по сказке «Волк и козлята» Театр игрушек на столе | Изготовление шапочек козлят ,козы, волка. Предложить сделать настольные ширмы |
2 квартал Учить детей изображать игровые действия и сопровождать их речью. Закреплять умение при помощи тактильных ощущений находить животное | Социально-коммуникативное Речевое развитие Познавательное развитие | Рассматривание игрушек: зайчик, лягушка, мышка, волк, лиса, медведь. Работа над диалогами: «Кто в теремочке живет». Чтение сказки «Теремок» Конструирование «Домики для зверей» Настольная игра: «У кого какие шубки» | Собери картинку по сказке «Теремок» Иллюстрации с с изображением эмоциональных состояний | Изготовление шапочек по сказке «Теремок», просматривание мультфильмов, посещение театра |
3 квартал Расширять словарный запас детей, продолжать работать над интонационной выразительностью речи | Речевое развитие Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое | Рассматривание книг, чтение потешек. Слушание фонограммы с записью сказки «Заюшкина избушка» Чтение сказки «Заюшкина избушка» Дидактическая игра «Из какой сказки» Рисование «Солнышко», аппликация «Украсим домик для зайчика» | Имитация движений животных. Настольные игры: «Составь целое», «Разложи картинки по порядку» «Кубики по сказкам» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа в контексте ФГОС". Подготовительная группа.
Рабочая программа в свете новых требовний ФГОС. Возрастная группа : подготовительнаяк школе....
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
методическая разработка рабочей программы для второй младшей группы (3-4 года)
Рабочая программа на младший возраст с целями и задачами по образовательным областям, с кратким содержанием событий и мероприятий к комплексно-тематическому планироанию и проектной деятельности....
методическая разработка рабочей программы для подготовительной группы (6-7лет)
Рабочая программа для подготовительной группы (6-7ет) детского сада с целями и задачами по пяти образоательным областям с кратким содержанием мероприятий и событий рекомендуемых для проведения врамках...
методическая разработка рабочей программы для подготовительной группы (6-7лет)
методическая разработка рабочей программы для подготовительной группы (6-7лет)...
Методическая разработка. Рабочая программа педагога первой младшей группы
Рабочая программа по развитию детей 1 младшей группы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным ста...
Методическая разработка рабочей программы для средней группы ДОУ
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерно...