"Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО"
статья на тему
Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала ФГОС. Программа духовно - нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Поликультурное образование с позиции ФГОС ДО».
Дошкольные группы детского сада «Незабудка» находятся в Самарской области. Город расположен у реки Волги. Самара – город большой и многонациональный. Большую часть населения составляют русские. Остальную часть - татары, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы. Самарская область представлена культурными и этническими особенностями и дети часто встречаются с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
Необходимость решения фундаментальной задачи личностного формирования подрастающих поколений в аспекте их российской гражданской идентичности актуализирует вопросы гармонизации общегосударственных и национально-региональных интересов в сфере образования и воспитания. Существующая учебно-методическая база не отражает в полной мере эту проблему. Ее решение может быть достигнуто посредством внедрения программ, учебников и других учебных материалов поликультурного типа, в содержании которых должны гармонично сочетаться, являясь единым целым, специальные и культурологические знания как общечеловеческого и общероссийского формата, так и национально-регионального уровня. Именно на основе подобной поликультурной композиции можно обеспечить формирование у детей дошкольного возраста чувства их принадлежности к российской гражданской нации без ущерба для развития их национально-культурной ипостаси.
Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала ФГОС. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы.
Актуальность данной проблемы понималась мной, как необходимость формирования и развития у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей к различным народам и их культурам, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
Цель: формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи: - рассмотреть поликультурное образование с позиции ФГОС; - создать условия для успешной реализации поликультурного образования в соответствии с ФГОС; - воспитывать интерес к прошлой жизни и играм своих предков; - развивать чувство патриотизма и любовь к своей Родине. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции ФГОС гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения. Методическая работа осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях: - совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре; - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ; - апробация педагогических технологий поликультурного воспитания дошкольников посредством ознакомления с разными культурами. Эти направления реализуются при разнообразнии средств: - общение с представителями разных национальностей; - устное народное творчество; - художественная литература; - игра, народная игрушка и национальная кукла; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - музыка; - этнические мини-музеи; - национальные кушанья. Главные направления в работе с детьми: - развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья; - развитие нравственных чувств у дошкольников. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов: - вовлечение детей в разнообразные виды деятельности; - интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора; - использование взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель»; - осуществление воспитательной работы на основе народной культуры. Так же нами подобран методический комплект для работы по поликультурному образованию: - методические пособия; - викторины в виде презентаций; - фонотека; - сказки разных народов и иллюстрации к ним; - картотека игр народов мир; - энциклопедии. Педагогами в каждой группе оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями. Главные направления в работе с родителями: - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; - создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; - активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Помощь родителей для достижения целей в поликультурном образовании детей является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни наших дошкольных групп, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Условиями эффективной реализации поликультурного образования в дошкольных группах детского сада «Незабудка» являются: создание предметно-пространственной среды; подготовленность педагогов в области поликультурного образования; определение базовых направлений в работе с детьми; совместная деятельность родителей и педагогов; использование разнообразных технологий организации деятельности детей. Мы в своей работе рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания. Мы используем такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность, а также продуктивную и проектную деятельность. Помощь родителей для достижения целей в поликультурном образовании детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса в наших дошкольных группах. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни наших дошкольных групп, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы поликультурного образования
Презентационный материал по созданию поликультурной образовательной среды...
"Поликультурное образование в ДОУ"
Этой презентацией я лишний раз подтверждаю крайнюю необходимость в поликультурном образовании дошкольников....
Открытое занятие по поликультурному образованию
Открытое занятие по поликультурному образованию " Мы милашки яркие рубашки"...
Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...
Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...
Методический материал по поликультурному образованию в ДОУ
Методический материал для проведения проблемно-деловой игры для педагогов по теме "Поликультурное образование в детском саду" (крассворды)....
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»
Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...