ДОКЛАД ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
материал
В современном мире, где происходит активное взаимодействие культур, особую значимость приобретает поликультурное образование. Оно отражает взаимосвязь образования и культуры в процессе становления личности, общества и государства. Дошкольное образование является первой ступенью, на которой дети начинают осваивать социальный опыт и навыки межкультурного взаимодействия, что становится основой для формирования поликультурной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremushkina_vystuplenie.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ».
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
В современном мире, где происходит активное взаимодействие культур, особую значимость приобретает поликультурное образование. Оно отражает взаимосвязь образования и культуры в процессе становления личности, общества и государства. Дошкольное образование является первой ступенью, на которой дети начинают осваивать социальный опыт и навыки межкультурного взаимодействия, что становится основой для формирования поликультурной личности.
Одним из эффективных инструментов в формировании поликультурной личности являются произведения искусства. Художественная литература, в частности, является одним из основных видов искусства и наиболее доступным для детей дошкольного возраста. Она представлена различными жанрами, но особенно ярким и доступным для дошкольников является жанр сказки.
Сказка эмоционально насыщена и способна влиять на детей, вызывая разнообразные чувства и способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающего мира и культурам разных народов. Сказка с давних времён способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, определяющих его внутренний мир. Ознакомление дошкольников со сказками разных народов включено в систему работы по формированию поликультурного образовательного пространства. Это помогает детям получить первоначальные представления о традициях, обычаях и быте разных национальных культур.
В практике формирования поликультурной личности дошкольника я использую русские и мордовские народные сказки. Для того чтобы вызвать у детей наибольший интерес к сказке, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Для этого можно использовать различные методы: показать страну, республику на карте или глобусе, рассказать о ней, показать на картинках в виде презентации или фотографиях пейзажи, достопримечательности, национальные костюмы, предметы быта, игрушки и т.д., послушать национальную музыку.
Основная часть работы - это ознакомление детей с текстом произведения (сказки) с использованием разнообразных методов (чтение или рассказывание, показ сказки с использованием различных видов театра, мультфильм, аудиозапись). Затем проводится беседа по содержанию сказки, выяснение отношения детей к персонажам и их поступкам, сравнение версий сказки русской и мордовской. Поскольку сказки отражают язык и культуру конкретного народа, стиль изложения в русской и мордовской версиях отличается. Мордовские сказки передают местный колорит через использование специфических слов и выражений, которые могут быть непонятны носителям русского языка без пояснений. В результате беседы дети должны понять, как в разных сказках по-разному говорится об одном и том же. Также можно давать детям творческие задания, например, сочинение сказок по заданному сюжету, рисование эпизода или героев сказки, создание собственной книги сказок.
В нашем ДОУ был реализован проект «Книжный мир», в котором участвовали дети, начиная со средней группы. В ходе проекта проводились различные мероприятия: литературные вечера, видео и аудиовечера, тематические выставки, кукольные спектакли, показ литературно-музыкальной композиции (в жанре мюзикл), еженедельное чтение с родителями (законными представителями) воспитанников, семейный конкурс «Любимые сказки», буккроссинг, посещение библиотеки, знакомство с профессией «Библиотекарь», встреча с иллюстраторами и создателями книги ручной работы «Мордовские народные сказки» - педагогами ОП «ЦРР – д/с «Росинка» (это один из пунктов реализации вариативной части Образовательной программы, региональный компонент).
Взаимодействие с родителями воспитанников также играет важную роль в формировании у детей толерантного поведения и нравственных ценностей. Формы взаимодействия с семьями воспитанников могут включать родительские собрания, изготовление совместно с детьми атрибутов для игр-драматизаций по сказкам, создание буклетов и различных выставок совместного творчества по сказкам, оформление иллюстративного альбома «Сказки народов России».
С помощью народных сказок ребёнок начинает понимать своеобразие и неповторимость своей Родины. Дети узнают, что в мире существует множество разных народов, каждый из которых уникален и самобытен, но в каждом есть понятия о совести, дружбе и взаимопомощи, которые ярко проявляются в их сказках, учатся миролюбию, любви и уважению к другим народам и культурам.
Таким образом, знакомство с народными сказками играет важную роль в речевом, мыслительном развитии и воспитании дошкольника. Богатый и многовековой опыт воспитания подрастающего поколения на основе народного творчества необходимо преумножать. В сказке сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа. Сказка словно создана специально для ребёнка, так как его сознание «требует» сказки, поскольку у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит с ним на понятном языке и удивительным образом, не уча напрямую, образовывает и воспитывает ребёнка, развивает его речь и воображение, формирует толерантное поведение и нравственные ценности.
Литература.
1. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. С. 150-153.
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.
3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 16–19.
4. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11.
5. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 511 с.
6. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – С. 79-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник Всероссийская научно-методическая конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы»
Сборник включает в себя методические разработки участников Всероссийская научно-методическая конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы».Разработки предназначен...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"
Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях дошкольной образовательной организации....
Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ XIX ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РУССКИХ И МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Одним из эффективных инструментов в формировании поликультурной личности являются произведения искусства. Художественная литература, в частности, является одним из основных видов искусства и наиболее ...