Проект Тема: «Куколки - матрёшки».
проект (подготовительная группа) на тему
Тема проекта: «Куколки - матрёшки».В современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. У большинства современных детей ярко выражено чувство тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках.
Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukolki-matreshki.docx | 656.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №16 «Ягодка» Калининградская область, Полесский район, п.Сосновка
Проект
Тема: «Куколки - матрёшки».
Выполнила:
воспитатель старшей группы
Иванова Татьяна Александровна
п.Сосновка
2015г
«Кукла- воплощение сокровенного мира детства,
когда все вокруг представляется
волшебным и обещающим чудом. Без куклы мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся по лицу Земли».
П.Синявский
Тема проекта: «Куколки - матрёшки».
Актуальность:
В современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. У большинства современных детей ярко выражено чувство тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках.
Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение. Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины. Со всеми куклами интересно играть: вместе с резиновыми куклами купаться в реке или в море; матерчатых кукол- переодевать, тех кукол, у которых открываются и закрываются глаза,- укладывать спать и петь им колыбельную песенку: «Баю-баюшки-баю, баю Настеньку мою». А есть куклы, у которых имя одно и тоже,- Матрешки.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней доступные для ребёнка исторические сведения- это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки? Способ изготовления матрешек. Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель проекта; формирование у детей познавательного интереса к истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной игрушки- матрёшки.
Задачи для детей:
- Познакомить детей с историей возникновения матрёшки.
- Развивать навыки художественного творчества детей.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
- Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Для родителей:
- Привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей, к созданию и оформлению творческой мастерской и мини- музея «Русская матрешка».
- Вовлечение родителей в нравственно- патриотическое воспитание детей посредством их участия в совместной творческой деятельности.
Для педагога:
- Способствовать творческой активности детей;
- Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Повышение интереса к изучению истории и культуры, народного декоративно-прикладного искусства России.
- Развитие самостоятельных навыков и умений в изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование) с использованием элементов народного творчества.
- Развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народного декоративно- прикладного искусства, народных игрушек.
- Умение выполнять работу коллективно.
- Использование полученных знаний и умений в индивидуальных творческих работах.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной творческой деятельности.
- Повышение культурного уровня, формирование устойчивого
интереса к традициям народного декоративно- прикладного искусства.
Этапы реализации проекта:
1-й этап - подготовительный этап:
- постановка цели и задач;
- изучение понятий, касающихся темы проекта;
- разработка планирования организации тематической образовательной деятельности с детьми;
- подготовка мультимедийных презентаций: «Русская матрешка», «Этапы изготовления матрешки».
2-й этап – основной этап:
- реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
- внедрение различных форм работы во все виды деятельности;
- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми;
- использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности;
- организация совместного творчества педагога, детей и родителей: оформление мини-выставки «Русская Матрешка».
3-й этап - заключительный этап:
- обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
- совместная деятельность педагога, родителей, детей. Развлечение «В гости к нам пришли матрешки».
- презентация проекта.
Мероприятия по реализации проекта
Познавательно- речевое развитие
- Тематические занятия:
- развитие речи «Матрёшкины именины»;
- природный мир «Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши матрешки?».
2. Чтение, разучивание произведений фольклора о матрешках.
3. Матрешкин «Блиц-опрос».
Художественно-эстетическое развитие
- Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
- Рисование матрешек (гуашь).
- Рисование матрешек (цветными карандашами).
- Рисование матрешек (акварель+ восковые карандаши).
- Создание мини-музея «Русская матрешка».
- Прослушивание песен о матрешках, русских народных песен.
- Музыкальное представление варежкового театра «Матрешки» (музыка и слова Н.Караваевой).
Игровая деятельность
- Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек чаем».
- Дидактические игры «Найди отличия», «Составь узор», «Собери картинку», «Угадай и расскажи», «Собери матрешку», «Найди домик матрешки».
- Хороводная игра «Матрешка».
Работа с родителями
Родителям предлагается:
- Помочь со сбором информации, предметов народных промыслов для мини-музея.
- Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
- Помочь детям разучить стихи, частушки.
- Изготовить русские народные сарафаны для танца.
Перспективное планирование работы
по проекту
1 неделя |
|
1.Тематическое занятие по развитию речи «Матрёшкины именины». 2. Рисование матрешек «Матрешки из Сергиева Посада» (гуашь). 3. Рисование матрешек «Знакиьтесь: Русская матрешка» (акварель+ восковые карандаши). 4. Музыкальное представление варежкового театра «Матрешки» (музыка и слова Н.Караваевой). 5. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем». 6. Разучивание частушек. 7. Дидактические игры «Найди отличия», «Собери картинку», «Составь узор». 8. Мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой». | 1.Тематическое занятие по природному миру «Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши матрешки?». 2. Матрешкин «Блиц-опрос». 3. Рисование матрешек «Семья Семеновских матрешек» (цветными карандашами). 4. Дидактические игры «Собери матрешку», «Угадай и расскажи», «Найди домик матрешки». 5. Разучивание стихотворения Е.А.Никоновой 6. Хороводная игра «Матрешка». 7. Открытие мини-музея «Русская Матрешка». 8. Развлечение «В гости к нам пришли матрешки». |
Результативность проекта:
∙Сформированность у детей и родителей устойчивого интереса к истории России, к традициям народного декоративно- прикладного искусства.
∙Развитие у детей и родителей ценностного отношения к истокам народной культуры.
∙ Развитие у детей и родителей интереса к совместной творческой деятельности.
∙ Повышение интереса родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях.
Перспектива: для повышения интереса к истории России, к декоративно-прикладному искусству необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов и использование интегрированного подхода в данном направлении.
Обеспечение проектной деятельности
Информационные ресурсы:
1. http://www/maaam.ru/
2. http:// vospitatel.com.ua/
4. http://nsportal.ru/
5. http://festival.1september.ru/
Методическое обеспечение:
- О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту». Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013г.
- Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей». Книга для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. классов, руководителей. худ. студий.-Москва, 2000 г. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников».- М: Мозаика, 2010г.
- Е.А.Сыпченко Инновационные педагогические технологии. «Метод проектов в ДОУ».- С-Пб «Детство-Пресс» 2013г.
- Д.Н.Колдина Рисование с детьми 5-6 лет.- М: Мозаика, 2010г.
- Алехин А. «Матрёшки», Москва, 1989 г.
- Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
- Берестов В. «Матрёшкины потешки», М: 1992г.
- Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб.: Паритет, 2010г.
Дидактическое обеспечение:
- Планирование организации тематической образовательной деятельности с детьми.
- Мультимедийная презентация «Русская матрешка».
- Мультимедийная презентация «Этапы изготовления матрешки».
- Мини-выставка «Русская Матрешка».
В какие еще игры можно играть с матрешками?
Мастер- класс для родителей.
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
4. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
5. Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой "матрешечный" мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.
Художественное слово в рамках реализации проекта «Куколки-Матрешки»
Стихи о матрёшках
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй!
Половинку отвинти
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
-Сколько вас? - у них мы спросим.
И ответят куклы: -Восемь!
Мы- матрёшки, мы- мы сестрички,
Мы- толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Мы – матрёшки, мы- кругляшки.
Мы все лаковые, одинаковые.
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок-глаз.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь, то одна.
Вся она как маков цвет-
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню.
Больше всех её люблю.
Маленькую крошку-
Красную… матрёшку.
- Ой, ты барышня-матрёшка
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Матрёшка
В. Приходько
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном.
Вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрёшка - детёныш,
А там ещё! Откуда?
А там опять Найдёныш!
Умыты ручки – ножки
У каждой у матрёшки,
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки.
Поют матрёшки в хоре,
Живут не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
Ю. Володина
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
АГришин
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Е.Крысин
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Р. Карапетьян
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Л. Громова
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Н. Радченко
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Джулия Рум
Эти русские матрешки,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Л. Громова
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Н. Радченко
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Джулия Рум
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
С. Иванов
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
А. Кулешова
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой
З. Медведева
МАТРЁШКА
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
Загадки о матрёшках
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что это за подружка?
(Матрёшки)
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
(Матрёшка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрёшка)
Толстушка покупается,
В середине открывается-
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается-
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрёшка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица-
Для меньшей темница.
(Матрёшка)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью- во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех- малютка, крошка.
Всё вместе сувенир…
(Матрёшка)
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
(Эти матрёшки!)
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
В. Стручков
В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Г. Таравкова
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...
(Матрешки)
Матрёшкины частушки
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Хлебом- солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочке.
Пряники печатные,
До того нарядные
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Толстая матрёшка
Ходит с поварёшкой.
Поварёшку обронила –
Себе руку обварила!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрёшку.
Шла по ягоды матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась!
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одежки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрёшки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили.
Оставляли ночевать,
Завтра снова танцевать!
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка»
Цель:
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Программные задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки.
- Развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Интегрируемые образовательные области:
- - социально – коммуникативное развитие;
- - познавательное развитие;
- - речевое развитие;
- - художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Знакомство детей с русскими сувенирами (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, проектная деятельность и т.д.), слушание русских народных мелодий, разучивание стихов, загадок, частушек, песен о матрешках.
Демонстрационный материал:
- Творческая выставка «Куколки-матрешки» (иллюстрации с изображениями матрешек с росписями разных направлений, рисунки, матрешки деревянные, фотографии, древесина для изготовления матрешек).
- Русские народные мелодии, песня о матрешках.
- Медиа ресурсы (презентация "Русская матрёшка").
Раздаточный материал:
Плоскостные матрешки по количеству детей, краски акварельные, кисти разной ширины, стаканчики под воду, фломастеры , цветные карандаши, пластилин, стеки, дощечки, салфетки.
Ход занятия:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии воспитатель обращает внимание детей на матрешку, которая находится в центре стола.
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите, какая замечательная игрушка пришла к нам в гости. Послушайте загадку про матрёшку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (Матрёшка)
(Воспитатель берёт матрешку и предлагает отправиться в Русский Дом Сувениров).
Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка. Яркая Матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России, но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было.
(Показ слайдов мультимедийной презентации).
(3 слайд) Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Давным–давно русский художник Сергей Васильевич Малютин привез в Россию из далекой страны Японии деревянную фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. Японский буддийский мудрец Фуккуруму был вырезан из дерева русским монахом, жившим на острове Хонсю, и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. У деревянного мудреца была вытянута голова и добродушное лицо, изображал он Фукуруму- божество счастья и долголетия. Малютин показал игрушку русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. (4 слайд) Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девочек, девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну ни дать ни взять-милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространенное.
«Настоящая Матрена!» - воскликнул кто-то, увидев куклу и назвали ее «Матрешка с петухом». Внутри ее устроились три старшие дочери- помощницы- в фартуке, с серпом, с плошкой, да еще мальчик в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике, сосущая палец и «неделимый» младенец в пеленке. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежке, с милыми живыми лицами-добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлёными.
-А как будет ласковое имя Матрены?
(Ответы детей).
(Дети читают стихи о матрёшках)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй!
Половинку отвинти
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
-Сколько вас? - у них мы спросим.
И ответят куклы: -Восемь!
Воспитатель: С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия. Матрешка была своеобразным оберегом семьи- хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому её дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей.
Игра «Собери матрёшку». (Дети собирают матрёшек).
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек (показ слайдов) .
(5 слайд )В разных селах и городах стали делать матрешек. У всех матрешечников свой секрет, своя «особинка». Но отличить их друг от друга нетрудно.
Матрешки родом из Семенова- стройные, нарядные, с букетами алых роз на цветастых фартуках с ярко-зелеными листочками, в желто-красных полушалках. В их убранстве много золота. Желтых. Зеленых, красных цветов. Матрешки отражают идею изобилия и богатства. Семеновские матрешки легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и традиционно пышному букету фантастических цветов на фартуке. Они отличаются своей «вместительностью»- традиционно матрешка состоит из 15-18 кукол» а, самая вместительная матрешка в России, изготовленная именно в Семенове,- это 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту, а самая маленькая- величиной с рисовое зёрнышко.
Воспитатель: Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
А теперь Матрешка предлагает нам сыграть в хороводную игру "Матрешка"
Из детей выбирают пару. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.
Ой, Матрешки, вы Матрешки
Красные сапожки
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте
Пляску начинайте
(говорком)
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
(6 слайд ) Загорские (Сергиевопосадские) матрешки степные, в их украшении доминируют краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками. Они устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках. Они всегда при деле. Образы матрешек отражали жизнь провинциального городка. В руках у матрешек то серп, то хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с грибами или ягодами, то платочек.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове. (платок)
Воспитатель:
А платок всегда завязан на (узелок)
Воспитатель:
А поверх сарафана. (фартук)
Воспитатель:
(7 слайд ) И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. А в селе Полховском Майдане под Нижнем Новгородом и в соседнем с ним Крутце у матрешек по желтому фону «разбрасывают» малиновые ягоды да цветы шиповника – «розанные рисунки», да зеленые листья.У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Их отличает черная обводка всех изображений; украшение матрешек олицетворяет идею цветущего сада. Плодородия и красоты земли. И статью они стройнее.
(9 слайд ) Изготовление матрешки.
Для изготовления матрешек используют липу, березу, осину: она очень легкая и хорошо поддается обработке: чурочка – бочоночек – две неравные части – обработка внутренней поверхности – художник натирает ее жидким крахмалом трижды – роспись – лак – печь.
(показ древесины,из которой делают матрешки).
3 блок. Продуктивный.
Воспитатель:
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
Оздоровительная разминка.
У Меланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке:
Пять сыновей, пять дочерей
(растопырить пальцы на руках и показать).
Все без бровей (пощипывание бровей).
Все без ушей (массаж ушей).
Вот с такими глазами,
Вот с такими языками,
Вот с такими животами,
Вот с такой бородой.
Ничего не ели. Ничего не пили,
А делали вот так…(старославянский массаж- колотун). (Проговаривая слова, дети кулачками или ребрами ладони поколачивают себя по всему телу. Либо повторяют движения по показу ребенка водящего.)
Дети переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи различных художественных средств (пластилин, стеки, карандаши, краски, кисточки, стаканчики с водой, фломастеры, салфетки для рук, дощечки для работы), выбирают себе понравившуюся заготовку-шаблон, приступают к работе.
(Самостоятельная работа детей).
Воспитатель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку. (Музыкальное сопровождение).
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.
Вы сегодня все постарались и работали как настоящие мастера.
(дети рассказывают чем они занимались на занятии, что больше всего им понравилось, что нового они узнали ).
Давайте поблагодарим нашу Матрешку за то, что мы узнали так много интересного. Воспитатель благодарит детей.
(15 слайд) Матрешка - это русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Русская матрёшка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. В Германии их называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". На всех крупных выставках, ярмарках, фестивалях, проводимых в разных уголках мира, побывали забавные веселые матрешки, очаровывая зрителей своим неповторимым русским обликом.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
Развлечение «В гости к нам пришли матрешки» (для детей старшего возраста).
Оборудование:
1. Мини-выставка «Русская Матрешка».
2. 2 самовара, 2 ведерка, 2 скатерти, 2 чашки с блюдцем, вазочки с вареньем, корзиночки с баранками.
3. Детские игрушки: кукла, мячик, зайчик, машинка, обезьянка, елочка, солдатик, самолет, собачка и т.д.
4. 2 куклы «Ванька-встанька».
5. Набор баранок (40 штук по 20 в каждой связке) и 2 корзинки.
6. (6 бабочек-оригами с написанными на них загадками).
7. 2 юбки, 2 платка.
Ведущий: Дуйте в дудки,
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!
( входят девочки в костюмах матрешек, исполняют танец «Матрешек»,«Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Мы - веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
Ведущий: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках? Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
«Матрешкины вопросы» :
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)
2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).
5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).
6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).
Ведущий: История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Мы выбрали, на наш взгляд, самую интересную версию и верим, что она самая правдивая. Итак, слушайте.
Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы. Савва Иванович (показ портрета Саввы Ивановича) слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий (показ портрета Анатолия Ивановича), открыл в родовой усадьбе семьи, селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный» кругозор, из разных стран выписывались самые разные игрушки.
Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья (показ иллюстрации). Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже.
Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что, если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин (портрет токаря) закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин (портрет художника ) готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках (показать иллюстрацию).
Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками.
В 1900 году первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом» получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.
Первых матрешек на продажу начали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Так, в городе Семенове появилась семеновская матрешка, которую украшали в лучших традициях хохломской росписи. Стали изготовлять матрешек в селах Полхов-Майдан и Крутец, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.
Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. К нам в гости приехали две матрешки, встречайте их.
(выходят девочки в костюмах Сергиево-посадской и Полхов-майданской матрешки ).
Сергиево-посадская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.
Полхов-майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Здравствуйте, мои дорогие! Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками». Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают.
Сергиево-посадская матрешка: Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение на мне - это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, корзинку, чайник. Форма моя - добротная, устойчивая, крутобокая.
Полхов-майданская матрешка: Ну, подружка, по форме и по краскам тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее тебя. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает мне задорный, удалой вид. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые... Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо-букет: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я - полюбуйтесь на меня!
Сергиево-посадская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по-другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А еще игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, трудолюбием и терпением.
Полхов-майданская матрешка: А мне палец в рот не клади. Я девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю!
Сергиево-посадская матрешка:
Все матрешки петь хотят
И без музыки грустят.
К музыканту побегу:
Тут грустят матрешки
Поиграй для них немножко!
Хочу «Матрешкины частушки»!
(девочки исполняют «Матрешкины частушки»).
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем.
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Шли подружки по дорожке
Было их немножечко:
Две матрешки, три матрешки
И еще матрешечка.
Шла по ягоды матрешка
Позабыла взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Ах, матрешечка, матрешка,
Хороша- не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Щечки алые, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
Ведущий: Праздник матрешек - это не только песни, хороводы, но и шутки, игры. Ребята, приглашаем вас принять участие в матрешкиных конкурсах.
Матрешкины конкурсы:
1. Конкурс «Матрешки». Предлагаем двум командам надеть юбку и повязать платок - нарядиться матрешками. (побеждает та команда, которая сделает это быстрее и аккуратнее).
2. «Загадки про игрушки». Матрешки - игрушки, в которые не играют. Матрешки украшают дом. И все-таки матрешка, превратившись в сувенир, не перестала быть игрушкой. Назовите свои любимые игрушки, отгадав загадки про игрушки.Нужно снять со стенда бабочку-оригами, развернуть, прочитать загадку и дать ответ.
- Кручусь, верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. (Юла)
- Не гром, а гремит. Но тем и знаменит. (Барабан)
- Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю... То их восемь, то одна. (Матрешка)
- По дорожкам, по тропинкам он бежит. А поддашь его ботинком - он летит. Вверх и вбок его кидают на лугу. Головой его бодают на бегу. (Мяч)
- Две ручки и веревочка - веселая игра. В нее играют девочки из нашего двора. (Скакалка)
- Его спустишь с поводка – улетит он в облака. (Воздушный шарик)
Я гостей ждала, наряжалася.
Бусы красны надевала, украшалася.
Когда бусы надевала, нитку шелкову порвала.
Люди добры! Помогите!
Мои бусы соберите.
3.Игра «Собери бусы» ( мамы собирают бусы)
4. Игра «Узнай игрушку с завязанными глазами».
(Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и дает ее в руки участнику - узнай! Варианты игрушек: кукла, зайчик, машинка, обезьянка, елочка, кубик, матрешка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка, солдатик).
5. «Соедини центр с изделием». Матрешка - это один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Изготовить матрешку не менее трудно, чем создать дымковскую игрушку, хохломскую посуду, палехскую миниатюру, и невозможно без таланта и фантазии, терпения и трудолюбия мастера-художника. Задание будет заключаться в следующем: нужно соединить название центра декоративно-прикладного искусства с родным изделием, например:
- лиса с курчкой (Филимоново)
- тарелка, ваза (Гжель)
- поднос (Жостово)
- барыня (Дымково)
- матрешка (Сергиев Посад)
6. Игра «Собери баранки». Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю, приготовленному в угольном самоваре. Задание: двум командам раздаются по 20 баранок - кто быстрее соберет их в корзинку.
7. Игра «Накрой стол». А теперь пора накрывать на стол: накрыть стол скатертью, поставить самовар, чашки с блюдцем, корзиночку с баранками, вазочку с вареньем (побеждает команда, которая сделает это быстро и аккуратно ).
Ведущий: Чтобы узнать имя следующего гостя, нужно отгадать загадку.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять
И стоит - качается.
Как он называется? (Ванька-встанька)
(Ведущий держит в руках Ваньку-встаньку и рассказывает от первого лица.)
Ванька-встанька: Праздник матрешки - это и мой праздник, потому что я тоже матрешка, только одноместная. Я Ванька-встанька. А еще за мой строптивый, несговорчивый характер меня прозвали куклой-неваляшкой. У меня есть два секрета, скрытые внутри меня. Знаете, какие? (Дети отвечают). Да, внутри у меня грузик, поэтому и фигурка моя очень устойчивая. А еще внутри у меня скрыта ласковая, добрая мелодия, которую я, если меня попросят, с удовольствием играю. Слышите? А теперь, детвора, у меня для вас игра.
Игра «Принеси игрушку другу». (Игроки с игрушкой в руках пробегают по очереди между опорами, преодолевают препятствия и отдают игрушку следующему игроку).
Ванька-встанька: Я тоже хочу с ребятами и их родителями поиграть. Я предлагаю разгадать мои загадки.
1. Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает. (самовар).
2. Русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов, надеваемое поверх рубашки с длинными рукавами. (сарафан).
3. Головной, пуховый... (платок).
4. Танец по кругу с пением и переплясом. Водят вокруг елки... (хоровод).
5. Подарок на память о человеке, стране, городе. (сувенир).
6. Мячик, машинка, кубики, кукла - одним словом. (игрушка).
7. Регулярно устраиваемая большая распродажа товаров с развлечениями. (ярмарка).
8. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек. (липа).
Ведущий: У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили.
Мы заканчиваем праздник и в память о нем хочется подарить вам эти сувениры- сладкие матрешки ( плоскостная матрешка с конфеткой в карманчике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "История матрёшки"
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значени...
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...
Нетрадиционные техники рисования. Интегрированное занятие в первой младшей группе «Красивые сапожки для куколки матрёшки»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиками сапожок для матрёшки.Различать предметы по величине «большая», «маленькая», закрепить...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...
Проект Младшей группы на тему: «Красавица-Матрёшка»
Проект Младшей группы на тему: «Красавица-Матрёшка» Подготовила воспитатель:Тимофеева Г. Н.Паспорт проекта:Название проекта: &la...
Проект на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)
Проектная деятельность на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: 2 недели.Возрастная группа: старшая ...
Презентация на тему "Виды проектов, этапы проектов на основе проекта "Бумажная куколка""
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод п...