ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
проект (старшая группа) по теме
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества «Русская матрёшка» | 28.11 КБ |
krasavitsa_matreshka3_.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №2 «Теремок».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей к истокам русского народного творчества
в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
подготовила и провела:
воспитатель первой категории
Боголюбова Наталья Геннадиевна
2016 год.
Аннотация проекта:
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Тип проекта: творческий
Участники: дети, родители, воспитатели
Возраст детей: 5-6 лет
Значимая проблема, на решение которой направлен проект:
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг
представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на
решение, которого направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель проекта:
Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Для детей
познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;
систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;
развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;
содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.
2. Для педагогов:
способствовать творческой активности детей;
создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;
вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
3. Для родителей:
приобщать к истокам русской народной культуры;
систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;
принимать активное участие в образовательном процессе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;
Продукты проекта:
Для детей:
альбом совместных рассказов «Народная игрушка»;
выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;
миниэкспозиция «Матрешка - народная игрушка».
Для педагогов:
картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;
иллюстрации о разновидностях матрешек;
дидактические игры: «Что из чего сделано», «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Построй ряд с закрытыми глазами» и др.;
электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».
Ожидаемые результаты по проекту:
сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.;
заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);
конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)
Обеспечение проекта:
Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 2013.
Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,2012.
Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 2014
Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год
Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.
Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.
Краткое содержание проекта «Русская матрешка»
Этапы проекта:
Подготовительный:
Педагог: Постановка проблемы: в развивающей среде группы дети обращают внимание на разнообразие матрешек. Подведение детей к проблемному вопросу: Какие еще бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры.
Дети: Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др.
Организация игр с матрешками.
Педагог: Задают положительно эмоциональный настрой.
Дети: Попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать минимузей русской игрушки в группе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации миниэкспозиции «Матрешка -народная игрушка».
Деятельный: (непосредственная деятельность по проекту)
Педагог:
Чтение художественной литературы:
Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,
И.Черницкая «Матрёшки»,
В.Приходько «Матрёшка на окошке»,
С.Маршак «О матрёшках»,
З.Петрова «Ой, да мы матрёшки»,
С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки,
И.Булва-Давыдова «Игрушки».
Оформление мини-экспозиции «Русская матрёшка»
проведение беседы с детьми и родителями об истории возникновения матрешки, о ее разновидностях по месту производства;
образовательная деятельность с детьми: «Матрешки водят хоровод» (образовательная область «Художественное творчество», «Коммуникация»), «Матрешка в подарок маме» (образовательная область «Художественное творчество», Социализация»);
разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен, частушек, связанных с темой проекта;
проведение беседы с детьми о липе, как о поделочном мате-риале, о бережном отношении к природе;
составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»;
знакомство детей с новыми дидактическими играми;
Дети:
Участие в совместной деятельности с воспитателями: изготовление коллективной аппликации «Матрешки водят хоровод», лепка матрешек из слоеного теста с украшением бусинами «Подарок маме»;
самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Центр искусств (раскрашивание раскрасок, зарисовка понравившихся матрешек (впечатление от миниэкспозиции), Центр математики (считают, решают логические задачи, сравнивают матрешек) , Центр познания (рассматривают иллюстрации, открытки по теме), Центр игры (играют в дидактические игры), Центр творчества (изготовление матрешек различной техникой). Центр речи (приглашение на миниэкспозицию детей из других групп, проведение экскурсии);
заучивание стихов, песен, частушек о матрешке;
сочинение рассказов о народной игрушке;
участие в играх.
Родители:
участие в создании выставки «Семейная матрёшка»;
участие в экскурсии по мини-экспозиции «Русская Матрешка»;
помощь в оформлении выставки детских творческих работ по теме.
Завершающий: (презентация продуктов проекта)
Презентация проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете ДОУ
создание электронной презентации по итогам работы над проектом;
подведение итогов реализации проекта. Участие в развлечении с представлением своих работ. Участие в развлечении «Матрешка приглашает»;
сбор фотоматериалов для изготовления презентации, создании электронной презентации по итогам проекта «Русская матрешка».
Анализ:
В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники: воспитанники группы, педагоги, родители. Цель: Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам. воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
1. Подготовительный : - определение объектов изучения; - подбор литературы, иллюстраций; - приобретение материалов для изодеятельности . 2. Деятельный: - ознакомление с национальными костюмами; - изучение художественных элементов; - оформление экспозиции. - изготовление матрёшек в разной технике. - сбор фотоматериалов. 3. Заключительный : - обобщение результатов работы; - сбор коллекции игрушек – матрёшек; - изготовление «Семейной матрёшки»; - Презентация проекта и обсуждение на педагогическом совете. Этапы работы:
сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.) Ожидаемые результаты:
В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы. Анализ:
№ Тема занятия 1 Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами». 2 Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки» ( ряжение ). 3 История возникновения и развития матрёшечного дела. 4 Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья». 5 Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки). 6 Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», Тематический план к проекту «Народная игрушка – Матрёшка»
7 Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный). 8 Игры с разными видами матрёшек, сравнение. 9 Рисование простейших элементов росписи. 10 Рисование: составление простейших узоров. 11 Разработка «семейной» матрёшки. 12 Изготовление матрёшек в различных техниках (Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание). 13 Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер). 14 Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.
Мини-экспозиция Матрёшки
Наши Матрёшки
Наши Матрёшки
Семейная Матрёшка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по русскому народному творчеству в старшей группе
Данный материал поможет воспитателям старших групп составить проект по русскому народному творчеству...
Конспект тематического дня в старшей группе на тему: «Русское народное творчество»
Конспект тематического дня разработан для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект представлен о многообразии видов устного народного творчества с их различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...
Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год
открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....
Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"
Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...
Проект «Приобщение детей к истокам устного народного творчества»
Автор проекта Воспитатель МКДОУ №5 г. МиньярДавыдова Марина Николаевна...
Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...