Проект "А песни тоже воевали"
проект (подготовительная группа) на тему

Иванова Жанна Петровна

У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили поближе познакомится с песнями,которыми жила и дышала Родина в "суровых сороковых"; с песнями, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья; а также с песнями о войне, созданными уже в мирное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_proekt.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

                                               

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы:

«Социально-гуманитарные и экономические науки»

                                                                                                                                                                                 

                                                                         

Тема: «А песни тоже воевали»

                                                                                           Авторы:

Шушаков Максим Андреевич                                                                                                                    Группа «Одуванчик»

общеразвивающей направленности

старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

Любина Полина Анатольевна

Группа «Тюльпанчик»

общеразвивающей направленности

старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

Научный руководитель:

Иванова Жанна Петровна,

музыкальный руководитель

МАДОУ  ЦРР - д/с                                                                          

 

2015

  1. Аннотация

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне…

(Н.Верб)

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала... У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили поближе познакомиться с  песнями, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых»; с песнями, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья; а также с песнями о войне, созданными уже в мирное время.

Цель проекта: Узнать название, авторов и историю создания военных песен.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

  • познакомиться с историческими фактами военных лет;
  • узнать о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • узнать, какие песни о войне существуют;
  • познакомиться с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны и после её окончания;
  • узнать о роли и значении этих песен в жизни каждого человека;

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Проектным продуктом нашей работы является создание мультимедийного альбома «Песни о войне».

Выводы, полученные в ходе проекта. Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.

  1. План исследования

Актуальность: Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни о войне, написанные во время Великой Отечественной войны и в мирное время.

Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Область исследования: литературное чтение, музыка.

Срок работы над проектом: январь 2015 – март 2015.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
  2. Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
  3. Защита проекта (представление мультимедийной презентации).

На подготовительном этапе мы с музыкальным руководителем смоделировали ситуацию, чтобы выявить проблему и определить цель и задачи нашего проекта. Здесь применили «модель трех вопросов»: «Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?» Затем провели беседу с родителями на тему «Песни о Великой Отечественной Войне». Также выявили уровень своих знаний по данной теме. После этого – непосредственно сбор необходимой информации об истории создания и авторах военных песен.

На уровне основного этапа систематизировали собранный материал (фонограммы, фото и видео, историю создания песен и сведения об авторах). Условно основной этап можно разделить на следующие части:

На защиту проекта нами подготовлена мультимедийная презентация, состоящая из краткого обзорного рассказа о некоторых военных песнях. В презентации использованы фото военных лет, запись голоса Юрия Левитана, музыка песен о войне, фото поэтов и композиторов песен, информация об истории создания песен, видео исполнения военных песен детьми и педагогами нашего детского сада.

Библиография:

  1. Т.А.Шорыгина, А.П.Казаков  «Детям о Великой Победе» (беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе)
  2. Т.А.Шорыгина «День Победы»
  3. А.Железный, Л.Шемета «Песенная летопись Великой Отечественной войны»
  4. Журнал «Музыкальный руководитель» 2004 – 2015 г.г.
  5. Интернетресурсы

  1. Описание работы.

Четыре года длилась Великая Отечественная война. Помогли победить нашему народу в этой войне мужество и отвага советских людей. А ещё песни. Да-да, именно песни. Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

        Как-то мы задали такой вопрос: почему в фильмах про войну так много песен? Разве тогда людям было до веселья?  С этого вопроса и началось наше знакомство с военной песней. Оказалось, что песни тоже помогали пережить те страшные годы. Песни складывались обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, что призывало к подвигу. В песнях говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты. Но не только солдат  поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже очень помогали ждать все годы разлуки.

Песни о войне… Сколько их, прекрасных и незабываемых.  В них есть всё: горечь отступлений и радость побед, рассказы о боевых подвигах и тоска по родным. И если бы сейчас послушать все то лучшее, что создали поэты и композиторы, это была бы музыкальная летопись Великой Отечественной войны.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба.

«Священная война».

С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы!

История создания песни «Священная война» очень интересна.   24 июня 1941 года газета «Известия» опубликовала стихотворение  В.И.Лебедева-Кумача, которое начиналось  словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» 

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: - Будем разучивать новую песню – «Священная война».

        Сразу после репетиции ансамбль выехал на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, которые уезжали на фронт. И с первых же слов песня захватила бойцов. Все встали, как во время исполнения гимна. На лицах – слезы… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». С тех пор песня шла с солдатами по фронтовым дорогам.  Песню знали все. Жива она и сейчас.

        «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!» - писал о песне «Священная война» её композитор А.В.Александров.

«В землянке»

«В землянке» – одна из самых лирических песен военных лет.  Она «родилась» совершенно случайно. Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая, наконец,  погода в тех местах, где он находится, и какая обстановка…         

        Письма в стихах были одним из весьма распространённых жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны. А через год, в 1942 году, личные строки вдохновили композитора Константина Листова, и тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем  этой песни.

«Три танкиста»

Автор текста песни «Три танкиста» - военный поэт Борис Ласкин. В годы войны был военным корреспондентом. Писал много для фронтовых газет и театров. По своей специальности был сценаристом.  Хорошо известны фильмы, поставленные по сценариям Бориса Ласкина: "Карнавальная ночь", "Старый знакомый", "Девушка с гитарой", "Дайте жалобную книгу", "Песни моря". Автор стихов знаковых в военное время и популярных до сегодняшнего дня песен  «Три танкиста», «Спят курганы тёмные», «Марш танкистов».

Музыку к песне написали композиторы-песенники Даниил и Дмитрий Покрасс. Ими написана музыка к большому количеству кинофильмов.

Песня «Три танкиста» – довоенная. Она написана в то время, когда Конную Армию стали заменять бронированные отряды танкистов.

Впервые песня «Три танкиста» прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году. Лента имела оглушительный успех у зрителей. Песни из фильма тут же стали народными, вся страна запела песню о трех веселых друзьях-танкистах, а множество молодых парней уезжали из городов в деревни работать на тракторах, чтобы потом служить танкистами.

В фильме есть такой эпизод. Возвращаются с Дальнего Востока демобилизованные красноармейцы. В вагоне поезда поют они песню – три товарища, три героя – экипаж боевой машины. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Сами танкисты, каждый экипаж танка были уверены в том, что песня именно о них.

«Три танкиста»– это песня об экипаже танка, типичного для тех далёких лет. Потом появились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три» (при огромном количестве переделок этой песни).

«Катюша»

«Катюша» – любимая и самая популярная песня,  она облетела весь мир. Слова песни были написаны поэтом Матвеем Исаковским еще до войны, в 1938 году. Потом была встреча с композитором Матвеем Блантером, который захотел написать на эти слова музыку. И тогда же, еще в мирное время, «Катюша» была впервые исполнена на сцене Колонного зала Дома союзов. Успех был огромным.

Слова ее и музыка песни выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

В годы Великой Отечественной войны песня стала символом высокого духа. Миллионы людей воспринимали Катюшу  как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Во время войны в народе появились десятки новых вариантов песни.  Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой. В одном из вариантов песни Катюша была фронтовой медсестрой. Она выносила с поля боя раненых, выхаживала их. «Сестричка» — так называли их тысячи благодарных бойцов. Они дарили улыбки, ласковые слова солдатам, обустраивали их быт. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».

Именем Катюша народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, - реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре тоже вскоре были сложены песни.

Много песен о войне были написаны уже после Победы. И до сих пор поэты и композиторы возвращаются к этой теме.

«Дети войны»

Много горя, страданий принесла война нашему народу, но особенно тяжело  и страшно было детям. Они гибли под бомбами, умирали от голода. Многие остались сиротами.  У одних отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек.

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье.

Снежки и лыжи, и коньки,

 А не сиротство и страданье.

        Но, несмотря ни на что, дети в те военные тяжелые годы старались помочь взрослым. Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины взвалили на себя всю тяжелую работу. Дети не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай овощей и хлеба, чтобы потом всё отдать фронту. Чтобы бить врага, нужна сильная армия, солдат необходимо накормить.

Ребята постарше трудились на заводах. Фронту нужны были снаряды, оружие, боевая техника. Ребята работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима.

Частыми гостями были мальчишки и девчонки в военных госпиталях. Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали.

Детство Ильи Резника выпало на годы войны. Поэтому он не понаслышке знает все тяготы этого страшного времени. 10 лет назад, в канун 60-летия Великой победы поэтом были написаны стихи о детях войны.

Композитор  и руководитель детского музыкального театра Домисолька  О.Юдахина написала музыку к тексту. Впервые песню исполнил автор стихов Илья Резник и дети театра Домисолька на праздновании    Дня победы  10 лет назад.

 «День победы»

Песню «День Победы» любят все — и стар и млад. Эта песня посвящена всем тем, кто прошёл суровые испытания в годы Великой Отечественной войны и тем, кто ковал Победу в тылу.

Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отстреляли последние залпы Великой Отечественной.

Поэт Владимир Гаврилович Харитонов, который сам воевал, рассказывал: «Давно мечтал об этой песне. Но всё не находилось главной строчки, которая определила бы весь её настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это радость со слезами на глазах…». И тут же сразу, буквально на одном дыхании написал весь текст. Стихи сложились и поэт отдал их молодому композитору Давиду Тухманову. Песню невозможно слушать без слёз. Тухманов нашёл для неё такую интонацию «тех лет», что она сразу вонзилась в сердце. 

Почти 70 лет прошло после окончания войны. Все эти песни, о которых мы вам рассказали, и о которых не рассказали – свидетели тех героических лет…

9 мая – День победы. Мы все готовимся к нему и с нетерпением ждём. Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней.  

Вывод:

Наблюдения за использованием военных песен в преддверии праздновании 70-летия Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни: «День Победы»,  «Катюша», «Священная война», «Синий платочек», «В землянке», «Три танкиста», «Темная ночь», «Смуглянка», «Нам нужна одна Победа», «Поклонимся великим тем годам».

При исследовании проблем военной песни было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

  1. Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)
  2. Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты»)
  3. Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом»)
  4. Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра»)
  5. Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин», «Поклонимся великим тем годам», «День Победы», Победные частушки).

Анализируя тематику военных песен, мы выясниличто песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).

Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).

Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).

Песня-шутка («Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), сатирические частушки, военные куплеты придавали силы.

Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:

  • – объединяющая сила;
  • – создание ощущения эмоционального подъема;
  • – передача атмосферы времени;
  • – передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

  1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
  2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
  3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
  4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
  5. Новые победные песни очень важны для сохранения памяти о войне.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А песни тоже воевали

презентация...

Проект "А песни тоже воевали"

Музыкальное искусство является важным и эффективным средством патриотического воспитания человека. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Яркие впеча...

Утренник к 9 мая "А песни тоже воевали"

Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Великой Отечественной войны....

Музыкальная гостиница "Песня тоже воевала".

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе....

"А песни тоже воевали"

Сценарий музыкальной гостиной посвященной Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста...

Проект музыкального руководителя "А песни тоже воевали" для детей старшей группы детского сада

Цель: формирование у детей представления о Второй мировой войне, воспитание патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Велик...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «А песни тоже воевали»

Узнать название, авторов и историю создания военных песен....