"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"
консультация

 Шебзухова Зарета Борисовна

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и взрослых.

Основной целью образовательного процесса развить у детей способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ» с.п.Белокаменское

hello_html_m288c4158.jpg

Доклад на тему:

«Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»


                                                                      Подготовила:

                                                                                 Воспитатель: Шебзухова З.Б.



2018 – 2019 учебный год

  Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Познавательный интерес – это потребность отношения человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличие интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Познавательный интерес направляет и развивает познавательную деятельность детей.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности:

  • игровую,
  • коммуникативную,
  • трудовую,
  • познавательно – исследовательскую, продуктивную,
  • музыкально – художественную,
  • чтение художественной литературы.

Включение детей в эти виды деятельности дает возможность нам  вариативно использовать образовательный материал.

Развитие познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста  возможно при создании в группе необходимых условий образовательной среды: создание развивающей предметно – пространственной среды, формирование характера взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Желая сформировать у ребенка познавательную активность, мы организовали развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. Одной из основных задач мы посчитали обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Нами продумана  рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков. Так были созданы:

  • Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, метания, упражнений с различным спортивным  инвентарём ).
  • Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании и т.п. ), для знакомства с различными видами искусства и овладения различными навыками художественного труда.
  • Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
  • Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре, знакомства с различными видами театров и т.д.
  • Центр науки, где созданы условия свободного доступа для экспериментирования, развитию у ребёнка биологических представлений, знакомству с природными особенностями человека, экологического сознания.
  • Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, обсуждают прочитанные рассказы и сказки, прослушивают аудиозаписи любимых произведений писателей, композиторов, фоновые шумы ( пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)

Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и  игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Обстановка в наших  группах создана прежде всего как комфортная и безопасная для малыша. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Маленькие дети-деятели, поэтому их пребывание в нашей группе организовано так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств  предметов, рисовании, лепке, элементарном труде. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка- это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Мы попытались представить, какое место занимает познавательная активность в системе становления личности ребенка-дошкольника, определяющей оптимальное состояние факторов, необходимых для его дальнейшего развития и социализации.

Переход от процесса (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию) закономерно связан с целостной и саморегулирующейся личностью, гармоническое развитие которой  фактически невозможно  без действительного (взаимозаинтересованного) сотрудничества со взрослым.

Задача формирования познавательной активности у детей решалась нами в процессе организации и проведения воспитательных мероприятий, а также в рамках интегрированных форм работы: совместной деятельности, на занятиях, которые по своей структуре и содержанию  направлены на развитие познавательной активности. В основу интегрированных занятий  положен прием погружения в тему, который дает нам возможность объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Так, например, давая детям представления о дружбе на занятиях познавательного цикла, мы учим детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем чувство  уверенности в самом себе, чувство коллективизма. На всех занятиях  развиваем положительное отношение к познанию,  поддерживаем познавательный интерес к окружающей действительности. При работе над темой «овощи» знакомим детей с плодами, даем представление о том, где растут овощи, выделяем характерные признаки с помощью зрительно -осязательно-двигательных действий , знакомим с ролью человека в жизни растений; на занятиях художественно-эстетического цикла закрепляем внешние характеристики (цвет, форма, размер). Закрепление полученных  знаний  происходит в других видах деятельности. Например, на занятии по развитию математических способностей по теме «один и много» решение математических задач проходило на материале «Овощи»:

В начале занятия создаем  мотивацию к предстоящей деятельности: куклы приходят в гости, приносят овощи и просят приготовить борщ. Во второй части занятия  идет повторение материала об овощах. В игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму овощей, закрепляют цвет, считают. В третьей части занятия выясняем, где куклы собрали овощи, что помогло овощам вырасти. Дети выбирают картинки с изображением солнца, дождя, лейки в руках человека, почвы. Выясняем : капуста одна, а помощников, которые помогли вырастить овощи – много и т.д. На последующих занятиях учим  различать геометрические фигуры на этом же материале. Предлагаем  детям найти фигуры, которыми можно заменить овощи по форме. Умственное развитие мы понимаем как развитие познавательных способностей ребенка. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Иными словами, развитие происходит только в тех случаях, когда ребенок оказывается  в ситуации наличия – именно для него - познавательной задачи  и решает ее успешно. Хочу пояснить свою мысль. Если интеллектуальная задача не представляет для ребенка трудности и решается им  «с ходу», это уже для него не мыслительная задача, и она не будет способствовать познавательному развитию.

Познавательную задачу мы даем детям в трех основных формах, в которых она имеет для них определенный смысл. Первая форма – сюжетно-ролевая игра( как ведущая деятельность дошкольников) – неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. В младшем дошкольном возрасте  сюжетно-ролевая игра протекает в развернутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями. Поэтому познавательные задачи, требующие развернутых внешних действий, в младшей группе мы предлагаем в форме сюжетно-ролевой игры. Например, выполнение задания на сравнение по количеству двух групп предметов с помощью фишек (или отобрать количество предметов, равных заданному, из большего множества), мы решаем в разыгрываемой сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один ребенок выполняет роль продавца, другой - покупателя. Игровая ситуация - - покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку определенные игровые действия, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи: использовать заместители для обозначения количества предметов.

Еще одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения их различными символическими средствами. Например, «волшебные стеклышки», через которые на занятиях по рисованию мы смотрим на предметы. Или другой пример: математический лес в царстве «Математики», когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определенному правилу и другие задания. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность детям полностью включиться в ситуацию, выразить свое отношение к ней, что является одной из форм ее осмысления.

Эмоциональное отношение во всех способах, о которых я сказала, связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Есть еще прием, который приводит к непосредственному эмоциональному отношению к решаемой задаче. Мы этот прием очень часто и широко используем – это проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворенность из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Например, в младшей группе мы используем проблемные ситуации в решении задач на сравнение предметов по величине. Однако, именно эту форму обучения дети предпочитают в старшем дошкольном возрасте. Причем избыток игровых атрибутов может им даже мешать.

Для того, чтобы поддержать познавательную активность ребенка, направленную на обследование окружающего мира, мы  используем и специальный путь- это создание условий для детского экспериментирования. Наблюдения на практике различных проявлений закономерностей пробуждают у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. Мы проводим специальное экспериментирование на «потопляемость» предметов, свойства песка, почвы. Например, «Откуда берутся лужи?» небольшими порциями наливаем воду в чашку с землей. Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. Подобные опыты проводим не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям предоставляется наибольшая свобода, мы отвечаем лишь на возникающие детские вопросы, направляем ход их исследования. Организация и поощрение экспериментирования  влияют на познавательное отношение детей к окружающему миру, расширяются их представления. С этой целью я использую неисчерпаемое богатство художественной литературы, наблюдения, беседы. Словом, все, что создает базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, и новые сведения дополняют ранее известные.

Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.

Познавательный интерес и познавательные действия развиваются в процессе формирования взаимоотношении ребенка со взрослыми и другими детьми.

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности.

Работа над проблемой формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка помогла нам  реализовать задачи познавательного развития. У детей проявилась любознательность, пытливость, наблюдательность, умение экспериментировать. Они интересуются причинно – следственными связями. ( Как? Почему? Зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. У них формируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношение к самому себе. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...