Самообразование воспитателя первой квалификационной категории Фардзиновой Зареты Сергеевны на 2022-2023 уч. год «Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»
материал
Самообразование
воспитателя первой квалификационной категории
Фардзиновой Зареты Сергеевны
на 2022-2023 уч. год
«Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагир
Самообразование
воспитателя первой квалификационной категории
Фардзиновой Зареты Сергеевны
на 2022-2023 уч. год
«Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»
2023 г.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения научно-методической литературы.
2.Иследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3. Создать условия для реализации программы через пополнение предметно-развивающей среды.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаики. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко.
Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
«Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности».
Форма работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
1. | Изучение методической литературы. | Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007 | Сентябрь 2022 | Повышение теоретического уровня |
2. | Ознакомление с опытом работы педагогов в ДОУ работающих по данной теме. | Консультация для педагогов «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». | Октябрь 2022 | Повышение компетенции, перенять опыт у педагогов работающих по этой теме. |
3. | Изготовление материала по данной теме. | Изготовление игр «Шнуровок», | Ноябрь 2022 | Изучение интернет ресурсов. |
4. | Ознакомление родителей с консультацией. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». | Декабрь 2022 | Повышение компетенции родителей |
5. | Пополнение театрализованного уголка. | Изготовление пальчикового театра «Колобок». | Январь 2023 | Знакомство с пальчиковым театром и его изготовление. |
6. | Самообразование при помощи интернет – ресурсов. | Изучение темы самообразования. | Февраль 2023 | Повышение компетенции. |
7. | Подбор игр по развитию мелкой моторики. | Занятие «В гостях у куклы Маши». | Март 2023 | Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики руки |
8. | Пополнение картотеки пальчиковых игр. | Изготовление картотеки пальчиковых игр. | Апрель 2023 |
|
9. | Анализ по теме. | Отчёт по проделанной работе | Май 2023 |
|
Отчёт по проделанной работе за 2022-2023 год по теме самообразования
«Развитие мелкой моторики у детей через различные виды деятельности».
Фардзиновой З.С.
В 2022 году, я работала над темой «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», которая продолжает быть актуальна в наши дни.
Подготовила материал и пополнила картотеку пальчиковых игр.
Изготовила дидактические игры:
«Собери бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов
«Тактильные дорожки»
Цель: Развивать и совершенствовать тактильное восприятие, движения кистей и пальцев рук, способствовать развитию речи, познавательного развития.
Изготовила пальчиковый театр - способствует развитию мелкой моторики, речи и творческих способностей.
Провела работу с родителями:
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
- консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
С детьми была проведена следующая работа:
- пальчиковые игры, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
- во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером. Художественно - эстетическое развитие (рисование, лепка). В течении всего учебного года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, приемы лепки из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Консультация для воспитателей
«Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-это сказочная пора. У малыша появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают различные потребности. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают определенный кругозор, запас знаний, овладевают способами обследования внешних свойств предметов.
Именно в игре дети учатся применять имеющиеся у них знания, получают богатый чувственный опыт, развиваются все психические процессы. Именно поэтому очень важно играть с ребенком, т. е. руководить игрой, для того, чтобы игра была более целенаправленной, развивающейся, а также игра требует партнеров. Не для кого не секрет, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга, это проекция кисти руки. Поэтому можно сделать вывод: развитию познавательной функции восприятия поступающей информации способствует развитие мелкой моторики рук
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика неразрывно связана со всеми образовательными областями, так как в процессе её развития формируются у детей все психические процессы (внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности - игровой, продуктивной, трудовой, предметной.
«Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Зачем нужно развивать мелкую моторику
• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Если моторика недостаточно развита, то ребенок в школе сталкивается с такими затруднениями как, неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов) Очень медленный темп письма.
Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решить следующие задачи: развитие пространственной ориентации, развитие зрительно- моторной координации, развитие мелкой моторики кистей рук
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В своей работе с детьми я использую различные игры. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.
Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К пальчиковым играм можно отнести
Пальчиковый театр» - помогает решить ряд очень важных задач:
- Развивает точность и выразительность, координацию движений,
- Стимулирует развитие внимания, памяти и речи, • Повышает усидчивость и концентрацию внимания.
«Повтори движение»
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Игра становится интересней если она проходит со стихами, ребенок развивает речь,память и моторику.
Для развития мелкой моторики очень хорошо выполнять пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика самомассаж кистей и пальцев рук;
Дайте ребенку круглую щетку (бигуди) для волос. Ребенок катает щетку (бигуди) между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". пальчиковая гимнастика с предметами;
Ребенок катает попрыгунчик (грецкий орех) между ладонями, поочередно между пальчиками и приговаривает: "Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два попрыгунчика (грецких ореха) ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать,
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья у тополя
И у осины,
Листья дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем. • Игры с рисованием графические диктанты; штриховка; работа с трафаретами; рисунок по образцу; дорисовка (по принципу симметрии); Игры с предметами домашнего обихода.
Шнуровка, нанизывание бусинок.
Игры в резиночки.
Мозаика. Пазлы.
Лего
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом
возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например
«Сорока – белобока кашку варила.»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой
моторики и координации движений руки , решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют
на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в
будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых
областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут
наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость? -Разминать пальцами пластилин, глину.
-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. -Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
-Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит.
Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой. -Показать отдельно только один палец- указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Показать отдельно только один палец- большой -Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
-Махать в воздухе только пальцами.
-Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе. разбежались).
-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
-Игры с конструктором.
-Рисование в воздухе.
-Игры с песком, водой.
-Рисовать, раскрашивать, штриховать.
-Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«пальчиковые игры». Игры эти очень
эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую
игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковые игры. « КАПУСТА».
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы). В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
( ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
«мешают»)
Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба соберем,
(загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем.
( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца) Вышел дождик погулять.
( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши) -Ох!
(один хлопок) И ушел
Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу).
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие
развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики.
«Укрась бабочку» Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. «Почини одежду зайчатам» Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!
«Спрячь мышку».
Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.
Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» ( сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись ( указываю, какие именно ошибки были допущены ).
«Спрячь мышку».
Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.
Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая.
Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
C начала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?»
Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой. Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись ( указываю, какие именно ошибки были допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Игры с бельевыми прищепками. Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Игра-шнуровка .
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
Дидактические игры по методике М.Монтессори
«Светофор», «Мишка».
Цель:Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
Подбери чашки к блюдцам.
Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.
Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает) Какие? ( Ответы детей ).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
Бусы
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.
Игра-шнуровка .
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
«Светофор», «Мишка».
Цель:Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
Подбери чашки к блюдцам.
Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.
Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает) Какие? ( Ответы детей ).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ).
Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
Бусы
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
Заплети косичку
Цель: развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Ход:Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
«Разложи фигуры по местам!»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер.
Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
«Найди окошко для фигурки» Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.
Советы родителям
«Пальчиковая гимнастика дома!»
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движения рук построено в занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребёнка распознавать пальцы - прогностический признак будущих признаков с чтением и письмом.
Да, это именно так.
Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребёнком дома. Он поможет оценить функционирование тёмно-затылочных отделов коры головного мозга.
Сядьте за стол напротив ребёнка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?
В норме: трехлетние дети определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние - большой и мизинец, указательный. Для развития мелкой моторики рук очень полезны такие упражнения: перебирание пальцами, крутить бруски и карандаш; застегивать и расстегивать пуговицы разного размера; плести косички из жестких ниток; рисовать и штриховать карандашами.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения со взрослыми. А также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.
Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению.
Конспект занятия в младшей группе
«В гостях у куклы Маши».
Задачи:
- Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, по средством зрительного и осязательного обследования, сравнения. Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)
- Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разными сенсорными впечатлениями.
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование: объёмная кукла, весёлые фигурки, бабочки с цветочками, плоскостные ежи с прищепками.
Хот занятия: Здравствуйте ребята, Меня зовут Юлия Николаевна. Сегодня мы отправляемся в гости к Маше. Какие вы красивые, какие вы хорошие, подойдите ко мне.
Приветствие: Ручки ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки Ножки ножки – топотушки
Побегушки, попрыгушки
С добрым утром, ручки
Ладошки ножки,
Щёчки цветочки
Посмотрите ребята, дорожка, она ведёт к домику Маши. Давайте поёдём по ней к домику Маши. Постучим тук-тук-тук.
Маша: кто там?
Это ребята, мы в госте пришли.
Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, какие вы хорошие. Вы мне очень нравитесь! Посмотрите, какое у меня чудесное платье. Какого оно цвета?
Посмотрите, в моём кармане кто-то спрятался. Кто это?
-Правильно, это бабочки. Они хотят с вами поиграть.
-Какого цвета у тебя бабочка?
Какие у вас замечательные бабочки
-Ребята, бабочкам нашим грустно сидеть на ваших ладошках и они хотят полетать. Давайте вместе с ними полетаем, выходите на коврик (дети вместе с воспитателем выходят на ковёр и показывают, как бабочки летают, кружатся, как у них сверкают крылышки)
На полянке бабочки порхают
Кружатся, танцуют и поют
В гости нас с тобой зовут
Их качает лёгкий ветерок
Манит их к себе цветок
Бабочки нарядные порхают
Зелёную полянку украшают
Бабочкам очень нравиться летать, но они уж устали. Давайте посадим наших бабочек на цветок. Каждая бабочка любит садиться на свой цветок. У меня красная бабочка, я посажу её на красный цветок. Какого цвета у тебя бабочка? Посади её на цветок такого же цвета. Молодцы ребята, все бабочки сели на свои цветочки.
-Кукла Маша обращает внимание детей на свою юбку. К ней пришиты колокольчики
-Ребята скажите, что это? (колокольчики)
-Он что делает? (Звенит)
-Этот колокольчик, какой? (большой)
-А другой колокольчик, какой? (маленький)
-А как звенит большой колокольчик? (громко)
-Маленький колокольчик как звенит? (Тихо)
-Прислушайтесь, кажется, кто-то пыхтит, слышите? «Пых-пых-пых» Маша, ты слышала?
Это ёжики (даёт плоскостных ежей разного цвета). Они грустные, у них осыпались иголочки. Надо к каждому ёжику прищепнуть иголочку (раздаёт детям прищепки)
Наши ёжики стали веселее, вы помогли ёжику найти иголки Маша говорит на ушко. Ребята, Маша приготовила вам подарки (раздаёт) Спасибо Маша, но, а нам пора прощаться до свидание. Ребята, вам понравилось? К кому мы сегодня ходили в гости? А какие геометрические фигуры запомнили? И кому мы помогли найти иголки.
Проект «Игрушки»
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты) ; игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых) ; игрушки — забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка
Цель проекта:
Закрепить знания детей об «игрушках», сформировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначением игрушек, побуждать в детях доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам; способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.
Задачи проекта:
Для детей:
- Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей младшего возраста - учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;
- Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
- Воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.
- Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка; 6.Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
7.Развивать общение и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.
Для воспитателя: движениям и ориентировке в пространстве). Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Проблема: Формировать бережное отношение детей к игрушкам, взаимодействие с ними.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели, групповой) -с 15.03.2023 по 26.03.2023
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Объект исследования: игрушки.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
- Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
Планируемый результат проекта:
Дети:
1.Пополнить представление детей об игрушках,
2. Проявлять интерес и желание играть с игрушками,
3.Развивать речевую активность детей,
4.Научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог,
5.Научить детей бережнее относиться к игрушкам,
6.Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым. Родители:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
- В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта:
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1 этап – подготовительный.
Деятельность педагога:
Изучает методическую литературу по теме.
Определяет цели и задачи проекта.
Наблюдает за детьми.
Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.
Пополняет игровые уголки атрибутами.
Организует разные виды игр для детей.
Деятельность детей:
Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
Рассматривают игрушки.
Деятельность родителей:
Наблюдают за детьми.
2 этап – формирующий..
Деятельность воспитателя:
Организует беседы, развивающие игры, наблюдения.
Чтение художественной литературы ( стихов, потешек, песенок).
Оказывает помощь при реализации деятельности.
Пополнение предметно – развивающей среды группы.
Подбор игрушек для игры “Какие бывают игрушки”.
Деятельность детей:
Пытаются найти способы решения.
Играют с игрушками.
С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.
Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки.
Повторяют за воспитателем действия, слова и фразы стихотворений.
Деятельность родителей:
Привлекает родителей к осуществлению проекта.
Подготовка памятки: “Какие игрушки приобретать детям?”
Подготовка консультаций: «Значение игры в жизни ребёнка».
Оформление уголка для родителей.
Выставка «Золотые ручки»
«Игрушки»
3 этап – итоговый.
Деятельность воспитателя:
Анализирует работу.
Представляет конспекты.
Проводит мониторинг.
Пополняет развивающую среду группы.
Пополнение методической литературы.
Оформляет выставки детских работ.
Деятельность детей:
Активно играют с игрушками.
Повторяют слова стихотворений об игрушках.
С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с родителями по изготовлению игрушки своими руками.
Деятельность родителей:
Повышение активности родителей в жизни группы.
Реализация проекта:
Образовательная область: “Познавательное развитие”.
Дидактические игры
- «Знакомство с матрешкой». Цель: познакомить детей с народной игрушкой «матрешка».
- «Разберем и соберем». Цель: учить детей вместе разбирать и собирать пирамидку.
- «Машина». Цель: обследование машины. Продолжать формировать представления у детей о транспорте, его назначении. Учить выполнять цепочку игровых действий.
- «Зайка». Цель: Обследование зайки. Развивать интерес детей к игрушке; вызвать желание играть игрушкой; продолжать учить действовать с ней.
С/ р игры.
- «Грузовая машина везет мебель в новый дом». Цель: учить детей играть вместе.
- . Игра с куклой “Угостим куклу чаем”. Цель: Учить детей поить куклу чаем (впоследствии мишку, зайца и т. д.). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.
- Игра «Мы уложим Мишку спать». Цель: Закрепить знания детей о последовательности процесса кормления и укладывания спать. Воспитывать заботливое отношение к игрушке – Мишке, желание играть с ним. Театрализованные игры:
- «В гостях у кукол». Цель: развивать чувство цвета, вызвать эмоциональный отклик на игровую ситуацию.
- «Стройка». Цель: вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровые умения.
Трудовые поручения:
- «Укладываем игрушки спать». Цель: учить детей убирать игрушки на свои места.
- «Помоем игрушки». Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом и с воспитателем, развивать трудовую деятельность.
Познание.
Сенсорное развитие:
- «Пирамидка». Цель: учить последовательно собирать различные пирамидки.
- «Из чего сделаны игрушки». Цель: учить определять названия игрушек и материал, из которого они сделаны.
- «Игрушки в гостях у ребят». Цель: формировать способность детей к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке.
- «Корзина с игрушками». Цель: развивать умение понимать речь воспитателя, навык фразовой речи, способствовать усвоению обобщающего понятия «игрушки».
Конструирование:
«Домики для игрушек». Цель: учить создавать постройки, разные по величине и обыгрывать постройки.
Чтение художественной литературы:
- А. Барто, стихи из цикла «Игрушки». Цель: Познакомить детей со стихотворениями.3. Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько «В магазине игрушек».
- Русский фольклор «Пошел котик на торжок», «Наша Маша маленька…». Цель: Познакомить детей с русским фольклором.
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Наша Таня”.Цель : Помочь вспомнить стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Дать возможность рассказать стихи полностью, развивать память; отработать правильное звукопроизношение; воспитывать бережное отношение к игрушкам. 4 . Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Грузовик”. Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.
- . Чтение и обыгрывание стихотворения Ю. Володина «Матрешка». Цель:
Развивать память; речь. Вызвать желание играть с матрешкой.
- . Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Зайка”. Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем.
7. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто “Уронили мишку на пол…”. Цель: Воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные слова; через художественный образ вызвать стремление любовно, бережно относиться к игрушкам.
Беседы на темы
“Берегите игрушки” - (16.03.23 г.), “Моя любимая игрушка” (19.03.23 г.), “Игрушки” (23.03.23 г.) Цель: Расширить знания детей об игрушках, играх с ними.
Художественное творчество:
1. Рисование «Неваляшки – яркие рубашки». Цель: учить детей ритмичными движениями украшать силуэт неваляшки. -18.03.2023 г.
3 . Аппликация«Грузовой автомобиль». Цель: закрепить знания детей о частях автомобиля-17.03.23 г.
Упражнять в аккуратном наклеивании
Лепка:
1. «Колечки для пирамидки». Цель: учить детей раскатывать кусочки пластилина в ладонях прямыми движениями, свертывать в виде кольца. 24. 03.23 г.
Физическое развитие:
- «Мой веселый звонкий мяч». Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст.
- «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом. 3. «Доползи до погремушки». Цель: учить детей ползать в заданном направлении.
- Подвижная игра «Прокати мяч через ворота».
Цель: Совершенствовать умение детей прокатывать мяч в определённом направлении одной и двумя руками. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений и ловкость.
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
- Подвижная игра «Покатай матрешку».
Цель: Продолжать формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
- Подвижная игра «Зайки и волк».
Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место. 8 . Подвижная игра “У медведя во бору…”. Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Заключительный этап.
Выставка: «Любимая игрушка моего ребенка».
Анализируя проделанную работу можно сделать
Выводы:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности
(игровую, познавательную, художественно-речевую);
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками; дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература:
- Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.
- Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.
- Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
- Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: УФактория, 2004г.
- Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
6.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
7.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
8.Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З.А.- Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
9.Тимофеичева И.В., Оськина О.Е.- Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С.Г.,-
М.:УЦ “Перспектива”, 2013.-96с
Занятие в младшей группе аппликация
«Грузовой автомобиль»
Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое» «Социально-коммутативное развитие», Интегрированные задачи.
Образовательные:
-Формировать умение наклеивать макет машины -Закреплять знание детей о геометрических фигурах.
Развивающие: закрепить знания детей о частях автомобиля
Упражнять в аккуратном наклеивании
-Сохранять физическое и психическое здоровье детей
-Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве, внимание, аккуратность
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к диким животным и желание им помочь.
Словарная работа:
- обогащение словаря: квадрат, круг, прямоугольник, грузовик, транспорт.
- активизация словаря: круг, квадрат, треугольник, кабина, кузов, колеса, руль.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: беседа о транспорте, подготовка к аппликации, подготовка художественно-эстетического оформления
Материалы и оборудование: Медведь, клеенки, салфетки, подставки, разносы с частями автомобиля из цветной бумаги, клеестер, магнитофон, Ход деятельности.
(дети приезжают в группу под песенку)
Машина, машина, едит, гудит
Би-би-би
В машине, в машине водитель сидит Би-би-би Приехали дети:
Машина стоит
Би-би-би
-Ребята мы приехали в детский сад, а в группе гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте
(дети здороваются, раздается стук в дверь) - Ой, кто же это к нам пришел? (Медведь) -Медведь.
-Что случилось у вас в лесу Миша?
-Дорогие ребята! Мы в лесу хотим построить «Дом дружбы». Помогите пожалуйста, нам перевести кубики, кирпичики, для постройки нашего дома -ребята пригласим Мишу к нам, посмотреть как мы будем ему помогать.
-Ребята, на чем можно перевести кубики в лес? (На автомобиле)
-На автомобиле. (Хоровые и индивидуальные ответы)
-На каком автомобиле? На грузовом (Хоровые и индивидуальные ответы)
- На грузовом (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Почему на грузовом? (Потомучто она перевозит грузы) (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Потомучто она перевозит грузы (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Правильно, молодцы ребята! Я приглашаю вас в нашу мастерскую, где мы сможем с вами из геометрических фигур собрать автомобили. Миша пошли с нами в мастерскую.
(дети сели)
(Воспитатель обращает внимание на образец)
-Посмотрите на образец и скажите из каких деталей состоит грузовик? (Кузов, кабина, колеса)
- Кузов, кабина, колеса (Хоровые и индивидуальные ответы)
-А на какую геометрическую фигуру похожа кабина? (Квадрат, прямоугольник, круг)(Хоровые и индивидуальные ответы)
-Квадрат, прямоугольник, круг (Хоровые и индивидуальные ответы)
-У нас на разносах лежат геометрические фигуры. Давайте на своих листочках составим грузовик, как у меня на образце.
(Дети выкладывают автомобиль)
-Ребята, как нужно держать кисточку, покажите (Дети показывают)
- А после того как вы поработали, куда мы кладем кисточку? (На подставку)
-На подставку (Хоровые и индивидуальные ответы)
-На чём мы будем намазывать детали автомобиля? (На клеенке)
- На клеенке (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Какую сторону мы будем смазывать клеем белую или цветную? (Белую) - Белую (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Чем мы будем разглаживать наши приклеенные детали (Салфеткой) - Салфеткой (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Чтобы наши ручки хорошо работали мы сделали гимнастику. Встали все около своих стульчиков.
Медвежата в чаще жили
Головой они кружили
Вот так, вот так
В перевалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так.
-Садитесь, ребята, на стулья, приступайте к работе. А помогать нам будет волшебная музыка.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.
-молодцы ребята, а сейчас даваите покажем нашему медведю грузовик -Молодцы ребята, а что вы клеили? (Автомобили) (Хоровые и индивидуальные ответы)
-Из каких геометрических фигур (Квадрата, прямоугольника, круга) (Хоровые и индивидуальные ответы)
- Квадрата, прямоугольника, круга
-Спасибо ребята! Теперь на ваших автомобилях мы сможем привести много грузов и построить дом грузов.
Беседа в младшей группе «Моя любимая игрушка»
Программные задачи:
Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихов, беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».
Оборудование:
Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).
Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?
Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!
Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».
Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.
Дети называют себя и свои любимые игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.
Игра «Угадай игрушку»
Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».
Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.
«Четвертый лишний».
Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)
Дидактическая игра
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».
Большая кукла – маленькая куколка.
Большой мяч – маленький мячик.
Большая машина – маленькая машинка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»
Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.) Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.
Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша …(Балалайка).
Воспитатель:
Очень весело поет, если дуется в нее
Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).
Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!
Бум-бум, тра-та-та!
Барабан гремит с утра.
Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:
«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».
Дидактическое упражнение «Барабан».
Рефлексия
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.
Беседа в младшей группе
«Берегите игрушки»
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развивать речь, память;
- расширять знания детей по теме «игрушки»;
- вспомнить правило пользования игрушками;
- учить отвечать на вопросы (полным ответом)
Нам понадобиться: тряпочки для пыли; тазик с водой, книжка на столе. Ход беседы:
Дети заходят в группу, и видят, что в группе нет многих игрушек.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети: Они убежали от нас к другим ребятишкам.
Воспитатель: А почему игрушки от нас убежали?
Дети: Мы их обидели. Мы их бросали, не убирали на свои места, наступали на них, кидали.
Воспитатель: Да ребята. Игрушки на вас обиделись, потому что вы их не берегли. Давайте вспомним стихотворения о том, как игрушки обижали.
Катя: Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (Агния Барто).
Воспитатель: Молодец, Катюша. Ребятишки кто еще расскажет стихотворения?
Ваня: Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ! ( Агния Барто).
Воспитатель: Молодцы ребята. А как нам теперь вернуть обратно наши игрушки?
Дети: Надо , чтобы игрушки увидели какие мы хорошие и дружные, как любим мы игрушки. И надо убирать игрушки на свои места. Ни кидать, ни бросать игрушки.
Воспитатель: Ребята смотрите. На полочке где стояли наши животные , пыль. Животным наверное это не понравилось.
Ребята: А давайте наведём порядок. Протрем пыль на полочках.
( Воспитатель с детьми протирают пыль на полочках).
Воспитатель: Какие вы молодцы! На полочках стало чисто. Теперь наши игрушки вернуться к нам.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что лежит у нас на столе?
Ребята: Книжка
Воспитатель: Правильно, книжка. Ребята посмотрите , картинки все перепутались. Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, Ребята называют.)
Воспитатель: Ребята, давайте наведем порядок? Я сейчас буду зачитывать вам стихотворение, а вы будите искать подходящую картинку . (Воспитатель читает, дети ищут подходящую картинки с изображением игрушек.)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Теперь книжка наша в порядке.
Воспитатель: Ребята, можно рвать книжки?
Ребята: Нет, нельзя.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. На полочке протерли пыль. Вспомнили и рассказали стихотворения про игрушки, книжку привели в порядок. Теперь точно к нам наши игрушки вернуться в группу.
Воспитатель: Давайте вспомним все дружно, как мы играем, обращаемся с игрушками.
Ребята: Нужно за игрушками ухаживать. Игрушки нужно не бросать на пол. Игрушки нужно мыть. Кукол нужно расчесывать. С машинками играем на ковре, нельзя ложиться на машинку, потому что она может сломаться.
Воспитатель: А можно игрушки оставлять на улице?
Ребята: Нет, нельзя. Игрушек не останется.
Воспитатель: Правильно ребята. Мы должны выучить с вами, самое главное правило: «каждой игрушке – свое место».
Конспект по лепке в младшей группе
«Разноцветные колечки для пирамидки».
Цель. Выбирать по своему желанию цветные комочки, лепить колечки большие и маленькие, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
1. Вызывать у детей радостное настроение, удовлетворение от проделанной работы; 2. Воспитывать умение заниматься вместе, не мешать друг другу.
Развивающие задачи:
- Развивать умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней;
- Преобразовать «палочку» в кольцо, соединяя ее концы;
- Развивать глазомер, образное логическое мышление, пространственное мышление.
Обучающие задачи:
1. Способствовать расширению знаний в различии и названиях основных цветов, форм изделий, развивать навык видоизменения формы, располагать изделия в определенной последовательности.
Словарная работа:
- Цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, разноцветный
- Форма: круг, кольцо, шар, конус
- Размер: большой, маленький, выше
- Количество: много, мало, один.
Материалы.
- Дидактическая игрушка - пирамидка
- Пластилин
- Салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа. Игры с дидактическими игрушками
(пирамидками, башенками). Освоение умений разбирать и собирать колечки башенки по цвету и размеру.
Содержание занятия.
Воспитатель приносит на занятие пирамидку из колец разного цвета и величины, просит ребенка снять колечки с палочки. Затем предлагает другому ребенку надеть их.
Воспитатель спрашивает:
- «Какого цвета колечко?» (Если дети не отвечают, называет сам). Предлагает детям называть цвета:
- «Колечко желтого цвета, вот колечко синего цвета, вот колечко красного цвета. Вот какая стала большая пирамидка из разноцветных колечек. Такую можно слепить из пластилина. Надо взять комочек, раскатать его в ладонях прямыми движениями ладоней рук. Получилась палочка, и теперь надо ее вот так свернуть, прижать пальцами концы и получится колечко. Можно так слепить колечки разного цвета. Из разных колечек мы соберем пирамидку». Воспитатель предлагает детям выбрать комочки пластилина разного цвета и лепить колечки. Воспитатель напоминает последовательность действий. Вылепленные детьми колечки, он предлагает надеть на длинную палочку, которую слепил заранее. Воспитатель хвалит детей за старание:
- «Вот как дружно все лепили! У нас получилась красивая пирамидка из разноцветных колечек, как настоящая», - говорит он и обращает внимание детей на цветную деревянную пирамидку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

"Развитие мелкой моторики у детей через все виды деятельности" План по самообразованию
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пал...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....

"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...