Развитие мелкой моторики у дошкольников по средствам различных видов деятельности
консультация (старшая группа) на тему

Папка по самообразованию. В ней изложены теоретические основы темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук по средствам различных видов деятельности  дошкольников».

Актуальность  проблемы

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными  экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо  своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослым. В предметной деятельности через общение  со взрослым создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослым ( показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи  М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки  нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский  отмечал,  что если «ребёнок до трех лет по каким- то причинам не усвоил речи и не начал ей обучатся с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребёнку гораздо труднее, чем  полуторагодовалому». Этим и обусловлен выбор темы моего саморазвития.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Вместе с тем, на ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности.

Мелкая моторика рук – это разнообразные  движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и  всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит  улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей  дошкольного возраста;  улучшить качество речи, чёткость звуков, и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.  

Цель: Обобщить опыт работы по теме.

Задачи: 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и     практике.

              2. Повысить педагогическую грамотность воспитателей и родителей по данной теме.

             3. Пополнить развивающую среду группы.

             4. Развить у детей интерес к новым видам деятельности.

План работы

Временные рамки работы по данной теме: сентябрь 2014 – май 2015 г.г.

Мероприятия

 Результаты        

        Сроки        

Подбор и изучение методической литературы

Составление картотеки книг, статей и журналов

 В течение года        

Пополнение предметно-развивающей среды, занятие специальными упражнениями

Сухие бассейны, китайские шарики, бельевые прищепки и т.д.

В течение года

Повышение педагогической грамотности родителей по данной теме

Родительские собрания, практические рекомендации, консультации

В течение года

Посещение занятий коллег

Пополнение знаний по данной теме

В течение года

Повышение педагогической грамотности воспитателей по данной теме

Выступление на МО детского сада

Май 2015 года

Данная работа направленна на работу по развитию мелкой моторики рук у детей. Таким образом желаемые результаты работы. 

 1 младшая группа:

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого.

 Вторая младшая группа

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Средний уровень: Правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами(цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и творчество.

Низкий уровень: Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения основаны недостаточно.

 Средняя группа

Мелкая моторика:

Высокий уровень: Умеет преобразовывать постройки, сгибать прямоугольный лист, проявлять интерес к поделкам из бумаги. Создаёт образы разных предметов, использует многообразие приёмов лепки. Умеет держать ножницы, умеет резать; наклеивать; использует приёмы обрывания.

Средний уровень: Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями..

 Старшая группа

Мелкая моторика

Высокий уровень: Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов. Принимает участие в процессе выполнения работ.

Средний уровень: Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует основные техники. Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности).

Низкий уровень: Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Делает работы с помощью взрослого.

 Подготовительная к школе группа

Высокий уровень: Изображает отдельные предметы, правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. расположение изображений по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Движения переданы чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; характер линии слитная; нажим средний; раскрашивание мелкими штрихами не выходящими за пределы контура; выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами. Лепит различные предметы, состоящие из1-3 частей используя разнообразные приёмы лепки. Создаёт изображения предметов из готовых форм. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Форма передана верно, части расположены верно. Пропорции соблюдаются.

Средний уровень: Рисует, лепит, апплицирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности. Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях. В передачи формы, строения и пропорции есть некоторые искажения. Расположение изображений по полосе листа, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Линия прерывистая; нажим сильный, энергичный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Оценка работ ребёнком неадекватная (завышенная, заниженная). Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко.

Низкий уровень: В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимание на средства выразительности(цвет, композицию).Искажения значительные форма не удалась. Части предмета расположены не верно; пропорции предмете не верны. Расположение композиции не продумано, носит случайный характер, в изображении разных предметов; есть незначительные искажения. Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами. Линия дрожащая (жесткая, грубая). Нажим слабый иногда еле видный. Раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

1.1 Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Моторика – это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками. Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатель, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в логопедической работе.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Материал по данной главе представлен в приложении 1.

Приложение 1.

Игры и упражнения  для развития мелкой  моторики.

Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

3) «Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".

2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные "роли".

"Петрушка"

Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

"Маятник"

Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.

"Балерина"

Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

Очень полезны игры и упражнения с мячом:

- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;

- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.

«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Пальчиковые игры

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Собака

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

      Тема:  «Перелетные птицы»

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

    Тема:  «Хлеб»

   Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

   Тема:  «Рыбы»

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

       Тема:  «Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

    Тема:  «Овощи»

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

 Тема:  «Мой город»

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

                                                       Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с                         Соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

                                       

 

Тема:  «Сад огород»     

Засолим капусту

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

 Тема:  «Зима»

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

По            Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят      

 в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 Тема: «Продуктыпитания»                                           

Мышка

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла. Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

                            

Тема:  Зимующие птицы»

Птички зимой

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

                                       

         Тема:  «Грибы»      

По грибы
(потешка) 

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Тема:  «Осень»

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

Тема:  «Комнатные растения»

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

О           Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и        

раскрывают «цветком».

                                                                     

Тема:  «Сказки»

Сказки        

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

   Тема «Посуда»

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

 Тема:  «Одежда»

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

 Пальцами

 правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

  Тема:  «Семья»

        Этот пальчик

  Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

               Вот и вся моя семья.

Тема:  «Мебель»

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

                                       

Тема:  «На страже родины»     

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

 Тема: « Восьмое марта»

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

Тема:  «Транспорт»

       Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Тема:  «Цветы»

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

                                       

 Тема:  «Насекомые»

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

      Тема:  « Лес»

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

Зa брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

   Тема:  «Игрушки»        

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

            Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

  Тема:  «Дикие животные»

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

    Тема:  «Домашние животные»

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с большихОй, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 Тема:  «Лето»

 Лето

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

Тема:  «Профессии»

Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

.

Тема: « Детский сад»
Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

Тема : «Весна»

Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

Тема:  « Чудеса Деда мороза»

Новый год

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

Фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

1.2 Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.

Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию - быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать.

Оригами - складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.

Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества.

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ведь с аппликацией ребёнок знакомится уже в раннем возрасте. К тому же конструируя из бумаги различные фигурки, ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества.

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

• Торцевание

• Симметричная аппликация

• Объемная аппликация из бумажных салфеток

• Аппликация из природного материала

• Мозаика

• Квиллинг

• Обрывная аппликация

• Аппликация из ватных дисков

Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, я пришла к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались: объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.

Аппликация из салфеток:

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Аппликация из природного материала:

Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста выполняли аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Детей старшей группы познакомили с техниками: торцевание и квиллинг.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".

Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками.

Набор инструментов и материалов для квиллинга: тонкое шило для скручивания полосок, игла которого не превышает 1 мм в диаметре, можно использовать гобеленовые иглы или булавки; пинцет для составления композиций (прямой и гладкий); ножницы небольшого размера с острыми прямыми кончиками, например, для вырезания силуэтов; клей ПВА; специальная бумага (длина – 27 см, ширина – 0,3 мм), можно использовать обычную цветную бумагу, но из-за другой плотности она будет деформироваться при скручивании.

Техника квиллинга:

1. С помощью тонкой иглы шила нужно туго накрутить бумажную ленту.

2. Полученный ролл равномерно распустить, сформировать из него нужный элемент и аккуратно подклеить за край ленты.

Существуют различные виды роллов и завитков. Примеры роллов: тугой, распущенный, «Капля», «Ромб», «Глаз», «Квадрат», «Полумесяц», «Сердце».

Примеры завитков: завиток S, завиток V, завиток «Сердце», простой завиток.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их особенность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать 4 нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: рисование пальчиками; рисование ватными палочками; тычок жесткой полусухой кистью; рисование ладошками и пр.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: оттиск поролоном, спичечным коробком, пластилиновыми штампиками, картоном разной текстуры, донышком бутылок и пр.; печать по трафарету; свеча и акварель; набрызг; тычкование.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой, кляксография обычная; рисование зубочисткой; монотипия – рисование нитками.

Пластилинография – это один из видов декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Материал для создания пластилиновой картины: картон с контурным рисунком; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография: использование в качестве основы плотного картона поможет избежать деформации картины; нанесенная на основу клейкая пленка предотвратит появление на ней жирных пятен; покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

Методика работы:

1. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал,

способный принимать заданную форму, что облегчит работу дошкольникам.

2. Обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

3. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Работы в технике аппликации из резанных нитей красивы, увлекательны и наиболее доступны для детей, начиная с четырехлетнего возраста.

Материалы: нитки;  шаблон на картоне; клей; ножницы.

Рекомендации по организации работы: чем меньше ребёнок, тем проще должен быть рисунок; начинать нужно с использования ниток одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно.

Методика работы:

1. На лист картона наносится изображение.

2. На шаблон наносится клей (лучше использовать клей-карандаш).

3. Прикладываются обрезки ниток и прижимаются пальцами.

4. После высыхания можно приклеить необходимые детали из бумаги.6

Изонить – техника, напоминающая  вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити: иголка с широким ушком; цветные катушечные нитки № 20-40; ножницы; шило (короткое – 1 см), длинное шило желательно обрезать; кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола; цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности; линейка или трафареты (в том числе трафареты окружностей), выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками (количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое); фигурные лекала для изображения дуг, завитков, овалов.

Подготовка к работе с изонитью:

1. На лист цветного картона (или бархатную бумагу) с изнаночной стороны наносят рисунок (угол, окружность, дугу или овал). При этом можно использовать трафарет.

2. По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для дырочек (по трафарету или по линейке). Число дырочек по обеим сторонам угла должно быть одинаково.

3. Подложив пластину пенопласта, шилом прокалывают дырочки по разметке.

На лицевой стороне будут отверстия, повторяющие рисунок на изнанке.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.

6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм изодеятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Материалы по этой главе представлены в приложении 2

Приложение 2

1.3 Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук.

        К нетрадиционным способам развития мелкой моторики рук можно отнести работу с различными предметами (бельевые прищепки, мячи - ёжики, пробки от пластиковых бутылок, счётные палочки, китайские шары, верёвка с узлами, «сухой бассейн» с горохом и фасолью).

Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, использовалось упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Есть несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев. Упражнение сопровождается чтением стихов. Бывает самомассаж с предметами и без предметов.

Массаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха - разминание подушечки одного пальца.

Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.

Упражнения с прищепками.

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Рисование на манке.

В тарелку насыпается манка. Дети пальцами рисуют заданные либо произвольные рисунки. Данный вид деятельности детей очень увлекает.

        

Материал по данной главе представлен в приложении 3.

В ходе работы над данной темой была разработана циклограмма работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (в соответствии с сеткой занятий в группе, в том числе с применением нетрадиционных методов ).

Понедельник

Утро:

-Пальчиковые игры

-Работа с бросовым материалом

Вечер:

-Пальчиковая гимнастика

-Констр-ие/ручной труд

-Инд.работа по конструированию

Вторник

Утро:

-Пальчиковые игры

-Рисование

Вечер:

-Пальчиковая гимнастика

-Индивидуальная работа по рисованию

-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук

Среда

Утро:

-Пальчиковые игры

- Аппликация/лепка

-Точечный массаж

Вечер:

-Пальчиковая гимнастика

-Индивидуальная работа по аппликации/лепке

Четверг

Утро:

-Пальчиковые игры

-Конструктивные игры

Вечер:

- Работа в занимательных прописях

-Самостоятельная деятельность

Пятница

Утро:

-Пальчиковые игры

-Обведи по контуру/штриховка

Вечер:

-Работа с бумагой «Оригами»

-Самостоятельная деятельность

Приложение 3

Самомассаж.

Левая рука

Большой палец - дети любят всех зверей: Указательный палец - птиц и ящериц, и змей, Средний палец - пеликанов, журавлей, Безымянный палец - бегемотов, соболей, Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука

Большой палец - и клестов, и снегирей. Указательный палец - любят горного козла, Средний палец - обезьянку и осла, Безымянный палец - дикобраза и ежа, Мизинец - черепаху и ужа.  Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами.  

Работа с бельевыми прищепками.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,
5       4        3 2

Пальцы щиплет он спросонок.

2        3      4 5

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

5      4        3 2

 Раньше, чем моей родне!

2       3     4 5

Массаж фаланг пальцев рук

Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.

Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.

Левая рука.                                               Правая рука.

По-пу-гай мизинец                         Са-мо-лёт мизинец

Во-ро-бей безымянный                        Теп-ло-ход безымянный

Пе-ли-кан средний                        Вер-то-лёт средний

Со-ло-вей указательный             Вез-де-ход указательный

Пти-цы большой                                 Транс-порт большой

Массаж ладоней рук. Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики. Движения соответствуют тексту.

Вы длинней найдёте вряд ли. 3-й 3-й

Клювом меряться пришли        4-й  4-й

Аисты и журавли                      5-й 5-й                                                                                    

Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»

Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия - смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

«Узловка»

Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист -

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

«Сухие бассейны»

Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.

ГОРОХ

В ведро насыпали горох

 И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

ФАСОЛЬ

(на дне бассейна прячем игрушки от киндерсюрпризов)

В ведре не соль,

 совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

 Мы их достанем без затей.

Хорошо использовать музыкальные пальчиковые упражнения на родительских собраниях. Предложить родителям выполнить их вместе с детьми. Такие упражнения сближают родителей и детей.

«КРАБ»

Ветер дует, завывает,

Пальму в сторону качает,

 А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне

. «ЧЕРВЯЧКИ»

Раз, два, три, четыре, пять -Червячки пошли гулять.

 Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает

 Каркает - вот и обед, Глядь, а червячков уж нет.

 «РЫБКИ»

Пять маленьких рыбок играли в реке.

 Лежало большое бревно на песке.

 И рыбка сказала - нырять здесь легко.

 Вторая сказала - нет здесь глубоко.

 А третья сказала - мне хочется спать.

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

 А пятая крикнула - здесь крокодил!

Плывите быстрее, чтоб не проглотил.

Список использованной литературы:

1.Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78.

2.Кузина, Т.О. Занимательная педагогика народов России [Текст] / Т.О. Кузина, И. Батурина. – М., 1998.- 340с.

3.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007.- 216 с.

4.Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.,1986.- 206с.

5.Любина, Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5- С. 24-28.

6.Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений [Текст] / Е. Маркова // Дошкольное воспитание. - 1996.- № 2.- С. 76-79.

7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Новикова И.В. Открытки и сувениры к праздникам – Ярославль: Академия развития, 2011.

9. Соколова С.В. Оригами для дошкольников (Текст) – С.-П., Детство-пресс, 2005.

10. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

11. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс,

2000.

12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.: Скрипторий 2003, 2007.

13. Новикова Ирина: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками.

14. Пак Чжэ Ву Су-Джок для всех. М.: Су-Джок Академия, 1996.

15. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.

16. Тарасова Н.В. Обучение дошкольников технике рисования пластилином //

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 11. – С. 52 –55.

Список использованных ресурсов:

1. http://ru.wikipedia.org

2.http://imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29

3. http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

4. www.logopedy.ru/portal/logoped-literature/.../193-su-jok.html

5. www.doshkolnik.ru/otkritki/4280-dekupazh.html

Работа по самообразованию

Дмитриевой Н.Г.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук по средствам различных видов деятельности  дошкольников».

Временные рамки: сентябрь 2014 – май 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности

Здесь представлены материалы, котрые могут быть полезны при работе по данной теме...

Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...