Использование наглядности как инновационного метода формирования речевой культуры дошкольника
статья
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ребенку усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naglyadnosti_.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Т.В. Михайлова, воспитатель
Начиная уже с раннего детства, детский сад должен воспитывать у детей интерес к общественной жизни, желание, способность трудиться и соблюдать правила общественного поведения. Воспитание детей должно быть не только подготовкой их к жизни, но и непосредственной организацией повседневной их жизни и опыта. Решение этой задачи связано с формированием системы устойчивых нравственно-патриотических качеств и свойств личности ребенка на основе организации образовательно-инновационного процесса - развитием критического мышления, развитием речи. Исходя из этого, значение и функция дошкольных учреждений в системе образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени, становления нравственно-патриотического развития личности ребёнка.
В жизни общества огромная роль отводится речи, так как она обеспечивает развитие и социализацию всей человеческой личности. Вопросы природы слова, связи звука и значения, соотношения имен и вещей, изучение законов и форм мышления. Огромное внимание уделялось практическому исследованию и использованию речи в античной риторике, которая не разрывала искусство правильно говорить и правильно мыслить, была направлена на общую образованность человека. Логика рассматривала обычные проявления речи, психологическую сложность человека. В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию средств визуальной поддержки на занятиях. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы детей, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение ребенка к учебной работе.
Существенно расширилась область визуальной поддержки, и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение. Воспитателю надо не только хорошо знать педагогику, но и уметь сделать её достоянием своих воспитанников.
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство основаны на умении строить процесс обучения и воспитания в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Проблема использования средств визуальной поддержки при обучении очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые воспитатели не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.
Каждый воспитатель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на занятиях наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый воспитатель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности воспитатели стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, компьютеры, телевизоры и другие аппараты и приборы.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ребенку усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
В своей работе мы используем методику самоанализа и оценки устных выступлений; используются критерии:
- по содержанию: тема, интересен ли материал, важнейшие факты, полнота раскрытия темы;
- поступки действующих лиц;
- по композиции: план, последовательность изложения, сюжет, развитие действия;
- по языку (выражение мысли): правильно ли построены предложения, связаны ли они между собой, и если связаны, то какими способами; удачно ли подобраны слова, есть ли изобразительные средства.
На основании результатов опытно-экспериментальной работы были разработаны следующие выводы:
1. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на занятиях были: беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над пересказом текста.
2. Уровень развития речевых умений у детей дошкольного возраста после обучения с использованием средств изобразительного искусства (иллюстрации, репродукции, коллажи) значительно повысился. Детям понравились занятия с использованием изобразительного творчества. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными.
Эти возможности тесно связанны с качеством профессиональной подготовки воспитателя, уровнем развития детей, проработанностью и корректностью системы управления инновационной деятельностью дошкольного учреждения.
Список использованной литературы:
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений [Текст]. - М., 1988.
Максаков А.И. Учите, играя [Текст].- М., 1983.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект исследовательской деятельности "Использование инновационного метода формирования книжной культуры и речевого развития «STORYSACKS»".
Представлен исследовательский проект "Использование инновационного метода развития речи с помощью книг «STORYSACKS»"....
Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...
«Сенсорная коробочка. Русские народные сказки как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через такти...
Консультация для родителей "Инновационные методы в речевом развитии дошкольников"
Консультация для родителей...
«Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»Мартынова Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Василёк»Цель: повышени...
Буклет "Аква- гимнастика - инновационный метод в речевом развитий дошкольников"
В буклете представлены рекомендации по использованию аква- гимнастики с детьми дошкольного возраста, кроме того представлены описания простейших игр, основной целью которых является развитие тон...
Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»...