Консультация для педагогов "Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников"
консультация

Концультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.

        Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

        Семья. Общество. Государство – вызовы времени. И, чтобы принять эти вызовы, хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей.Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

        Целью этой работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями.

        Задачи:

-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.

-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.

Основные  принципы  новой  системы  инновационных форм

взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:

- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);

- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в музыкальном  развитии ребенка.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно-аналитическое направление: анкетирование, тестирование.

Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

  • уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
  • определить запросы на музыкальное воспитание,
  • готовность родителей к сотрудничеству,
  • провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

   Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

 Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;

 Родители – наблюдатели.

2. Информационно-познавательное направление:

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

 Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:

- Выступления на родительских собраниях;

- Индивидуальные беседы с  родителями;

- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.

   - Мастер-классы, занятия-практикумы.

        На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

В процессе данной работы  я  знакомлю родителей:

  • с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
  • с достижениями детей в области музыкального развития,
  • с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении .
  • основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
  • Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
  • обучаю совместному музицированию с детьми.

Также мы обсуждаем организационные  и технические моменты предстоящих мероприятий.

3. Музыкально-досуговое направление:

открытые просмотры музыкальной  деятельности, совместные  праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных  мероприятиях.

Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области: индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.

Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.

С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:

«День Матери»,

«День защитника Отечества»,

 «Масленица»,

 «8 Марта» и др.

Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных  видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. 

В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Для детей – это возможность  приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;

Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:

- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- это учет индивидуальности ребенка.

- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье;

- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.

  1. Повышение качества музыкального образования  детей;
  2. Развитие  творческого  потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  3. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ
  4. Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;
  5.  Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
  6.  Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.

        Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей

В статье рассматривается тема взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей Определяются основные условия работы. Раскрываются формы совместной работы...

Консультация для родителей Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Консультация для родителей Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка...