Консультация для педагогов "Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников"
консультация
Концультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов ДОУ.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Семья. Общество. Государство – вызовы времени. И, чтобы принять эти вызовы, хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей.Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Целью этой работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями.
Задачи:
-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.
-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.
-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.
Основные принципы новой системы инновационных форм
взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:
- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);
- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в музыкальном развитии ребенка.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:
1. Информационно-аналитическое направление: анкетирование, тестирование.
Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
- уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
- определить запросы на музыкальное воспитание,
- готовность родителей к сотрудничеству,
- провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;
Родители – наблюдатели.
2. Информационно-познавательное направление:
Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:
- Выступления на родительских собраниях;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.
- Мастер-классы, занятия-практикумы.
На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
В процессе данной работы я знакомлю родителей:
- с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
- с достижениями детей в области музыкального развития,
- с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении .
- основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
- Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
- обучаю совместному музицированию с детьми.
Также мы обсуждаем организационные и технические моменты предстоящих мероприятий.
3. Музыкально-досуговое направление:
открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных мероприятиях.
Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области: индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.
Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:
«День Матери»,
«День защитника Отечества»,
«Масленица»,
«8 Марта» и др.
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности.
В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Для детей – это возможность приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;
Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- это учет индивидуальности ребенка.
- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье;
- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.
- Повышение качества музыкального образования детей;
- Развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
- Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ
- Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;
- Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.
Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
консультация для родителей на тему "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» 2015
Консультация для родителей...
Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей
В статье рассматривается тема взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей Определяются основные условия работы. Раскрываются формы совместной работы...
Консультация для родителей: «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка»
Консультация музыкального руководителя для родителей ДОУ...
Консультация для родителей Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка
Консультация для родителей Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка...