Мастер класс для педагогов "создание образных характеристик через составление сравнений, загадок "ОТСМ ТРИЗ""
материал (средняя группа)

Алексеева Анна Алексеевна

Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx240.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

   Задачи: Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

   Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  1. воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  2. стимуляция умственной активности;
  3. развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

  1. развитие сенсорной сферы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

  • загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
  • загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка

    Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

                Репка

Загадки второго уровня сложности включают:

  • загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
  • загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

    Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

                Дождик

Загадками третьего уровня сложности являются: метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

        Самолет

Желтая, а не солнце.

С хвостиком, но не мышка.

Круглая, как колобок

(репка)

Идет, а не человек.

Стучит, но не молоток.

Поливает, как лейка.

(дождик)

Блестящий, а не серебро.

С мотором, но не Карлсон.

Летит, как птица.      

                                                                                                       (Самолет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для педагогов на тему:"Методика составления загадок по технологии ТРИЗ"

Время проведения: 23 января 2019годЦель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как ср...

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....

Мастер класс для педагогов "Развитие анализаторов через ТРИЗ технологию"

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».

Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:-  выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...