Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья описывающая опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по развитию словесного творчества у старших дошкольников в процессе ознакомления со сказками
Садыкова Эльвира Магсумовна, воспитатель
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему, над которой я работаю «Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной.
Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Главным считаю в своей работе - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
«Всё можно улучшить и изменить» - творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
- К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»
- К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
было, как повели себя медведи?».
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?
- «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
- «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать
игрушку». - «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
- «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему
вы так решили?»
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Творческие речевые умения детей развивали и вне занятий. В целом я старалась создать развивающую предметную среду, творческую атмосферу в группе. Пополнили книжный уголок новыми иллюстрированными детскими книжками, сшили новые костюмы к играм - драматизациям, сделали куклы-марионетки в кукольном театре и др. Дети с увлечением стали играть в дидактические игры: "Кому что нужно?", "Узнай животное по части", "Кто летает, бегает, прыгает", "Летает - не летает", "Шкатулка со сказками", "Путешествие в сказку" (учить проявлять фантазию, творчество, находчивость, чувство юмора) и др. Дети начали обращать внимание на образные слова и выражения, придумывали сравнения, эпитеты. Основное требование к играм - упражнениям, я проводила как на занятиях, так и вне их, заключалось в том, что они должны были проводиться систематически и быть интересными. Они способствовали расширению активного словаря детей, углублению представлений о художественном слове, закреплением в памяти этих слов. Игры - упражнения занимали 4-5 минут. Они побуждали детей к подбору синонимов (холодный - вьюжный, метельный), антонимов (весёлый - грустный), придумывание эмоционально - оценочных слов (голова - головушка - головка). Упражнения помогли детям свободно находить сравнения в сказках, использовать сравнения в своих сочинениях.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения -придумать конец сказки, рассказанной воспитателем.
После того, как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок, они перешли к придумыванию сказок, с сохранением содержания, но с заменой героев.
После того, как дети научились связно, последовательно, выразительно излагать свои задумки, было предложено им сочинить сказку с самостоятельным выбором темы, персонажей, придумыванием сюжета. В сочинении собственных сказок дети использовали тот запас сказок, который имели. Они вставляли в своё сочинение элементы из других сказок. Старались придерживаться основного правила - добро всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба между героями.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Сказка о пуговице
Мама подарила своей дочери красивую кофточку с необыкновенными пуговицами. Девочке очень понравилась кофточка. Она её сразу одела, но одна из необыкновенных пуговиц оторвалась и упала на пол и куда-то закатилась. Девочка поискала-поискала её, но не найдя ушла гулять так без неё.
Пуговица полежала на полу, надоело ей так, лежать и она решила погулять. Покатилась пуговица по дорожке. Нашла её другая девочка. Понравилась ей необыкновенная пуговичка и пришила она её на свою кофточку. Пуговице не понравилось, что её пришили на чужую кофточку и сама отвязалась. И опять пуговица покатилась по дорожке. И попала она в лес.
В темном лесу испугалась пуговица и быстрее покатилась по дорожке. И сама не заметила, как попала в кувшин, который потерял Алладин. А в кувшине жил Джин. Необыкновенная пуговичка попросила Джина, чтобы он её вернул домой. Джин исполнил желание.
Утром, когда девочка проснулась, она нашла необыкновенную пуговицу и пришила на свою красивую кофточку.
Сказку сочинили: Шуткина Александра, 5 лет,
Петухова Полина, 5 лет
и Лазарева Алла, 5 лет.
Компьютер
Один мальчик любил играть в компьютер. Он целыми днями играл, никогда не останавливался.
И однажды случилось так, что он попал в компьютер, а в компьютере жил злой вирус. Вирус бегал за мальчиком – хотел его заколдовать и сделать таким же злым как он. Мальчик встретил антивируса и попросил у него помощи. Здесь прибежал вирус, и антивирус победил его. Мальчик поблагодарил антивируса и попросил его помочь вернуться домой. Антивирус подарил ему игрушечный самолёт. Мальчик благополучно вернулся домой и решил больше так долго не играть в компьютер, а играть лучше со своими игрушками.
Сказку сочинил: Комаровский Данил, 5 лет.
Сказка о пирожке
Жили - были бабушка и дедушка. Однажды испекла бабушка пирожок, да не простой, а с волшебной начинкой. Устал пирожок лежать и отправился гулять по лесу. По дороге он встретил Медведя.
- Пирожок, я тебя съем.
- Не ешь меня Мишенька, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.
Испугался Медведь и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему волк.
- Пирожок, я тебя съем.
- Не ешь меня Волк, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.
Испугался Волк и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему Заяц.
- Пирожок, я тебя съем.
- Не ешь меня Заяц, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.
Испугался Волк и убежал. Идёт дальше Пирожок по дорожке, а навстречу ему Лиса.
- Пирожок, я тебя съем.
- Не ешь меня Лиса, я не простой пирожок, а с волшебной начинкой. Съешь меня и превратишься в кого-нибудь.
Не поверила ему Лиса и съела его. И превратилась в лягушку.
Сказку сочинили: Петухова Полина ,5 лет
Лошадка и орёл
Жила была лошадка. Она была очень красивая и веселая. У Лошадки был друг Орёл. Они были очень дружны и неразлучны. Друзья играли каждый день вместе в разные игры, но больше всего им нравилось бегать наперегонки.
Весь день напролёт они играли, а поздним вечером возвращались домой. Лошадка к себе домой в лес, а Орёл – в горы. Однажды Лошадка встретила табун лошадей и попросилась с ними поиграть. Кони приняли лошадку в свою игру. День пролетел незаметно за игрой. Лошадка и не вспомнила за игрой о своём друге Орле.
А Орёл искал, скучал, ждал Лошадку. Он очень любил с ней играть и от скуки заболел. Лошадка вернулась на их полянку, но не нашла там своего друга. Она поднялась на высокую гору и прокричала: «Иго-го!». Но никто ей не ответил.
Орёл услышал зов Лошадки и полетел к ней навстречу. Ему трудно было лететь из-за болезни. Орёл начал было уже падать вниз от бессилия, но его поймала Лошадка. Она дала ему целебной травки и Орёл вылечился. И они снова стали играть каждый день.
Лошадка познакомила Орла с другими лошадьми и они, увидев его, сказали: «Это наш друг!».
Сказку сочинила: Авина Полина, 5,4 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...
Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....
Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"
Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...