План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
занимательные факты

Степанова Ольга Михайловна

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_stepanova.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50» НМР РТ

План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

Воспитатель: Степанова О. М.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2026г.

воспитателя Степановой Ольги Михайловны

   Актуальность: Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

   Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

   Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

   Актуальность темы определяется тем, что  художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

   Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

  Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

   Цель самообразования:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи: 

Изучить методическую литературу по данной теме.

  • Подготовить методический материал, перспективно-тематический план работы, картотеку дидактических игр и пособий на развитие творческих способностей детей по художественно-эстетическому развитию.
  • Организовать самостоятельную деятельность с использованием
  • активных форм обучения.
  • Развивать интересы, способности детей.
  • Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые
  • практические умения и навыки.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие,
  • аккуратность, усидчивость.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), развивать творческие способности, фантазию.

   Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для воспитанников:

  • сформируется творческая мотивация, творческая активность,  самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к художественно - эстетической деятельности.

 Для родителей:

  • сформируется осознание того, что они – значимая часть педагогического процесса, художественно - эстетическая деятельность - важный этап для развития творческой активности у детей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

Организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов художественно - эстетической деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.

Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД (2022-2023)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

  1. Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

В течение года

  1.  Изучение статей, конспектов по самообразованию и художественно - эстетической деятельности на интернет сайте.

В течение  года.

  1. Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о нетрадиционной техники рисования и её применении»

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение года.

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение

года.

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

   Май

  1. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

В течение года

Работа с детьми

      1.Проведение мастер – класса: «Картина из гофрированной бумаги»;

Октябрь

       2. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Кляксография»;

Ноябрь

       3. Представление пособия «Сезонное дерево из фетра»;

Март

        4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мыльными пузырями»;

Январь-февраль

        5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками».

Апрель

 

 

 

Работа с родителями

      1. Оформление  папки – передвижки по теме: «Советы родителям по работе с краской»;

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей»;

Октябрь

  1. Папка - передвижка «Как научить ребёнка рисовать».

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Роль семьи в       развитии творческих интересов».

Ноябрь

  1. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о художественно – эстетическом развитии»

В течение года

  1.  Реализация творческой деятельности совместно с родителями «Книжки - малышки».

Октябрь    

  1.  Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение года

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

В течение

года

Работа с педагогами

      1.Консультация для педагогов: «Формы работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Ноябрь

        2. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по изобразительной деятельности

Май

2 ГОД (2023-2024)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение года

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью».

Сентябрь,

октябрь.

Реализация проекта «Вместо кисточки - рука».

Октябрь  

Беседы и игры в рамках изучения  лэпбука по теме «Разноцветная политра».

Ноябрь

 Работа с  альбомом «Народные промыслы».

Декабрь

Работа с временной лентой «От куда взялись краски».

        

Декабрь, январь

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой».

Февраль

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография».

Апрель

Работа с родителями

  • 1. Помощь родителей в оснащении уголка по «Художественно – эстетическому искусству»

Сентябрь,

октябрь

  • 2. Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы.

В течение

года

3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по     изобразительной деятельности.

В течение

года

4.Взаимодействие педагога и родителей в организации     проекта «Вместо кисточки - рука».

Октябрь

5.Помощь родителей в обогащении РППС.  

В течение

года.

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Создание условий для художественно – эстетического развития детей в группе».

Октябрь

  1. Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Декабрь

  1. Мастер – класс для педагогов «Техника рисования животных».

Апрель

  1. Изготовление и распространение памяток.

В течение

года.

3 ГОД (2024-2025)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

В течение

года

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

  1. Участие в семинарах, практикумах, конкурсах по теме самообразования.

В течение

года

 

 

 

Работа с детьми

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечатывание».

Октябрь

2. Провести опыты в рамках проекта «Экспериментирование в изобразительной деятельности, как средство умственного и эстетического развития ребёнка»

Ноябрь - февраль

3. Использование игр – экспериментов в работе с детьми по изобразительной деятельности.

В течении

года

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование по ткани».

Март- апрель

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Учите детей изображать».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Практические советы

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Папка - передвижка «Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников».

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Волшебный мир красок».

Март

  1. Привлечение родителей к участию в художественно – эстетической деятельности.

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Как понимать и ценить детские рисунки»

Октябрь

  1. Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию: «Открываем в себе художника»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по изобразительной деятельности.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение

года

  1. Создание мини-музея «Народные промыслы»

февраль

 

4 год (2025-2026)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение

года

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Небесная гжель».

Октябрь -апрель

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Печать из ниток».

Декабрь

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование ладошками».

Апрель

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Золотая хохлома»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультации для родителей «Формирование художественного восприятия ребёнка как одна из проблем современного образования».

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Консультации для родителей «Развиваем мелкую моторику рук».

В течение

года

  1. Привлечение родителей к участию в художественно – эстетической деятельности.

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: От изобразительной деятельности к творчеству..

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Дополнение мини-музея «Народные промыслы».

В течение

года

  1. Изготовление и распространение памяток

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»...