План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
занимательные факты
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_stepanova.docx | 51.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50» НМР РТ
План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Воспитатель: Степанова О. М.
Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2026г.
воспитателя Степановой Ольги Михайловны
Актуальность: Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность темы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Цель самообразования:
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей.
Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме.
- Подготовить методический материал, перспективно-тематический план работы, картотеку дидактических игр и пособий на развитие творческих способностей детей по художественно-эстетическому развитию.
- Организовать самостоятельную деятельность с использованием
- активных форм обучения.
- Развивать интересы, способности детей.
- Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые
- практические умения и навыки.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие,
- аккуратность, усидчивость.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), развивать творческие способности, фантазию.
Важными моментами при этом являются:
- сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
- активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Для воспитанников:
- сформируется творческая мотивация, творческая активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к художественно - эстетической деятельности.
Для родителей:
- сформируется осознание того, что они – значимая часть педагогического процесса, художественно - эстетическая деятельность - важный этап для развития творческой активности у детей.
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Работа с семьей |
Организационные формы работы по направлениям | ||
* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов художественно - эстетической деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). | * открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. | * открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др. |
Перспективное планирование по теме самообразования
1 ГОД (2022-2023)
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения | |||
| Сентябрь | ||||
Самореализация |
| В течение года | |||
| В течение года. | ||||
| Сентябрь | ||||
| В течение года. | ||||
| В течение года. | ||||
| Сентябрь Май | ||||
| Май | ||||
| В течение года | ||||
Работа с детьми | 1.Проведение мастер – класса: «Картина из гофрированной бумаги»; | Октябрь | |||
2. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Кляксография»; | Ноябрь | ||||
3. Представление пособия «Сезонное дерево из фетра»; | Март | ||||
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мыльными пузырями»; | Январь-февраль | ||||
5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками». | Апрель | ||||
Работа с родителями | 1. Оформление папки – передвижки по теме: «Советы родителям по работе с краской»; | Сентябрь | |||
| Октябрь | ||||
| Ноябрь | ||||
| Ноябрь | ||||
| В течение года | ||||
| Октябрь | ||||
| В течение года | ||||
| В течение года | ||||
| В течение года | ||||
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов: «Формы работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» | Ноябрь | |||
2. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по изобразительной деятельности | Май |
2 ГОД (2023-2024)
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| В течение года | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью». | Сентябрь, октябрь. |
Реализация проекта «Вместо кисточки - рука». | Октябрь | |
Беседы и игры в рамках изучения лэпбука по теме «Разноцветная политра». | Ноябрь | |
Работа с альбомом «Народные промыслы». | Декабрь | |
Работа с временной лентой «От куда взялись краски».
| Декабрь, январь | |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой». | Февраль | |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». | Апрель | |
Работа с родителями |
| Сентябрь, октябрь |
| В течение года | |
3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по изобразительной деятельности. | В течение года | |
4.Взаимодействие педагога и родителей в организации проекта «Вместо кисточки - рука». | Октябрь | |
5.Помощь родителей в обогащении РППС. | В течение года. | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Апрель | |
| В течение года. |
3 ГОД (2024-2025)
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| В течение года |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
| Май | |
| В течение года | |
Работа с детьми | 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечатывание». | Октябрь |
2. Провести опыты в рамках проекта «Экспериментирование в изобразительной деятельности, как средство умственного и эстетического развития ребёнка» | Ноябрь - февраль | |
3. Использование игр – экспериментов в работе с детьми по изобразительной деятельности. | В течении года | |
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование по ткани». | Март- апрель | |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| В течение года | |
| Апрель | |
| Март | |
| В течение года | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| В течение года | |
| февраль |
4 год (2025-2026)
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение года | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь -апрель |
| Декабрь | |
| Апрель | |
| Май | |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| В течение года | |
| Февраль | |
| В течение года | |
| В течение года | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Май | |
| В течение года | |
| март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в старшей группе
в детском саду...
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
План по самообразованию....
План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...
План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...
План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
План по самообразованию...
План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творчески направленной личности посредством театрализованной деятельности»...