Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на муниципальный этап конкурса
«Воспитатель года-2018»
“Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
по технологии ТРИЗ-РТВ»
Подготовила: Мельникова В.М.,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 77»
ЭМР Саратовской области
" Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества"
В. А. Сухомлинский.
Тема: “Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.
Цель: актуализация личностного потенциала педагогов к использованию в педагогической деятельности приёмов технологии решения изобретательских задач.
Задачи:
• создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией ТРИЗ;
• повысить компетентность в сфере инновационных технологий;
• познакомить с методикой составления сказок по технологии ТРИЗ;
• познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;
• содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.
Актуальность: В современном мире огромный поток информации. Сейчас, мало просто, дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Форма проведения: мастер – класс.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, проектор, картинки сказочных героев, щляпка, мольберт, магниты, предметные катринки
Планируемый результат: формальная готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. Включение в совместную деятельность.
Проявляет:
- заинтересованность;
- активность в процессе творческой деятельности;
- эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям;
- нестандартный подход к предложенным заданиям;
- творческое мышление во время сочинения сказки;
Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.
Владеют навыками самооценки.
Методическое обеспечение: Светлана Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной
Деятельность Мастера | Деятельность фокус-группы |
(1слайд – название МК) -Добрый день, уважаемые, коллеги! Я приглашаю Вас в сказочную мастерскую. Предлагаю встать в круг и поздороваться от имени героя, которого вы достанете из волшебной шляпки. Обратите внимание на обратную сторону карточки На ней вы видите кружки желтого и зеленого цвета. Расположитесь в соответствии с аналогичным символом на столе. (садятся за столы) Мы с вами неслучайно поприветствовали друг друга, как сказочные персонажи, потому что тема нашей встречи “Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста с нарушениями речи». (слайд - эпиграф) Предлагаю всем вместе подумать над вопросом: Что такое сказка? (ответы с зала) Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей) Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей, помогают детям различать добро и зло. Сказки также являются необходимым и благоприятным материалом развития творческого воображения, фантазии, креативного мышления, речевого творчества детей. Согласно исследованиям, дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это говорит о том, что постепенно уходя от сказок мы теряем способность к фантазированию и речевому творчеству. Развитию умственных способностей, фантазии речевого творчества способствует технология ТРИЗ (3 слайд - Альтшуллер) Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» Уважаемые коллеги, я думаю, что вы все знакомы с ТРИЗ технологией, знаете как применить ее в повседневной жизни ребенка, А мне хотелось бы остановиться на методе составления сказок. Сочинение сказки по технологии ТРИЗ, универсальное действие, которое можно применять практически в любой образовательной области, можно рекомендовать родителям для совместных с детьми игр Как логопеду, мне очень важно чтобы в процессе сочинения сказки ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, автоматизировал поставленные звуки, вырабатывал навыки самоконтроля за правильным звукопроизношением, развивал связную речь. Сочинение сказок предоставляет ребенку возможность самостоятельно проявить инициативу, творчество. А драматизация сказок позволяем стеснительным детям раскрепоститься. Фантазируя и сочиняя, дети получают огромное удовольствие от этой деятельности. Работу по составлению сказок строить нужно поэтапно. (4слайд – 1 этап) Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка. В процессе этой работы знакомимся со сказочными зачинами (Жили-были, в некотором царстве, однажды), выявляем черты характера разных героев (какие бывают черты характера?) добрый, злой, хитрый, доверчивый и т.д). Обсуждаем смысл пословиц и поговорок. Играем в различные игры "Черное-белое”, , "Теремок" и т. д. Так же на этом этапе изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д. «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев. (например жирафослонокрокодил) «Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию. (5слайд – 2 этап) Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач решаем противоречия, которые возникают между персонажами сказок. Здесь же знакомим с графической аналогией, учим обозначать реальный образ каким-либо символом. (6слайд – 3 этап) Третий этап, самый интересный – создание сказки. Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей вызвало сочинение сказок с помощью метода «КаталОга» который был разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. ) (7слайд – метод каталога) Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад носителей (персонажей, предметов, действий). Мы составляем логически связный текст, в котором добро побеждает зло. По классической методике создание сказки происходит на основе определенного алгоритма вопросов и нахождения в книге наугад выбранных односложных ответов Я же использую адаптированный вариант, предложенный Инной Николаевной Крохиной для детей с нарушениями речи. Для создания сказок методом каталОга мы берем не книгу, а картотеку предметных картинок, доступных для произношения детей на данный период обучения. Рассмотрим алгоритм составления сказки (8слайд - алгоритм) Пример. Задав первый вопрос - «Жил-был (кто?), достаем картинку. Допустим он выбрал слово «карандаш» : «Жил-был карандаш! Значит,история будет про карандаш , который попал в беду». Итак, жил-был кто? - Карандаш Он добрый или злой герой? Какое добро(зло) он сделал? - С кем он дружил? - Кто им мешал, каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем все закончилось? - Придумай хороший конец сказки.
Приглашаю команду «Желтых» выйти к мольберту. Предлагаю действовать по алгоритму. Я говорю зачин, а вы, выбрав картинку, размещаете ее на мольберте, а затем сочиняете и действуете от имени героя, изображенного на карточке, используя метод эмпатии, т.е. вживаетесь в образ, применяя мимику, жесты, голос. Почувствуйте себя актерами! сыграйте небольшую сценку. Команды берут из волшебной шляпы картинки и составляют по алгоритму сказку. (выступление команд) Уважаемые коллеги! Оцените аплодисментами мини-спектакли наших команд. Итак, команда желтых… Команда зеленых …. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. (9слайд – 4 этап) Незаметно мы перешли к следующему этапу. На четвёртом этапе – мы создаем мини-спектакли, издаем детские сказок. Мы издаем книжки с оригинальными сказками, Результаты совместного творчества представлены вашему вниманию. В заключении хочу сказать : «Сочиняйте с детьми сказки и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии и речевого творчества. И если малыш в детстве знает, как спасти Колобка из сказки, то став взрослым, он найдет выход из любой сложившейся ситуации. Уважаемые коллеги! Разместите, пожалуйста, кораблики на представленных островках, которые отражают Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после совместной работы. Спасибо за внимание, за приятное сотрудничество!
| Приветствуют друг друга в игровой форме. Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, жестов. Присаживаются на стулья полукругом |
Жил-был цыпленок Цыпа. Он был очень добрый. Цыпленок Цыпа гулял по двору и помогал собирать зёрнышки. С цыпленком дружил котенок Мурзик. Они вместе играли и собирали зернышки. А им мешал слон. Он был вредный и всегда обижал друзей. Он брал воду и обливал Цыпу и Мурзика. Котенок сказал слону: не обливай нас водой, а лучше идем вместе с нами играть. Они подружились и стали вместе играть. (Полина, 6 лет) | |
Добрый котенок | |
Жил-был верблюд Жора. Он был добрый. Он гулял по пустыни и помогал людям возить груз. У верблюда был друг кенгуру. Верблюд катал кенгуру на горбе и им было очень весело. Один раз пришла к ним злая и хитрая белка. Она стала кидаться в друзей орехами. Верблюду и кенгуру было очень обидно. Они сказали белке: «Не кидай, пожалуйста, в нас». А белка сказала : «Я тоже хочу кататься» Верблюд стал их катать и они подружились. (Ваня, 6 лет) | |
Верблюд, кенгуру и белка | |
В одном лесу жила пчелка. Она была добрая, как солнышко. Она помогала людям – делала мёд. Пчелка дружила с ласточкой. Они вместе летали в облаках. Встретился им в лесу лось, он был очень плохой и злой. Этот лось всегда воровал мёд у пчелки и ругал ласточку за то, что она кружилась у него под ногами. Пчелка и ласточка сказали, что надо дружить и угостили лося мёдом. Потом они все дружили. (Максим, 6 лет) | |
Пчёлка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559786-1420563091.jpg)
Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Конспекты тематических занятий на тему "Жил-был Зайчонок"...
План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»
Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников. Ведет к положительным сдвигам в речевом и умст...
Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912552-1491202623.jpg)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595049-1424111891.jpg)
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595049-1424111891.jpg)
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-491656-1412695890.jpg)
Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.
Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста....