Развитие самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей в условиях ДОУ
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей в условиях ДОУ
Развитие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста является одной из интереснейших педагогических проблем. Возможно, в предыдущие десятилетия она не воспринималась столь актуально, как в наши дни, поскольку затрагивала в большей степени частные вопросы: подготовку к школьному обучению, личностное развитие ребенка, взаимодействие со сверстниками и пр. С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников.
Самостоятельная деятельность в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка-дошкольника подразумевает самостоятельность ребенка:
- в изобразительной деятельности;
- в проявлении интереса к изобразительному искусству.
Каждое из этих двух направлений предполагает наличие элементов творчества.
Зрелой художественной деятельности, процессу творчества предшествует длительный этап накопления впечатлений об окружающем мире. Следующий этап — вынашивание замысла. Затем идет творческая деятельность, исполнение, реализация замысла. Последний этап -- окончательная оценка полученного результата и его доработка.
Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д.
В группах раннего возраста изобразительная деятельность ребенка развивается в рамках сотворчества с педагогом.
.. В процессе рисования и лепки ведущее место занимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общим содержанием. Воспитатель должен научить детей пользоваться изобразительным материалом: держать и действовать карандашом, кистью, красками (набирать краску, промывать, просушивать); достаточно смело и уверенно выполнять изобразительные действия: рисовать линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна, охотно и смело лепить (отрывать кусочки, скатывать);выполнять изображения, узнаваемые другими людьми.
Существует множество способов, которые помогут воспитателям привить ребенку интерес к рисованию. Очень интересными и увлекательными могут быть предложенные далее задания.
Рисуем на подносе с манной крупой
Проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш рисунок. Затем ребенок проводит линии самостоятельно .
Рисуем пальцем и пробкой
С помощью пальца, пробки получаются забавные рисунки. "Печатать" можно и обратной стороной карандаша, крышечками, тычками, косметическими палочками и т. д.
Рисуем ладошкой
Разведите в блюдце гуашь, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги, скажите малышу: "Вот как получилось, а теперь ты!". Малыши будут с удовольствием играть в такую игру.
Рисуем веревочкой
С помощью самой обыкновенной веревочки можно рисовать простые рисунки: мышку, рыбку, мячик и др. (а любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных).
Рисуем пипеткой
Краской из пипетки можно украсить вырезанные из бумаги силуэты чашки, зайчика, блюдца, бабочки.
Все эти игры-упражнения лучше проводить индивидуально, особенно с малышами 2—2,6 лет; с теми, кто еще не адаптировался в детском саду, не общается с детьми. Ваше участие в игре, одобрение: "молодец, красиво нарисовал, ах, как хорошо, здорово получается" — стимулируют ребенка к рисованию.
Сказки-малютки, игры-минутки
для детей младшего возраста
Эти игры и сказки знакомят малышей с изобразительными материалами: карандашами, фломастерами, кисточками, красками, косметическими палочками. Дети упражняются в технике рисования этими материалами. Создание игровой ситуации способствует эмоционально-положительному настроению и у малышей, и у взрослых, появлению интереса к рисованию.
Сказка о кисточках и красках
—Тук-тук!
—Кто там?
—Я — кисточка-толстушка!
—Я — кисточка-балеринка!
—Мы краски — веселые глазки!
—А я водичка — краскам, кисточкам сестричка.
—А что вы умеете делать?
—Мы умеем рисовать, всех ребяток удивлять!
Я рисую, как медведь ходит: топ-топ-топ! А я, как зайчик прыгает: скок-скок-скок! Я нарисую большой-пребольшой воздушный шарик, а я к шарику длинную ниточку!
Посмотрите, какое веселое желтое солнышко у меня получилось. А у меня теплые ласковые лучики. Молодцы, кисточки ,молодцы, краски! Мы с ребятками будем вами восхищаться: "Ах, ах, ах, как красиво рисуют наши кисточки!" А теперь покажите, толстушка и балеринка, как вы умеете купаться в водичке и высушивать свои волосики полотенцем или тряпочкой!
В течение 5—10 минут ребята упражняются в рисовании -- сами: наносят на лист множество линий, пятен, зигзагов. Задача воспитателя при этом — стимулировать детей к рисованию. Заметив, что малыши устали, потеряли интерес к занятию, переключите их внимание на игры типа: "Найдем домик для кисточек, для баночек с красками", вымоем руки:
"Да-да-да-да-да,
знаем, знаем, где вода!
Чтоб чистюлей называться,
водичкой нужно умываться".
Игра-занятие с цветными карандашами
Сидя перед мольбертом, дети слушают сказку.
"Жили-были в одной коробочке шесть цветных братцев-карандашей. Они очень скучали в своем домике, но никогда не жаловались. Каждое утро карандаши вставали и принимались за работу. Желтый карандаш рисовал солнышко, зеленый —травку, синий — речку, красный — ягоды и цветочки, а остальные карандаши рисовали птичек, жучков, грибочки. Каждому находилось дело! (Воспитатель рисует по ходу рассказа.) И вот однажды домики с карандашами принесли малышам в детский сад. «Ура, ура, мы научим всех ребяток рисовать красивые картинки»,— радовались братцы. «Скорей, скорей достаньте нас, мы будем очень стараться»".
Дети достают из коробочек карандаши, любуются их цветными рубашечками, острым носиком, пробуют оставлять ими след на бумаге, рисуя цветные ниточки, дорожку, травку. Воспитатель помогает малышам взять карандаш правильно, при необходимости своей рукой помогает движению руки ребенка, активизирует речь детей, спрашивает у каждого, что он нарисовал.
В старшей подгруппе дети узнают, что карандаши очень не любят, когда их бросают на пол, стучат ими или берут в рот.
По заданию воспитателя каждый ребенок водит цветным карандашом в одной точке — таким образом получается пятно. В конце упражнений дети дарят братцам-карандашам новые домики, где у каждого будет своя комната.
Дети расставляют карандаши в подставки. У самых маленьких составляются наборы из шести цветов, у детей постарше количество цветов увеличивается до 8—10.
«Сказка про фломастеры и восковые мелки»
В небольшом картонном домике жили маленькие" пузатые" карандашики — восковые мелки.
А рядом с ними в нарядном домике с большими окошками жили их друзья фломастеры. Восковые мелки были добрыми и тихими, а фломастеры — забияки и крикуны. Но все они очень любили рисовать.
Картинки у фломастеров были всегда яркими: солнышко— желтое-желтое, цветочки — красные-красные, травка — зеленая-зеленая. Зато восковые мелки могли нарисовать пушистых цыплят и котят, много-много водички и снега.
Фломастеры очень берегли свои нарядные рубашечки и очень боялись, что не смогут всегда рисовать яркие картинки. Поэтому после работы они надевали свои колпачки, чтобы не засохнуть, и прятались в свой домик.
А восковые мелки любили ложиться на спинку и кататься по белому листочку бумаги, но делали это осторожно, чтоб не сломаться и стать еще меньше.
Посмотрите на фломастеры и восковые мелки, как уютно они разместились в своих домиках. Им очень хочется, ребята, научить вас рисовать. Возьмите восковые мелки, выберете, какой вам нравится больше, и нарисуйте много разноцветных ниточек или дорожек.
Во второй младшей группе ребенок самостоятельно повторяет те способы действий, которые показывает взрослый:
Используются все приемы:
Образец,
Игрушка- объемный предмет для исследования;
Вариативные педагогические искизы;
Педагогический рисунок.
Основной задачей в работе с детьми 5-го года жизни становится самостоятельность в ходе непосредственно образовательной деятельности. Ребенок учится наблюдать, овладевает навыками обследования предметов, сравнивает части и цвета предметов с сенсорными эталонами, экспериментирует с художественными материалами, техниками, накапливая необходимый багаж умений, без которых самостоятельная деятельность невозможна.
Наиболее ярко самостоятельная деятельность проявляется в старшем дошкольном возрасте. Среди способов познания, характерных для детей 5-6 лет традиционно выделяют: общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и самостоятельную деятельность. Происходит углубление интереса к сверстникам как партнерам по играм, возникают предпочтения в общении. Игровые замыслы усложняются, возникают длительные игровые объединения, что чрезвычайно важно для развития коллективных, совместных форм детской самостоятельной деятельности. Для ребенка 6-7 лет самостоятельная деятельность приобретает характер одного из наиболее продуктивных способов познания. Наряду с собственным широким кругозором важную роль приобретает умелость в каком-либо деле. Преобладает форма внеситуативно-личностного общения, сверстник становится собеседником, партнером по деятельности, может возникнуть детское обучающееся сообщество.
Необходимо создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности ;
например, стол с различными материалами для рисования, лепки, аппликации, конструирования, изготовления атрибутов, костюмов ( ИЗО уголок). Развивающая среда, направленная на приобщение к искусству в старшей и подготовительной к школе группе может включать наряду с наборами открыток и репродукций оборудование, необходимое для просмотра произведений живописи, графики - DWD-плейер, ноутбук. В настоящее время практически все крупные музеи выпускают компьютерные программы и диски – путеводители, подборки репродукций и антологии творчества отдельных наиболее известных художников, произведения которых входят в музейное собрание. Так, например, программа, посвященная творчеству И.И. Шишкина, изданная Государственной Третьяковской галереей (ГТГ), снабжена забавными кнопками в виде медведей, которые выглядят привлекательно для маленьких детей. Нажав на кнопку «медведь, крутящий головой», можно просмотреть все произведения выбранного раздела в режиме автопросмотра, мишки внизу экрана - кнопки «вправо», «влево» - позволяют просматривать произведения друг за другом. Программа предоставляет возможность создать, а затем дополнять, изменять собственную виртуальную коллекцию, нажав на кнопку «добавить в альбом», которая разместится в специальном окне «Альбом». Все действия в альбоме производятся с помощью кнопок-значков, а не надписей, и освоить их может даже старший дошкольник.
Частью развивающей среды являются художественно-дидактические игры:
Следующие игры и задания формируют творческую активность детей, нацеливают их на познание и сопереживание, позволяют полно ценно воспринимать и понимать творения искусства.
1. «Хорошо, плохо» (дождь: позитивные и негативные признаки
этого явления).
2. «Что лишнее?» (пейзаж, натюрморт; холодные, теплые цвета).
3. Обращаем внимание детей на группу деревьев и предлагаем
угадать, какое из них самое грустное (гордое, нежное и т. д.); объяснить свой выбор.
4. «Чудесный мешочек» (найти применение находящимся в мешке предметам, сконструировать из них поделку).
5. «Учимся проводить линии» («ласковые», «колючие», «энергичные», «ленивые» и т.д.).
6. «Поможем художнику». Рисуем на листе бумаги схематичное
изображение человека. Вместе с детьми придумываем, как его зовут,
какие у него глаза, волосы, костюм и т. д. Заканчиваем рисунок, придумываем рассказ.
7. «Волшебная мозаика». Для задания используем коробку с набором геометрических фигур, вырезанных из цветного картона. Соревнуемся, кто из своего набора сложит больше разных вещей или
картинку. Лучшие работы располагаем на видном месте.
8. «В стране Петляндия» (изображение елочек различными способами).
Задания и игровые упражнения, приведенные ниже, помогают ребенку увидеть прекрасное вокруг себя, почувствовать настроение, переданное художником в его произведении, развивают эмоциональную отзывчивость на художественный образ, а также содействуют обогащению и активизации словаря, развитию речи:
1. «Что шепчут нам осенние листочки?»
2. «О чем шелестит березка весной?»
3. «Узнай, о ком или о чем я рассказываю».
4. «Кто назовет больше слов, передающих настроение в иллюстрации» (задание дается перед рассматриванием картин).
5. «Кто назовет больше слов, характеризующих настроение человека, успешно выполнившего работу» (задание дается перед рассматриванием жанровой картины).
6. «Покажи, о чем ты сейчас думал».
7. «Произнеси выразительнее». (Произнести грустно, тихо, радостно, громко, задумчиво ,печально: «Какая красивая картина», «Какой
грустный пейзаж», «Красивый луг».)
8. «Кто расскажет, почему эти листья опали?» (принести несколько опавших листьев).
9. «Придумай и нарисуй такое животное, которого еще не было
на свете».
10.«Придумай и нарисуй необычную машину, на которой можно
попасть в волшебную страну».
11.«Картинка ожила». (Представить на минуту, что картина ожила:
«Что бы вы услышали? Какое бы у вас возникло от этого настроение,
чувство? Какое настроение у человека, изображенного на картине?
Как вы догадались?»)
Задания нужно предлагать сначала элементарные, затем более сложные. Оценивая работы, необходимо пытаться понять точку зрения каждого конкретного ребенка, проникнуть в его настроение, мечты, помочь разобраться, что ему удалось в работе, что не получилось с его точки зрения, что помешало ему более полно и убедительно осуществить замысел.
А также можно использовать готовые игры:
«Шедевры Государственной Третьяковской галереи» (выпуск 1 и 2), изданные совместно ГТГ и фирмой Власта, лото «Времена года», «Русская зима» (Автор-составитель В.М. Бялик), выпущенные ГТГ и ООО «Московская мозаика», серию мозаик с разным количеством деталей и различного размера с репродукциями картин известных художников производства ГТГ и ООО «Московская мозаика». Наряду с ними можно разрабатывать авторские художественно-дидактические игры, опираясь на рекомендации Е.Л. Зелениной.
Структура дидактической игры: дидактическая задача, игровое действие, правило и результат. Все структурные компоненты взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных – игрового действия и правила - превращает игру в дидактическое упражнение.
При ознакомлении с новым игровым действием возможен пробный ход, в процессе которого педагог знакомит с правилами игры. Основная часть игр носит соревновательный характер, в конце подводится как личный, так и коллективный результат игры.
Виды художественно-дидактических игр (по Е.Л. Зелениной):
- игры и упражнения для развития эстетических представлений;
- игры и упражнения для усвоения художественно-графических умений и навыков;
- игры и упражнения для приобретения творческого опыта.
Важные направления в искусстве:
Знакомим детей с живописью.
Что такое живопись и откуда произошло название данного направления в искусстве? На первых занятиях дети узнают, что слово «живопись» происходит от словосочетания «писать жизнь», и что данное направление в изобразительном искусстве является наиболее древним – период его зарождения теряется в глубине веков, а из работ самых первых художников до нас дошли только наскальные рисунки. За время своего развития живопись выполняла в обществе множество функций – от магических и ритуальных (наскальные рисунки) до исторических (портреты).
В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени и т. д. Они правильно воспринимают выразительные средства — как форму передачи содержания произведения, его настроения.
Особенность восприятия старшими дошкольниками цвета в живописи состоит в том, что цвет они выделяют сразу, так как он ярок, знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко увязывают его с настроением, выраженным в произведении.
Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между изображенными людьми. В лицах прежде рассматривают губы, затем глаза и в последнюю очередь (не без помощи педагога) брови: «Лица у людей грустные, губы сжаты, невеселые. Плохое настроение — по лицам видно».
Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.
Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник в содержании произведения самое главное располагает на переднем плане, пишет крупно людей, предметы: «Дети нарисованы здесь нарядными на переднем плане, чтобы все их увидели, рассмотрели. Они изображены так, чтобы все увидели, как художник любит детей» (о картине «Гости», художник О. Б. Богаевская).
В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако устанавливать зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, они нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину.
Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия.
1. Образ человека в детском рисунке.
Примерно с пяти лет начинается новый опыт в рисовании ребенка:
Человек рисует сам себя.
Обучение рисования человека следует начать на основе " Палочного человека".
С подготовительной группы начинается рисование с опорой на натуру.
2. Методика ознакомления детей с жанром портрета.
Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи - портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.
Подготовительная работа. Система занятий по ознакомлению детей с натюрмортом, пейзажем. Рисование, лепка, аппликация образов людей.
Материалы. Репродукции портретов «Маргот танцует» П.П.Кончаловского; «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В.И.Сурикова; «Портрет крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова; «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В.А.Се рова; «Портрет Л.Н.Толстого» Н.Н.Ге. Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р.Шумана.
3. "Образы природы в живописи, графики и в рисунке дошкольника".
Жанр изобразительного искусства, произведения живописи природа, пространственная среда.
Методика приобщения детей к пейзажной живописи строится на принципах:
- календарно- тематический принцип ( дидактическая последовательность связана со сменой времен года)
- Интеграции образовательных областей " Художественное творчество"; " Чтение художественной литературы"; " Познание"; " Музыка"
-Необходимость наблюдений природы" ( во время прогулок, в ходе проектной деятельности); цвет неба; форма облаков, пространственное расположение объектов, особенности различных пород деревьев.
- Взаимосвязь ознакомления с искусством и детского изобразительного творчесва, интерпритация произведений пейзажного жанра ( как художник передает состояние природы, настроения), рисование по мотивам шедевров живописи.
4. Декаротивно- прикладное творчество.
Народное декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в воспитании детей, особенно дошкольников. Яркие образы привлекают ребенка, сказочные цветы, птицы, кони, забавные глиняные игрушки-свистульки не могут оставить малыша равнодушным. Собственно, первое знакомство с искусством детей раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду начинается с фольклора, народного декоративно-прикладного искусства. Воспитатели разучивают с малышами песенки-потешки, пестушки, колыбельные, используют в работе с детьми игровой и дидактический развивающий материал расписных, нарядных матрешек, подвижные деревянные богородские игрушки. Дети рассматривают на занятиях произведения дымковских мастеров, книжные иллюстрации Ю.А. Васнецова, образы и стиль которых основаны на русском фольклоре.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребята знакомятся с народными промыслами, учатся рисовать простейшие элементы росписей, создают декоративные композиции на основе народного искусства, расписывают слепленные ими из глины игрушки и посуду.
5.Методика ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой.
Младший дошкольный возраст:
Сказочная архитектура ( домики поросят, теремок, избушка лубяная, ледяная): конструирование простейших построек ( домик для матрешки, мост, дорога и пр.) Сравнение построек.
Средний дошкольный возраст:
Функциональное назначение построек ( жилой дом, магазин, детский сад, озеленение, архитектура малых форм- детская площадка); материалы из которых создают здания исооружения.
Старший дошкольный возраст:
Формирование элементарных представлений об архитектуре ( ее многообразии и людях, которые ее создают).
Знакомство с отдельными произведениями архитектуры ( достопримечательности ближайшего окружения, родного города- Москвы, Санкт- Петербурга, шедеврами русского деревянного зодчества.)
6.. Детский дизайн в развитии самостоятельной деятельности дошкольников
Определение
В переводе с английского слово "дизайн" означает "замысел, конструкция, проект". Слово это имеет множество значений
Направления работы с детьми:
- путешествия в прошлое предметов;
- красивые и полезные вещи в нашей жизни (игрушки, одежда, посуда и пр.);
- конструирование и ручной труд (одежда для кукол, интерьер кукольной комнаты, транспорт).
Нетрадиционные техники не способствуют самостоятельной деятельности дошкольника!!!
Лекционный материал собран по окончании курсов по теме: " Развитие самостоятельной художественно- эстетической деятельности детей в условиях ДОУ".
Руководитель курсов: Доцент, кандидат пед. наук Ривина Е.К.
Слушатель: Воспитатель: Габдеева Е.В. ДОУ № 809.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей 7 года жизни»
Основной целью данной работы является поиск эффективных средств для формирования способности детей дошкольного возраста действовать самостоятельно . В работе раскрываются различные методы р...
«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»
«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»...
Формы работы стимулирующие самостоятельную художественно-эстетическую деятельность
Как воспитатель может привлечь детей к твочеству в свободное время. Чем заинтересовать детей, чтобы они без помощи взрослого с удовольствием занимались художественно-эстетической деятельно...
Темы консультаций родителей по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей в самостоятельной художественно-эстетической деятельности.
План консультаций для родителей...
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Формирование творческой личности- одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным способом ее решения в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность....
Организация самостоятельной художественно эстетической деятельности в ДОУ и семье.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...
Развитие самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей
Консультация для воспитателей...