Развитие самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnoy_izobrazitelnoy_tvorcheskoy_deyatelnosti_detey.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования под «художественно-эстетическим развитием предполагается развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; … реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 13.10.2013г.).
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным средством для ее решения уже в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Еще Аристотель говорил, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Развитие восприятия окружающего мира является главным педагогическим условием развития самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей. Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Это направление сориентировано на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Учеными давно доказано, что именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью.
ФГОС ДО требует, чтобы педагоги ставили перед собой принципиально новые задачи:
- формирование у детей устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение сенсорного опыта;
- развитие образного эстетического восприятия, образных представлений, формирование эстетических суждений;
- формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности;
- развитие самостоятельности.
Экспериментирование современными художественными материалами. В ходе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагог должен создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности посредством разнообразия материала и оборудования, поощрения творческой инициативы.
Также педагог должен уметь организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую п. 3.3. Требований к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО (3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
Преимущества использования экспериментирования в процессе развития интереса к изобразительной деятельности, освоения начальных умений:
- ориентировано на «тактильно-действенный» уровень и способ познания мира детьми в данной возрастной группе;
- позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами, создает ситуации «упражняемости»;
- «базируется» на сенсорном опыте детей.
Российский психолог и основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, ка это принято считать, а экспериментирование. Обязательным компонентом детского экспериментирования считает этап «проб и ошибок». Становясь истинно деятельностью дошкольника, экспериментирование способствует возникновению «позиции маленького исследователя-экспериментатора».
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Тут на помощь педагогу может придти творческое экспериментирование.
Цель художественно-эстетического экспериментирования – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.
Задачи художественного экспериментирования:
- знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;
- упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);
- содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;
- развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
- формировать позицию художника-творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;
- активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;
- согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ;
- привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобрази-тельных техник и их сочетаний;
- воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
- упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок):
- их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»,
- игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки);
- применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием.
Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются:
- богато насыщенная разнообразными изоматериалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
- свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;
- создание эмоционально-положительной атмосферы творческой мастерской на занятиях;
- использование детьми продуктов художественного творчества при подготовке атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
- интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.
Использование нетрадиционных художественных техник. Проблема развития творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой вопросы развития детского художественно-творческого экспериментирования в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др), красками гуашь и акварель.
Т.С. Комарова утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается: ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.
Использование нетрадиционных техник необходимо начинать по принципу «от простого к сложному». Рисование пальчиками - это самый простой способ получения изображения: просто ставить следы отпечатки, сравнить отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию.
Штампы и печатки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Штампы или печатки делают из пробок, из овощей( картофеля или морковки), катушок от ниток, пенопласта, резинового ластика.
Рисование ладошкой - очень интересный игровой прием. Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте мы предлагаем детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунки и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавить недостающие детали. И создать новый образ.
С детьми среднего возраста можно использовать такие способы рисования: тампонирование и тычкование. Метод тычка - увлекательный метод рисования. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Для техники тампонирования необходим тампон из марли, внутри которой поролон или вата. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, легкое.
Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Рисовать свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносить акварельную краску.
Со старшей группой можно учиться рисовать техникой монотипия. Монотипия - одна из наиболее распространенных и простейших технологий. Складывают лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуют половину изображаемого предмета. Затем снова складывают лист пополам. В этой технике в основном рисуют симметричные предметы.
Рисование пластилином, тоже является одной из доступных техник рисования.
Техника граттаж представляет собой подготовку холста, который состоит из нескольких слоев. Рисунки получаются с помощью процарапывания холста острой палочкой. Цветной граттаж - первый слой: нанесение цветовых пятен на поверхность.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Со старшей группой можно использовать технику «набрызг». Его суть в разбрызгивании капель с помощью зубной щетки и стеки. Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Можно рисовать практически чем угодно. Крупой, ватными палочками, ватными дисками, солью, ватой, мыльной пеной, мятой бумагой, рисовать по стеклу, нитками, все что есть под рукой можно использовать для рисования.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия: пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности; эстетического восприятия; эмоциональной отзывчивости; формируются навыки контроля и самоконтроля.
Постановка творческих заданий. Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка. Можно предложить детям творческие задания-игры на развитие воображения у дошкольников.
1. На что похожи наши ладошки?
Цель: развитие воображения и внимания.
2. Три краски.
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
4. Волшебная ниточка.
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
5. Неоконченный рисунок.
Цель: развитие творческого воображения.
6. Волшебники.
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
7. О чем рассказала музыка.
Цель: развитие творческого воображения.
8. Волшебная мозаика.
Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
9. Поможем художнику.
Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
10. Волшебные картинки.
Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
11. Чудесные превращения.
Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
12. Чудесный лес.
Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
13. Перевертыши.
Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
14. Сказочное животное (растение).
Цель: развитие творческого воображения.
15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.
16. Рисуем вместе.
17. Волшебное дерево.
Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.
18. Восковая скульптура.
Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая – «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".
19. Живая картина.
Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.
20. Комбинирование.
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.
21. Упражнение «Точки».
Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок.
22. Кляксография.
Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
23. Кругольники.
Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик!
24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).
Цель: развитие воображения, дыхания.
25. На что похож круг.
Цель: развитие креативности.
Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.
26. Дорисуй половинку фигуры.
Цель: развитие воображения.
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры.
27. Превращения мыльного пузыря.
Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.
Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого – либо предмета.
Включение ТРИЗ-технологий. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Использование ТРИЗ технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты,
отзывчивости;
- развитию познавательной активности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делают занятия интересными и увлекательными.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности.
Поэтому, важно начинать эту работу, уже с младшего дошкольного возраста и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.
Игры с элементами ТРИЗ: 1) игры на деление признаков предметов, их свойств и отсекание ненужных: «Угадай, кто я», «Да — нет», игры на нахождение противоречий в природе «Хорошо — плохо»; 2) игры на обучение навыкам сравнения, на систематизацию признаков предметов и явлений: «Комплименты», «Ах, какая ты!» Рисование различных деревьев.
Обучение техническим и изобразительным навыкам и умениям.
Успешными условиями для овладения техникой рисования и развития творчества дошкольников является: взаимосвязь воспитания, обучения и творчества, развитие эстетического восприятия, формирование сенсорных процессов, интеграция разных видов художественной деятельности и искусства, приоритетное внимание к игре.
Техника рисунка – это владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения.
В понятие техники включаются:
- развитие глаз и руки,
- их согласованная деятельность.
Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка.
Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.
Е.И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая:
- направлять содержание детских рисунков,
- оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности, в технике работы карандашом и красками,
- показывать отдельные приемы изображения, способы пользования карандашом и кистью.
Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Обучение техническим навыкам и умениям рисования успешны в том случае, если учитываются особенности:
- физиологические
- психологические.
Для развития психики ребенка важным является:
- развитие движений руки
- зрительный контроль за движением руки.
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т.е. движения под контролем зрения и двигательных ощущений, ребенок видит, как двигается рука и ощущает это движение.
Необходимо чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого – образец действия, которому нужно следовать и усвоить который можно только благодаря обучению.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий уверенность свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития.
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений являются цвет. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа.
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлении. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета о оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний.
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Создавая изображение дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.
Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, занятий, игр и т. д.
Формирование выразительного и художественного образа. В своих рисунках дети изображают окружающую жизнь. В процессе рисования дети осваивают вначале новые для них материалы, карандаш, кисть. Помимо этого, происходит развитие образно-смысловой стороны деятельности. Для развития образно-смыслового характера рисунка большое значение имеет раннее общение ребенка с книгой, картинками.
Дети создают в своих рисунках художественный образ, в котором отражают жизненные обобщения. Дети выделяют определенные свойства и признаки предметов, эмоционально и эстетически их оценивают, находят между ними взаимосвязь. Эстетическое восприятие объектов и явлений действительности способствует развитию у детей умения наблюдать, выделять существенные функциональные, цветовые и пространственные признаки предметов, обобщать их, давать им оценку. В процессе создания образа цвет является сильным эмоциональные побудителем и выражает идейно-образное содержание в рисунке.
На формирование художественного образа влияют следующие факторы: умение детей эстетически воспринимать и оценивать действительность, понимать художественней образ произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Литература
1. Абраменкова Н.Ф., Аверина Н.Л., Нефёдова И.В. ТРИЗ — технологии в изобразительной деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 432-435.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. ТЦ «Сфера», Москва, 2004.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера», Москва. – 2007.
4. Павлова О.В. Изобразительная деятельность – художественный труд Волгоград. - 2010.
5. Рузанова Ю.В. Развитие моторики руки в нетрадиционной изобразительной деятельности. Санкт –Петербург, 2007.
6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. ТЦ «Сфера», Москва, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....
ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновлен...
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Формирование творческой личности- одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным способом ее решения в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность....
Методическая разработка на тему "Методика развития изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста"
Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможн...
Статья на тему: "Метод сотворчества воспитателя с ребенком в развитии изобразительно- творческой деятельности детей двух- трех лет"
В своей работе Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М.: Просвещение.-1980г. Казакова Т.Г. рассматривает сотворчество как необходимый элемент, применяемый воспитателем, в развитии ...
Развития самостоятельной изобразительно-художественной деятельности. 1 младшая группа
Создание условий в группе для развития самостоятельной изобразительно-художественной деятельности.1 младшая группа...