РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Мазанова Ольга Валерьевна

 Формирование творческой личности- одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным способом ее решения в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

   Формирование творческой личности - одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным средством для ее решения уже в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Еще Аристотель говорил, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

    Развитие восприятия окружающего мира является главным педагогическим условием развития самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей. Тенденция современного дошкольного образования - это переход на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Учеными давно доказано, что именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью.

   Экспериментирование современными художественными материалами.   В ходе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагог должен создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности посредством разнообразия материала и оборудования, поощрения творческой инициативы.

  Также педагог должен уметь организовать развивающую предметно- пространственную среду, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  Преимущества использования экспериментирования в процессе развития интереса  к изобразительной деятельности, освоения начальных умений:

  • Ориентировано на «тактильно-действенный» уровень и способ познания мира детьми в данной возрастной группе;
  • Позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами, создает ситуации «упражняемости»;
  • «базируется» на сенсорном опыте детей.

    Российский психолог и основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Цель художественно-эстетического экспериментирования - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи художественного экспериментирования:

- знакомить с художественными  особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;

- упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции ( складывание,  формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);

- содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;

- развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;

- формировать позицию художника-творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов;

- активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;

- воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

  • Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок):

Их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей (КАРАНДАШ оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать цветок, домик, солнышко; КРАСКА –пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать;

  • Игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки);
  • Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием.

Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются:

-насыщенная разнообразными изоматериалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

- свободный доступ к материалам;

- создание эмоционально-положительной атмосферы творческой  мастерской на занятиях;

-  интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

В материале представлены задачи развития самостоятельной художетсвенно-творческой деятельности дошкольников, современные требования к ее организации, а так же практический материал для педагогов....

ТЕМА: «РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Предметно-развивающая среда, как известно, является эффективным средством формирования личности ребёнка. С учётом этого, первостепенной задачей педагогического коллектива ДОУ в условиях обновлен...

Методическая разработка на тему "Методика развития изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста"

Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможн...

Статья на тему: "Метод сотворчества воспитателя с ребенком в развитии изобразительно- творческой деятельности детей двух- трех лет"

В своей работе Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М.: Просвещение.-1980г. Казакова Т.Г. рассматривает сотворчество как необходимый элемент, применяемый воспитателем,  в развитии ...

Развития самостоятельной изобразительно-художественной деятельности. 1 младшая группа

Создание условий в группе  для развития самостоятельной изобразительно-художественной деятельности.1 младшая группа...