"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"
статья (подготовительная группа) по теме
Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_97.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОЕКТ « ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему.… Воспитывайте патриотов с детства».
К.Г.Паустовский
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были неотъемлемой чертой национального характера. Но огромные изменения произошли в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности стоят выше духовных.
В связи с этим патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эта работа очень трудна, требует много сил и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и первостепенными, а порой этому вообще не уделяется внимания. Если раньше каждый молодой человек считал своим долгом отслужить в армии, стать настоящим защитником отечества, то сейчас такое желание вызывает недоумение.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в рамках реализации которой была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, где сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Эта Программа имеет своё продолжение – Программы на 2006-2010, 2011-2015, разрабатывается четвёртая Программа на 2016-2020 годы, а так же – Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан в Российской Федерации».
В документе дано следующее определение патриотического воспитания – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные образовательные учреждения на формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы очень эффективна для старших дошкольников проектная деятельность как часть образовательного процесса.
Мы хотим рассказать о нашем проекте, который был реализован в феврале 2015 года с детьми подготовительной группы. Название проекта: «Защитники Отечества». Проблема проекта: «Кого мы можем назвать защитниками Отечества?».
Данный проект был краткосрочным, но очень ёмким и познавательным. В рамках проекта дети смогли реализовать себя в разных видах деятельности: поисково-познавательной, игровой, продуктивной.
Основной целью проектной деятельности было формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Обозначив проблему, мы с детьми стали рассуждать о том, а что же такое «Отечество» и почему его необходимо защищать. Выяснилось, что защитники существуют уже очень давно, и их задачей было всегда охранять свой народ, своих близких от врагов.
Мы познакомились с первыми защитниками Руси и их снаряжением, убедились, что защитников всегда уважали, ценили и слагали про них даже былины.
Нам удалось посмотреть настоящий спектакль про богатырей. Нескрываемый восторг вызвало у детей рассматривание театрального реквизита: кольчуги, меча, шлема – почти как у настоящих богатырей.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и поэтому после знакомства с богатырями дети совместно с родителями создали альбом «Богатыри – защитники Руси».
Следующим шагом было знакомство с современными родами войск, где активное участие проявили не только мальчики, но и девочки. Мы много интересной информации подчеркнули в художественной литературе про службу в армии. Особенно интересной для дошкольников оказалась книга Б. Никольского «Солдатская школа».
Мы поговорили о военной технике как средстве защиты и, конечно же, поиграли с теми боевыми машинами, которые мальчишки принесли из дома. Вот где ребята показали настоящий парад военной мощи.
Познакомились с профессиями военных, где выяснилось, что они имеют разные специальности. Дети узнали, что каждая специальность требует особой подготовки.
Из бросового материала было решено сделать самим военную технику – танки. Они получились как настоящие. Родители были удивлены работой, а дети очень довольны.
Особенно запомнилась сюжетно-ролевая игра «Пограничники». Была проведена огромная содержательная и продуктивная подготовка. Мы выяснили, кто такие пограничники, каковы их задачи, их снаряжение. Познакомились со словами: застава, государственная граница, штаб, разведчики, дозор, шпионы. Были созданы атрибуты для игры: бинокли, пограничные столбы, секретные пакеты. Родители помогли с атрибутами: принесли из дома головные уборы для пограничников, сшили костюм для медицинской сестры.
Игра получилась эмоциональной и очень захватывающей. Все хотели попробовать себя в роли пограничников с оружием, охраняющих нашу границу и не пропускающих нарушителей спокойствия. Итогом игры было задержание шпиона. Глаза детей в тот момент «горели» таким желанием и воодушевлением. Данная игра имела продолжение уже на прогулке, где дети сами распределяли роли, делали из снега штаб и заставу.
В контексте проекта мы с ребятами решили выпустить стенгазету, посвященную службе в армии их пап и дедушек. Ведь нет ничего важнее и ближе, чем родной человек, который, оказывается, тоже является защитником Отечества, и значит, вызывает огромную гордость.
Полученные впечатления дети отразили в продуктивной деятельности. В рамках проекта они рисовали защитников Отечества, делали поздравительные открытки для пап к празднику 23 февраля, конструировали самолётики, танки. Родители оценили творческие способности своих детей.
Незабываемым событием стала для детей встреча с сержантом запаса артиллерийских войск Олегом Сергеевичем, который не только рассказал о своей службе в армии, но и показал свой армейский альбом. Ребята оказались под большим впечатлением и не хотели отпускать гостя.
Не обошлось и без спортивного праздника «Ура защитникам Отечества!», который по традиции проводится накануне 23 февраля. В нём участвовали и дети и папы.
В нашей группе существует мини-музей, в этот раз выставка была посвящена защитникам Отечества. Мы представили альбом «Богатыри – защитники Руси», макеты боевой техники, атрибуты к играм.
Практически все ребята в группе умеют читать, поэтому в речевом уголке на ковролине были размещены названия родов войск.
Итогом проекта стала его презентация. Мы пригласили к нам педагогов и детей подготовительной группы №1 и рассказали о том, что делали и узнали, показали наш мини-музей, все наши творческие продукты деятельности и немного поиграли в игру «Граница на замке». Презентация получилась яркой: дети с удовольствием рассказали о том, что они делали, а гости не только были слушателями, но и участниками игровых заданий.
В заключение проекта в итоговой беседе дети рассуждали: «Кто же такие защитники Отечества?»
Костя Г.: «Это такие люди, которые защищают нашу Родину,… помогают бедным».
Вова М.: «Они защищают мир… Они военные».
Лиза П.: «Они защищают землю от злых людей».
Оля Д.: «Солдаты. Они защищают нашу Родину. Они военные».
Матвей П.: «Они защищают границу, садятся в танк, едут и стреляют по мишеням и врагам».
Что же в целом дала работа над проектом?
Детям:
- расширение круга интересов, самостоятельный поиск информации;
- активная и содержательная деятельность;
- переживание ярких эмоций;
- индивидуально-личностное развитие.
Родителям:
- радость от увлечённости детей;
- возможность участия в значимой для детей деятельности;
- уважение к труду педагога.
Педагогу:
- приобретение опыта проектной деятельности;
- творческая реализация задуманного;
- положительные эмоции от общения с детьми.
В заключение хочется сказать, что именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Литература
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» - Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, 2001.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации – М.: Творческий центр Сфера, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: Творческий центр Сфера, 2005.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников – М.: Центр педагогического образования, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Путешествие в историю. Поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях....