"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"
статья (подготовительная группа) по теме

Бобкова Ирина Юрьевна

Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_97.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОЕКТ « ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему.… Воспитывайте патриотов с детства».

                                                                                        К.Г.Паустовский

       Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были неотъемлемой чертой национального характера. Но огромные изменения произошли в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности стоят выше духовных.

       В связи с этим патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эта работа очень трудна, требует много сил и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и первостепенными,  а порой этому вообще не уделяется внимания. Если раньше каждый молодой человек считал своим долгом отслужить в армии, стать настоящим защитником отечества, то сейчас  такое желание вызывает недоумение.

       Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в рамках реализации которой была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, где сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

       Эта Программа имеет своё продолжение – Программы на 2006-2010, 2011-2015, разрабатывается четвёртая Программа на 2016-2020 годы,  а так же – Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан в Российской Федерации».

       В  документе дано следующее определение патриотического воспитания – это систематическая  и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные образовательные учреждения на формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы очень  эффективна для старших дошкольников  проектная деятельность как часть образовательного процесса.

       Мы хотим рассказать о нашем проекте, который был реализован в феврале 2015 года с детьми подготовительной группы. Название проекта: «Защитники Отечества». Проблема проекта: «Кого мы можем назвать защитниками Отечества?».

       Данный проект  был краткосрочным, но очень ёмким  и познавательным. В рамках проекта дети смогли реализовать себя в разных видах деятельности: поисково-познавательной, игровой, продуктивной.

       Основной целью проектной деятельности было формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.

       Обозначив проблему, мы с детьми стали рассуждать о том, а что же такое «Отечество» и почему его необходимо защищать.  Выяснилось, что защитники  существуют уже очень давно, и их задачей было всегда охранять свой народ, своих близких от врагов.

       Мы познакомились с первыми защитниками Руси и их снаряжением, убедились, что защитников всегда уважали, ценили и слагали про них даже былины.

       Нам удалось посмотреть настоящий спектакль про богатырей. Нескрываемый восторг вызвало у детей рассматривание  театрального реквизита: кольчуги, меча, шлема – почти как у настоящих богатырей.

       В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и поэтому после знакомства с богатырями  дети совместно с родителями создали  альбом «Богатыри – защитники Руси».

       Следующим шагом было знакомство с современными родами войск, где активное участие проявили не только мальчики, но и девочки. Мы много интересной информации подчеркнули в художественной литературе про службу в армии. Особенно интересной для дошкольников оказалась книга Б. Никольского «Солдатская школа».

       Мы поговорили о военной технике как средстве защиты и, конечно же, поиграли с теми боевыми машинами, которые мальчишки принесли из дома. Вот где ребята  показали настоящий парад военной мощи.

       Познакомились с профессиями военных, где выяснилось, что они имеют разные специальности. Дети узнали, что каждая специальность требует  особой подготовки.

       Из бросового материала было решено сделать самим военную технику – танки. Они получились  как настоящие. Родители были удивлены работой, а дети очень довольны.

       Особенно запомнилась сюжетно-ролевая игра «Пограничники». Была проведена огромная содержательная и продуктивная подготовка. Мы выяснили, кто такие пограничники, каковы их задачи, их снаряжение. Познакомились со словами: застава, государственная граница, штаб, разведчики, дозор, шпионы. Были созданы атрибуты для игры: бинокли, пограничные столбы, секретные пакеты. Родители помогли с атрибутами: принесли из дома головные уборы для пограничников, сшили костюм для медицинской сестры.

       Игра получилась эмоциональной и очень захватывающей.  Все хотели попробовать  себя в роли пограничников с оружием, охраняющих нашу границу и не пропускающих нарушителей спокойствия.  Итогом  игры было задержание шпиона. Глаза детей в тот момент «горели» таким желанием и воодушевлением. Данная игра имела продолжение уже на прогулке, где дети сами распределяли роли, делали из снега штаб и заставу.

       В контексте проекта мы с ребятами решили выпустить стенгазету, посвященную службе в армии их пап и дедушек. Ведь нет ничего важнее и ближе, чем родной человек, который, оказывается, тоже является защитником Отечества, и значит, вызывает огромную гордость.

       Полученные впечатления дети отразили в продуктивной деятельности. В рамках проекта они рисовали защитников Отечества, делали поздравительные открытки для пап к празднику 23 февраля, конструировали самолётики, танки. Родители оценили творческие способности своих детей.

       Незабываемым  событием стала  для детей встреча с сержантом запаса артиллерийских войск Олегом Сергеевичем, который не только рассказал о своей службе в армии, но и показал свой армейский альбом. Ребята оказались под большим впечатлением и не хотели отпускать гостя.

       Не обошлось и без спортивного  праздника «Ура защитникам Отечества!», который по традиции проводится накануне 23 февраля. В нём участвовали и дети и папы.

       В  нашей группе существует мини-музей, в этот раз выставка была посвящена защитникам Отечества.  Мы представили альбом «Богатыри – защитники Руси», макеты боевой техники, атрибуты к играм.

       Практически все ребята в группе умеют читать, поэтому в речевом уголке на ковролине были размещены названия родов войск.

       Итогом проекта стала  его презентация. Мы пригласили к нам педагогов и детей подготовительной  группы №1 и рассказали о том, что делали и узнали, показали  наш мини-музей, все наши творческие продукты деятельности и немного поиграли в игру «Граница на замке». Презентация получилась  яркой: дети с удовольствием рассказали о том, что они делали, а гости не только были слушателями, но  и участниками игровых заданий.

       В заключение проекта в итоговой беседе дети рассуждали: «Кто же такие защитники Отечества?»

Костя Г.: «Это такие люди, которые защищают нашу Родину,… помогают  бедным».

Вова М.: «Они защищают мир… Они военные».

Лиза П.: «Они защищают землю от злых людей».

Оля Д.: «Солдаты. Они защищают нашу Родину. Они военные».

Матвей П.: «Они защищают границу, садятся в танк, едут и стреляют по мишеням и врагам».

       Что же в целом дала работа над проектом?

Детям:

- расширение круга интересов, самостоятельный поиск информации;

- активная и содержательная деятельность;

- переживание ярких эмоций;

- индивидуально-личностное развитие.

Родителям:

- радость от увлечённости детей;

- возможность участия в значимой для детей деятельности;

- уважение к труду педагога.

Педагогу:

- приобретение опыта проектной деятельности;

- творческая реализация  задуманного;

- положительные эмоции от  общения с  детьми.

       В  заключение хочется сказать, что именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Литература

  1.    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009.
  2.    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» - Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской  Федерации, 2001.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации – М.: Творческий центр Сфера, 2005.
  4.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  5.   Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: Творческий центр Сфера, 2005.
  6. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников – М.: Центр педагогического образования, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Путешествие в историю. Поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях....