Программа «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа:

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Автор: Ашманова Анна Алексеевна, воспитатель

г. Сургут

СОДЕРЖАНИЕ:

   Информационная карта  программы...………………………………………………

3

 Актуальность педагогического опыта…………………………………………….....

5

С  Содержательная форма представления педагогического опыта……………………

6

 Цель и задачи программы………..……………………………………………..……...

6

Инновационная направленность педагогического опыта………………………….. Механизм реализации программы…………………………………………………...

6

11

Перспективный план работы с детьми ……………………………………………….

11

Перспективный план работы семейного клуба «Содружество»…………………….

16

Перспективный план   работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»…...

18

Ресурсное обеспечение …………………………………………………..……………

19

Результативные параметры ………………………………………………………..….

20

Мониторинг реализации программы …………………………………………………

21

Список используемой литературы…………………………………………………….

Глоссарий ………………………....................................................................................

24

25

Приложение… …………………………………………………………..……………...

27

Информационная карта программы

Наименование программы:

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Вид программы:

познавательный, групповой.

Основания для разработки программы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» от 04.12.2000г. № 751
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393), Концепция развития образования на 2016-2020 годы была от 29 декабря 2014 года (№ 2765-р);
  • Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года.

Цель программы:

Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера (Ханты).

Задачи программы: 

  1. Формировать представления старших дошкольников о своей малой Родине.
  2. Развивать интерес воспитанников  природе  родного края;
  3. Приобщать детей к национальной культуре коренных народов Севера (ханты).

Описание программы:

Данная программа направлен на воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера – ханты и манси. Программа рассчитана на совместную деятельность детей, родителей и педагогов в течении 2 лет, содержит планирование работы с детьми, конспекты НОД и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьёй воспитанников, практический материал. Основной формой работы с воспитанниками остаётся непосредственно образовательная деятельность, которая проводится фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические мероприятия. Предлагаемое содержание программы  предусматривает «погружение ребенка» в культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей родного края – ханты. Представлены наиболее действенные формы изучения родного края: экскурсии по культурно-историческим центрам города, экскурсии-знакомства с профессиями родителей, экскурсии в лес, парк; акции, праздники, развлечения, продуктивная творческая деятельность, разнообразные дидактические игры и т.д. Показан механизм взаимодействия с имеющимися специалистами дошкольного учреждения. Широко представлена работа по вовлечению родителей в данную проблему: перспективный план работы семейного клуба «Содружество». Показана необходимая предметно-развивающая среда и  функциональные центры, ресурсная база. Использование в работе с детьми краеведческого аспекта, воспитывает в ребёнке патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Программу можно использовать в старшем дошкольном возрасте, в кружковой работе, в группах кратковременного пребывания детей.

Сроки реализации программы:

сентябрь 2014г. по май 2017г.

Этапы реализации программы:

I  этап – 5-6 лет

II этап – 6-7 лет

Порядок управления реализацией программы:

Управление реализацией программы осуществляется педагогом дошкольного учреждения  в процессе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Участники программы: 

Дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги группы, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель

Форма проведения:

дневная (в рамках организации педагогического процесса)

Место проведения:

г. Сургут, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко»

Разработчик программы:

Ашманова Анна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко»

Порядок мониторинга программы:

Оценка познавательной активности детей отслеживается через беседы с детьми, наблюдения по время непосредственной деятельности, проведении мероприятий; использование диагностического инструментария.

Оценка качества участия родителей оценивается при изучении анкет по оценке эффективности данной программы, отзывов родителей.

По окончании реализации программы наработанный материал обобщён и представлен на педагогическом совете, также транслируется в СМИ.

Ожидаемые результаты:

  • У старших дошкольников сформированы представления о своей малой Родине;
  • Повышен интерес детей к природе родного края;
  • Дети знают элементы национальной культуры народов ханты;
  • Модернизирована образовательная среда группы: создан музей;
  • Активное участие родителей в проведении экскурсий, пополнении библиотеки группы справочной и детской  литературой, обновлении предметно-развивающей среды в группе;
  • Воспитанники становятся дружнее, развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых;
  • Дети больше знают о родном крае, о традициях и обычаях народа.

 «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

  1. Актуальность педагогического опыта. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить (…) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 28 детей 19 детей (68%) не проявляли желания узнать о стране, о  крае, о городе, в котором живут; 22 ребёнка (79%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к городу; 18 (64%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.

Во многом, недостатки знаний детей в этой области объясняются тем, что в комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой задача воспитания любви к родной природе, дому, краю, городу, Родине  решалась чисто формально, обобщённо, региональный компонент не учитывался. Приходилось изыскивать  возможности знакомить детей с краеведческим материалом.

Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.

Поэтому возникла необходимость в создании такой  системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников  к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.

  1. Содержательная форма представления педагогического опыта.

Педагогический опыт представлен в форме программы.

Программа: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Участники программы:  педагоги, дети и их родители

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса)

Возраст: 5-7 лет.

Срок реализации: 3 года

Цель: Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера

Задачи:

  1. Формировать представления старших дошкольников о своей малой Родине.
  2. Развивать интерес воспитанников  природе  родного края;
  3. Приобщать детей к национальной культуре коренных народов Севера (ханты).

  1.  Содержание программы.
  • Воспитание любви к родному дому: семьи, малой родине-городу, краю,                        поселку и большой Родине – России.
  • Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развития межличностных отношений.

Развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

2.2. Инновационная направленность педагогического опыта.

К дошкольному образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. В ФГОС установлено, что объем обязательной части программы, должен составлять не менее 80 % времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Новизна идеи состоит в том, что данная программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю, включенного как региональный компонент в основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 79 «Садко». Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера – ханты, что является региональным компонентом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 79 «Садко» и не предусмотрено «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. Но с внедрением в практику Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых одним из главных критериев является формирование основ базовой культуры личности, и представленный  инновационный опыт  - это  большой шаг вперед в развитии патриотических чувств детей.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

  • проектный метод, позволяющий привлечь детей и родителей в образовательный процесс;
  • использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал непосредственно образовательной деятельности в иллюстрациях;
  • интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
  • игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
  • технологии личностно–ориентированного обучения, при котором механизмы обучения полностью совпадают с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира, учитываются как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного воспитанника, а в основе его лежат сотрудничество между дошкольником и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.

Представленная программа формирует интерес детей к «малой Родине»: к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, получить общее представление о народах Севера.

2.3.  Методологическая база педагогического опыта.

Методологической основой представленного опыта является Концепция развития воспитания - комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения.

Согласно современной теории воспитания работа основывается на следующих подходах воспитания:

  • деятельностный – определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
  • системный – предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.) во взаимосвязи, целостности.
  • диалектический - обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).
  • культурологический – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.

Полноценная реализация названных выше подходов при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем возможна при соблюдении ряда принципов:

  • Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка и взрослого, его свобода и достоинство. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  • Принцип - через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле — частица Родины. Мысль, что мой город, дороги  интересны всем, рождает гордость за родной край и понимание связи его со всей большой страной.
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
  • Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое патриотизм? В разные времена на этот вопрос пытались дать ответ многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотическое воспитание как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом,  чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н.Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т.Н.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е.Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Познакомившись с опытом некоторых исследователей, решила применить их на практике, взяв за основу:  

  • технологию   приобщения детей к культурному наследию народа, воспитания патриотизма дошкольников, познание ими малой Родины (Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой, В. И. Логиновой);
  • теорию патриотического воспитания (Н.В.Алёшиной, Л.А.Кондрыкинской).
  1.  Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

У ребёнка с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Основной формой работы остается непосредственно-образовательная деятельность, которая проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используется комплексные, сюжетные, тематические и другие виды детской деятельности. Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы с детьми по сюжетно-тематическим линиям. Оно позволяет объединить различные виды детской деятельности на основе единого содержания.  

Все мероприятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческую  специально обустроенную предметно-пространственную среду, где дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.

Методика «погружения» предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:

  • ролевые игры (дети играют в охотника и т.д.);
  • игра-поиск (найти предмет, рассмотреть);
  • игра-фантазирование;
  • игра-театрализация, драматизация;
  • игра-реконструкция («В гостях у сказительницы легенд и мифов»);
  • игра-путешествие;
  • подвижные игры (старинные игры, сопровождающие всю непосредственно-образовательную деятельность программы):
  • дидактические игры («Собери орнамент», «Составь картину» и т.д.).

Основополагающее место в методике данной программы занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).

Активно используется в работе деятельность, позволяющая применять эффективные методы и приемы.

Работая над проектами, дети самостоятельно выявляют проблему и ищут пути ее разрешения. Например, при реализации проекта «Как мы следы осени в городе искали», чтобы найти нужную информацию детям пришлось обратиться к родителям, прочитать с ними книги, энциклопедии.

Очень важно, чтобы работа велась в тесном контакте со специалистами ДОУ.

Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать, прежде всего, путем включения детей в практическую деятельность. Активное участие они могут принимать в работе по охране природы. Многое им доступно: уход за животными, подкормка птиц, выращивание растений и др.

Пути воспитания патриотизма могут быть самыми разнообразными, главное зародить в ребенке это великое чувство быть гражданином своего города, края.

  1. Психологическая целесообразность педагогического опыта. 

Правильный подход к нравственно-патриотическому воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности детей – дошкольников, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место в данной деятельности независимо от уровня способностей.  

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта,  являются дети  в возрасте 5 – 7 лет.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми, поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлено перспективное планирование.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее   детская деятельность, тем успешнее идет его развитие.

  1.   Социальная направленность педагогического опыта.     

Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит познание окружающего мира путем поисково–исследовательской деятельности и использования инновационных форм взаимодействия с воспитанниками.

В ходе реализации программы обращено внимание технологиям сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы;
  • Подвижные и спортивные игры краеведческого характера;
  • Пальчиковая гимнастика.

Исследования показывают, что мероприятия с использованием фольклорного материала помогают найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния, они гасят реакции стресса.  

Данный опыт реализуется в интеграции с воспитателями и узкими специалистами (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физической культуре).

Музыкально-игровые досуги создают доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает интерес и внимание, активизирует речь.

Педагог дополнительного образования помогает развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, прививают навыки трудолюбия, воспитывают эстетический вкус.

Совместные физкультурные развлечения и праздники развивают двигательную активность детей.

  1. Воспроизводимость педагогического опыта. 

На основе данного инновационного опыта проводятся: открытые мероприятия, мастер–классы, семинары–практикумы, праздники, развлечения.

Принимаю активное участие в профессиональных конкурсах на городском уровне, обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне, публикации в периодической печати, интернет – сайтах.  

Данный инновационный опыт распространялся на уровне дошкольных образовательных учреждений г.Сургута, в рамках работы городской методической площадки на базе дошкольного учреждения по теме «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения» (2011г.).

Реализация опыта не требует много затрат, так как программа реализуется в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.  

2.8.  Необходимые условия реализации программы:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами дошкольного учреждения.

3. Механизм реализации программы

Этапы реализации программы.

Срок реализации программы – 3 года предполагает проведение цикла мероприятий с детьми 5 -7 лет.

I  этап – с 5 до 6 лет;

II этап – с 6 до 7 лет.

Курс рассчитан на 18 самостоятельных мероприятий, которые проводятся в течении всего учебного года один раз в месяц продолжительностью 25 мин.

Перспективный план работы с детьми (5 – 6 лет)

Месяц

Тема

Программное содержание

Взаимодействие с детьми

Сентябрь

Игра – путешествие

«Любимый уголок моего города»

Познакомить детей с достопримечательностями города, памятниками искусства и архитектуры; учить работать со словом, высказывать свои мысли ясно, оригинально. Развивать творческие способности, умение выполнять совместную работу. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу.

Беседа: «Осень в Сургуте»;

рассматривание символики города;

придумывание герба города;

рисование «Город детства моего»;

сюжетно-ролевая игра «Телепередача о любимом городе».

Октябрь

По земле идёт молва –

«Нефть – всему голова»

Расширить знание детей о нефти; подвести к пониманию общественной значимости труда нефтяников, прививая уважение к их профессии. Развивать умение отражать в рисунках свои впечатления. Воспитывать любовь к родному краю, художественно-эстетический вкус.

Беседа о профессии родителей;

рассматривание книг, иллюстраций;

рисование на тему «Нефтяной край»;

слушание песни: «Сургутский нефтяник»;

сюжетно-ролевая игра «Нефтяники».

Ноябрь

«Парки городу нужны.

Парки городу важны!»

Продолжать учить детей сооружать постройки по схеме, самостоятельно находить конструктивное решение в зависимости от её назначения и названия. Развивать умение высказывать свои мысли, работать коллективно, осуществляя общий замысел; формировать чувство взаимопомощи. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту  природы.

Экскурсия по городу;

беседа о достопримечательностях Сургута;

слушание песен о Сургуте;

рисование: «Город будущего»;

сюжетно-ролевая игра: « Отдыхаем всей семьёй».

Декабрь

«Здесь вокруг, такое диво…!»

Познакомить детей со скульптурой и архитектурой города Сургута, с разными её видами (промышленными, общественными, жилыми зданиями), особенностями (функции, польза, прочность, красота). Развивать воображение, фантазию, логическое мышление; умение самостоятельно решать различные задачи. Продолжать воспитывать любовь к своей малой Родине.

Беседа: «Зима на улицах  города»;

рассматривание альбома «Любимый город»;

чтение и заучивание стихов о Сургуте;

встреча с детским писателем;

сюжетно-ролевая игра «Строители».

          Январь

«Знакомство с народом ханты, его бытом, традициями»

Продолжать знакомить детей с культурой, традициями, бытом народа ханты. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес, эмоционально-положительное отношение к национальной культуре народов Севера.

Экскурсия в музей ИКЦ «Старый Сургут»;

изготовление фотоальбома;

беседа о реке Обь;

рассматривание иллюстраций  животных нашего края.

 Февраль

Познавательно-развлекательная игра «Будем Родине служить»

Расширить  представления детей о всенародном празднике Российской армии.

Развивать чувство гордости за воинов-защитников.

Воспитывать желание защищать родную страну.

Чтение произведений о ВОВ;

рассматривание иллюстраций по теме;

заучивание стихотворений;

изготовление поздравительных открыток;

сюжетно-ролевая игра «Застава».

  Март

«Дружат дети всей России»

Формировать познавательный интерес  детей к народам России; учить ценить,  беречь дружбу; упражнять в подборе однокоренных слов. Развивать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Воспитывать уважение к культуре других народов.

Беседа: «Весенняя капель»;

рассматривание альбома «Одного лоскут-

А родные люди»;

слушание музыки народов ханты;

чтение сказок «Айога», «Жихарка».  

Апрель

«Животные в жизни народа ханты»

Закрепить знание детьми  диких и домашних животных; дать представление о коренном населении Югры, его занятии, быте; о домашних животных народа ханты (олень, собака).  Развивать связную диалогическую речь. Воспитывать доброе отношение  к домашним животным.

Просмотр видеофильма «Живая природа ХМАО – Югры»;

заучивание стихов, загадок о животных;

рисование «Оленёнок»;

лепка «Собака – друг ханты»;

рисование «И шум ручья, и звон капели»;

сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес».

Май

Экскурсия

«К мемориалу

Славы»

Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Закрепить умение изготавливать цветы, используя имеющиеся навыки. Способствовать развитию поэтического

слуха детей,  вокальных навыков.

Воспитывать любовь и уважение к войнам – защитникам нашего города.

Беседа о героях ВОВ;

просмотр видеофильма« Боевые друзья»;

заучивание стихов;

рассматривание фотографий «Мой папа

в Армии служил»;

сюжетно-ролевая игра «Мы военные».

Перспективный план работы с детьми (6 – 7 лет)

Месяц

Тема

Программное содержание

Взаимодействие с детьми

Сентябрь

Игра-путешествие

«В гости к Ханты»

Расширить знания детей о родном крае; закрепить представление о природе,  животном мире. Развивать связную речь, обогащая словарный запас. Формировать умение выбирать один из вариантов узора, передавая его особенность и соблюдая подбор цветов, характерных для хантыйского орнамента. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, приобщать к истокам родной культуры.

Посещение выставочного зала в детском саду;

разучивание подвижных игр;

конструирование из песка «Хантыйское стойбище».

Октябрь

«В чуме у хантыйки»

Познакомить детей с трудом народов ханты, жизнью в суровых условиях Севера; развивать словарь детей, эстетическое восприятие. Воспитывать желание участвовать в практической деятельности.

Беседа «Осень закружила в разноцветном хороводе»;

изготовление поделок на тему «Родной край»;

слушание песен народа ханты;

СРИ «Путешествие по реке Обь»;

Развлечение «В гости к Ханты» (на участке);

конкурс рисунков «Люби и знай свой край».

  Ноябрь

«Ханты – коренное население Югры»

Расширить знание детей о коренном населении Югры (ханты), его занятиях, одежде, быте.  Формировать умение   находить,  называть предметы обихода в окружающей обстановке.  Развивать интерес к фольклору ханты, понимание хантыйских сказок (почему они порой бывают жестокими). Воспитывать умение ценить культуру другого народа.

Экскурсия в краеведческий музей  ИКЦ «Старый Сургут»;

рассматривание иллюстраций;

работа с природным материалом;

СРИ «Мы поедем, мы помчимся»;

серия д/и «Наш край»;

подвижная игра «Важенка и оленята».

Декабрь

«Национальный костюм народа Ханты»

Продолжать знакомить детей с суровыми условиями жизни ханты, с изготовлением национальной одежды. Развивать интерес к фольклору ханты, художественному творчеству. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре и искусству коренных народов Севера.

Беседа «Природа  северного края в творчестве хантыйского художника Г.Райшева»;

раскрашивание костюма народов ханты;

рассматривание изделий из бересты;

украшение плоскостных силуэтов утвари;

СРИ «Магазин «Сувениры»»;

подвижная игра «Пастух и олени».

Январь

«Фольклор-язык народов ханты»

Познакомить детей с новой формой хантыйского устного народного творчества – потешками, загадками; раскрыть их значение, выявить знание хантыйских колыбельных песен. Развивать интерес к фольклору народа ханты, связную речь. Воспитывать наблюдательность, умение видеть красоту и образность языка ханты.

Беседа «Зимушка хрустальная»;

изготовление книжки-раскладушки «Потешки и загадки»;

чтение сказок;

беседа «Игрушки детей народов Севера».

Февраль

«Хозяин леса»

Закрепить знания детей о медведе, как о диком животном (внешний вид, питание, среда обитания, размножение, передвижение); учить составлять рассказ о медведе, используя модели; познакомить  с традициями народов ханты в проведении медвежьего праздника. Развивать монологическую, связную речь, интерес к культуре народов ханты. Воспитывать бережное отношение к животным родного края.

Рассматривание иллюстраций;

работа с природным материалом;

чтение произведений о медведе;

заучивание загадок;

ДИ «Чьи припасы».

Март

Пересказ хантыйской сказки «Почему совы на мышей охотятся?»

На основе сказки дать детям знания об образе жизни народов ханты, их культуре. Развивать умение пересказывать отдельные эпизоды, добиваться последовательности в изложении содержания, логичности и выразительности речи. Воспитывать интерес к творчеству и культуре народов Севера.

СРИ «Мы живем на Севере»;

беседа о могучей реке Обь;

чтение сказки «Легенда о щуке, обском старике и речных духах»;

составление мини-рассказов о природе родного края;

подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Поймай рыбку».

Апрель

«Ханты – мудрый народ»

Продолжать расширять знания детей о коренных народах Севера (ханты). Развивать игровые и речевые умения. Воспитывать понимание значения природы в жизни человека, умение видеть её красоту.

Беседа «Апрель, на дворе звенит капель»;

чтение рассказа   В.К.Рябицева «Как я жил»;

изготовление кукол Акань.

Май

«Парад в Сургуте»

Дать детям представление о том, что 9 мая вся страна празднует Парад Победы; учить планировать основные этапы конструирования игрушки из спичечных коробков; формировать бережное обращение с материалами, закреплять полученные навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать уважение к памяти воинов, воинов – сургутян.

Беседа о  Дне Победы;

заучивание стихов;

чтение худ. Литературы;

встреча с ветеранами ВОВ;

изготовление сувениров-подарков;

СРИ «Пограничники»;

конкурс чтецов «Этот День Победы».

Взаимодействие с родителями.

Особое внимание в программе уделяется взаимодействию с родителями. В рамках реализации создан родительский клуб «Содружество».

Перспективный план   работы семейного клуба «Содружество»

первый год

Месяц

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Акция

«Любимый город»

Привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания детей. Расширить знания о достопримечательностях города Сургута.

Октябрь

Встреча

«Нефтяник – это здорово!»

Привлечь родителей к воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Рассказать о том, какую пользу их труд приносит людям, чем замечательна эта профессия.

Ноябрь

Досуг

«Великолепная семёрка»

Формировать понятие o Родине, родном крае, городе. Развивать потребность в практическом применении сведений o национальной культуре. Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Декабрь

Консультация

« Кукла в жизни народа ханты»

Расширить представления родителей о жизни и традициях народа ханты, их прикладном искусстве  и воспитании детей.

Январь

Консультация

«Природа Югры»

Расширить представления родителей о  природе Югры, её  представителях. Вызвать интерес к наблюдениям за её объектами. Воспитывать чувство эмоционального восприятия.

Февраль

Познавательно- игровое развлечение

«Будем Родине служить»

Продолжать формировать представления детей о Российской армии. Упражнять в ловкости, смелости, быстроте, выносливости. Активизировать специфический словарь словами, относящимися к армии. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к воинам, стремление быть похожими на них.

Март

Викторина

«Край родной, навек любимый»

Уточнить, закрепить представления детей о родном крае (достопримечательностях города, природе и животном мире). Продолжать развивать творческие способности, сообразительность, логику. Воспитывать любовь и чувство привязанности к малой Родине.

Апрель

Создание мини – музея

«Люби и знай Югорский край!»

Расширить представления о национальной культуре коренных народов края (ханты) их быте, предметах обихода. Развивать уважение и интерес к культуре других народов.

Май

КВН

«Тайны природы»

Выявить знания   родителей о природе и её  объектах. Продолжать формировать устойчивый интерес, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

Перспективный план   работы семейного клуба «Содружество»

второй год

Месяц

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Экскурсия в музей

«Природа и человек»

Привлечь внимание к сказке музея в реальной жизни. Формировать понятие об уникальности и неповторимости его объектов.

Октябрь

Мастер – класс

Тот не знает скуки, у кого в деле руки»

Познакомить родителей с  организации работы с природным материалом, оборудованием, этапами изготовления игрушки.

Ноябрь

Развлечение

«Полна чудес могучая природа»

Продолжать развивать творческую активность, желание принимать участие в развлечениях. Показать взаимосвязь различных компонентов природы (растений, животных, человека).  

Декабрь

Круглый стол

«Сказки северных народов»

Познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой. Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка.

Январь

Акция

«Моя земля – Югория»

Привлечь родителей  к созданию необходимых условий для полноценного воспитания детей на  участке зимой.

Февраль

Выставка

«Тема Великой Отечественной войны  

в произведениях детских писателей»

Показать родителям возможные методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.

Март

Консультация

« Животный мир Югры»

Обобщить представления родителей о разнообразии животного и растительного мира Югры, их характерных признаках с точки зрения ханты.

Апрель

Викторина

«Край наш Северный»

Расширить представления о достопримечательностях города, природе родного края. Приобщать к истокам народной культуры, уважение к людям других национальностей.

Май

Экскурсия

«Никто не забыт, ни что не забыто»

Познакомить родителей с военным историческим прошлым  своего города. Формировать нравственно-эстетические чувства.

Взаимодействие с педагогами.

Перспективный план   работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»

Первый год

Месяц

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Экскурсия

«Осень в городе»

Вызвать эмоциональный отклик на осеннюю красоту  в городе. Продолжать формировать интерес  к природе,  как средству патриотического воспитания.

Октябрь

Консультация

«Как воспитывать у дошкольников интерес к изучению мира растений»

Повысить   эффективность методов и приёмов в работе с детьми. Развивать творческий потенциал в использовании готовых технологий.

Ноябрь

Консультация

«Старейший город на Оби»

Расширить знания педагогов  об истории возникновения города Сургута, его коренных народах,  традициях и быте.

Декабрь

Мастер – класс

«Работа с природным материалом»

Пропагандировать педагогам педагогический опыт, используемый в работе с природным материалом.

Январь

Экскурсия

«Зимним холодом пахнуло»

Вызвать эмоциональный отклик на зимние пейзажи  в городе, в природе. Развивать интерес  к зимним видам спорта.

Февраль

Консультация

«Детские спортивные игры  народов ханты»

Вызвать интерес педагогов к подвижным играм народа ханты, их атрибутам, потешкам, зачинам, считалкам, используемым     в них.

Март

Консультация

«Праздник ханты «Медвежьи игрища»»

Расширить представления педагогов о национальной культуре народа ханты, их традициях, праздниках.

Апрель

Экскурсия

«Зелёный шум в городе»

Показать пробуждающуюся весеннюю природу. Вызвать эстетическое наслаждение от общения с природой.

Май

КВН

«Знатоки родного края»

Обобщить знания педагогов о патриотическом воспитании, развивать интерес и любовь к родному краю.

Перспективный план   работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»

второй год

Месяц

Формы работы

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Экскурсия

«Дорогами Салманова»

Расширить представления педагогов об истории нашего города; вызвать интерес к первому десанту геологоразведчиков в г. Сургуте. Способствовать формированию уважительного отношения к труду своего народа.

Октябрь

Консультация

«Замечательные люди Югры»

Познакомить педагогов с писателями Югры, их творчеством. Развивать интерес и любовь к родному краю, его людям.                                 

Ноябрь

Консультация

«Художники Югорского края»

Познакомить педагогов с художниками Югорского края. Вызвать интерес к их творчеству, к красоте природы и человека в ней.

Декабрь

Экскурсия

«Природа и человек»

Расширить знания педагогов о живой природе родного края, месте человека в ней; Красной книгой Югры.

Январь

Консультация

«Этническая культура»

Привлечь внимание педагогов к малочисленным народам Севера (ханты, манси); их культуре, искусству. Вызвать отзывчивость к народной эстетике.

Февраль

Консультация

«Этнопсихология обских угров»

Познакомить педагогов  с жизненным укладом ханты, их отношением к природе, окружающему миру.

Март

Практическое мероприятие

«Возрождение забытых традиций»

Способствовать развитию творчества педагогов; пропагандировать  опыт декоративно-прикладного искусства народа ханты.

Апрель

Консультация

«Праздник ханты «Вороний день»»

Расширить представления педагогов о национальной культуре народа ханты, их традициях, праздниках.

Май

Консультация

«Сказки северных народов»

Познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой. Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка.

Взаимодействие с социумом.

Для эффективной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с культурно-образовательными учреждениями города: детской библиотекой, музеем ИКЦ «Старый Сургут», МУК «Сургутский краеведческий музей».

  1. Ресурсное обеспечение.

Необходимые условия реализации инновационного опыта:

Кадровые ресурсы:

  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • инструкторы по физической культуре.

Материально – технические ресурсы:

  • музыкальный зал;
  • спортивный зал;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно–коммуникационных технологий;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала;
  • CD–DVD  - диски, аудиокассеты с записями познавательного и  музыкального материала;
  • музыкальный центр;
  • дополнительная и методическая литература, программно–методические материалы;
  • костюмы, декорации к праздникам, шапочки для подвижных игр, ленты, платочки и др.

Информационные ресурсы:

  • Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет–сайтов.
  1. Результативные параметры:
  1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Эффективность созданного и апробированного в детском саду программы подтверждается следующей результативностью:

  • «Подлинная встреча» с культурным наследием города, округа помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.
  • Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея хантыйского быта дали представление детям о жизни хантов - коренных народов Севера, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
  • Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (сказки, игры, обряды и т. д), песнями и танцами.
  • Продуктивная деятельность по изобразительному искусству приобщила детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
  • Игровые мероприятия, построенные на народных играх, дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей, способствовали развитию нравственно-патриотических качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Для выявления уровня представлений и отношений воспитанников по патриотическому воспитанию детей мною адаптирован диагностический инструментарий, в основе которого лежат технологии Н. Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России». Данная методика позволяет подробно выявить уровень компетентности всех её компонентов.

Сравнительный анализ уровня представлений и показателей отношения детей к родной природе и социальным объектам за период с мая 2008 по май 2011 года показали положительную динамику познавательного развития детей о родном городе, природе и национальной культуре народов ханты.

Сравнительные результаты диагностики представлений и отношений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

6. Мониторинг реализации программы.

Оценка эффективности

Оценка эффективности данной программы будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.

Оценка познавательной активности детей отслеживается через беседы с детьми, наблюдения по время непосредственной деятельности, проведении мероприятий; использование диагностического инструментария.

Оценка качества участия родителей в программы оценивается при изучении анкет по оценке эффективности данной программы, отзывов родителей.

По окончании реализации программы наработанный материал обобщён и представлен на педагогическом совете, также транслируется в СМИ.

Диагностический инструментарий

Для выявления  знаний и  отношений по патриотическому воспитанию детей проводиться диагностика два раза в год  (в начале и конце учебного года), используя разработанный педагогом диагностический инструментарий).  

Тема: «Мой город»

Цель: выявить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.

Оборудование: дидактическая игра «Узнай и назови», дидактическая игра «Все работы хороши», альбом «Есть улицы сургутские, серьезные и важные…», набор открыток «Сургутяне - участники ВОВ».

Методика диагностики

  1. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города (памятник Афганцам, памятник основателям города, аэропорт, речной порт, железнодорожный вокзал, театр, мост через реку Обь, Мемориал Славы) и задаёт вопросы:

- в каком городе можно встретить эти объекты? (В городе Сургуте);

- назовите их;

- какими словами можно сказать про родной город? Какой он? (Красивый, удивительный, …) Почему?;

- кем город создан? (Людьми разных профессий)

  1. Дидактическая игра «Все работы хороши»

Из набора картинок с изображением разных профессий людей, необходимо выбрать те, которые есть в нашем городе.

3. Детям предлагается рассмотреть набор открыток «Сургутяне участники  Великой Отечественной Войны».

- Чем знамениты эти люди? (Они сражались и погибли за Родину);

- назовите их (Кайдаловы, Показаньевы, Проводниковы, …)

Педагог показывает детям альбом «Есть улицы сургутские, серьезные и важные …»

- Назовите людей, которых Вы знаете?;

- чем они знамениты?;

- что сургутяне сделали, для того, чтобы их заслуги перед городом помнили долго люди?

Тема: «Родная природа»

Цель: выявить знания детей о природе родного края, животном и растительном мире, его богатстве.

Оборудование: дидактическая игра «Загадки о животных», дидактическая игра «Что, где растет», набор моделей с изображением природных ресурсов.

Методика диагностики

1. Дидактическая игра «Загадки о животных».

Задание:

а) среди карт найти природную зону, характерную нашему краю (тайга, тундра);

б) выбрать животных этих природных зон,  назвать их.

2. Дидактическая игра «Что, где растет»

Из набора представленных картинок педагог предлагает детям выбрать и назвать их:

  1. деревья, кустарники;
  2. травы леса, луга, водоема;
  3. лекарственные, ядовитые.

3. Рассматривание  графических моделей полезных ископаемых

Задание: выбрать модели, с изображением природных богатств нашего края (нефть, газ, лес).

Тема: «Национальная культура народов ханты»

Цель: выявить уровень знаний детей фольклора народов ханты, их традиций, быта, прикладного искусства.

Оборудование: графические модели хантыйских загадок, сказок.

Методика диагностики

1.  а) разгадать графические модели хантыйских загадок;

     б) вспомнить пословицы народа ханты.

2.  Дидактическая игра «Убери лишнее»

Задание: из набора картинок с изображением разных предметов быта выбрать картинки, характерные быту народов ханты.

3. Дидактическая игра «Оденем хантыйскую куклу».

Задание: из набора одежды выбрать хантыйскую и одеть её на куклу.

Тема: «Отношение»

Цель: выявить отношение детей к природным и социальным объектам.

Методика диагностики

  1. Проблемная ситуация «Мальчик в лесу».

«Мальчик пошёл гулять в лес. Ему было очень весело, поэтому он громко кричал, воевал с крапивой своей большой палкой и качался на нижних ветвях деревьев. Вдруг на тропинке он увидел ползущую гусеницу. Поиграв с ней немножко,  раздавил её ногой».

- Как ты думаешь, какое было поведение у мальчика в лесу? Почему?

- Как бы ты повёл (а) себя в лесу, если бы был (а) на месте мальчика?

2. Проблемная ситуация «Рисунок на доме».

«Гуляя по городу, ты увидел (а), что мальчик рисует на стене дома. Как ты поступишь в этом случае?

- Пройдёшь мимо.

- Начнёшь рисовать рядом.

- Сделаешь замечание, и объяснишь, почему так нельзя делать.

Ожидаемые результаты:

  • У старших дошкольников сформированы представления о своей малой Родине;
  • Повышен интерес детей к природе родного края;
  • Дети знают элементы национальной культуры народов Ханты;
  • Модернизирована образовательная среда группы: создан музей;
  • Активное участие родителей в проведении экскурсий, пополнении библиотеки группы справочной и детской  литературой, обновлении предметно-развивающей среды в группе;
  • Ребята становятся дружнее, развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых;

Дети больше знают о родном крае, о традициях и обычаях народа.

7.  Список используемой литературы:

  1. Алешина Н.В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М.:УГЛ 2005-256с.
  2. Анисимкова З. Гнев тайги, мансийские сказы. – Тюмень, 1995.
  3. Бакланов П. Юганские ханты. История, быт, культура. – Тюмень, 1996.
  4. Вахтер Т. «Культура народов севера сибири».
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Бурс Р.С., Виноградова А.М., Година Г.Н. / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980. – 233с.
  6. Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под. Ред. Л.А. Кондрыхинской. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 192с.
  7. Детские подвижные игры народов СССР: / Сост. А.В. Кениман; / Под. Ред. Т.И. Осокиной, - М.: Просвещение, 1988. –239с.
  8. Дмитриенко Л.С. Приобшение детей к культуре коренных жителей Ямала //Детский сад от А до Я,  2005 - №1 – 27с.
  9. Животный мир / Сост. О.Н. Гаврилова. – Тюмень: софтДизайн, 1997. – 480с.
  10. Газина О. Играя, изучаем природу //Дошкольное воспитание,1995, №7-14с.
  11. Ознакомление детей с традициями родного края //Дошкольное воспитание, 1989. - №2 – 15с.
  12. Гроиухая В., Никитина Э. «Экскурсии и беседы по ознакомлению с родным краем //Дошкольное воспитание, 1984. - №9 – 12с.
  13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников М.:/ «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
  14. Конькова А. Мансийская сказка. //Югра, 1991. – №1  
  15. Зимченко Н. Легенды и были Агана. – Тюмень, 1999.
  16. Кулемзин В.М. Игры детей обско – угорских народов //ТОО «Алфавит», 1999. – 32с.
  17. Комратова Н.Г. Моя малая Родина //Управление дошкольным учреждением, 2005. - №1 – 86с.
  18. Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах с Э 1935 № 3 42-49с.
  19. Павлова А. На добрую память… (судьбы, время, искусство). – Сургут, 1999.
  20. Рябцева В. «Природа Тюменского Севера», - Средне-Уральское книжное издательство, 1994.
  21. Растительный мир. / Сост. О.Н. Гаврилова. –Тюмень: СофтДизайн, 1997 – 480с.
  22. С чего начинается Родина? / Под. Ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  23. Сидоров А.Л., Степанова Л.В., Черняк Я.С. «Древний город на Оби: история Сургута». – Екатеринбург, 1994.
  24. Система патриотического воспитания в ДОУ/ав. Сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  25. Кудякова Р.Г. Проектная деятельность дошкольников. //Воспитатель дошкольного образования учреждения. - №1, 2007. – с.49.  

8.  Глоссарий.

Акань - кукла.

Анки - мама.

Воспитание  -  целенаправленное  развитие  человека,  включающие  освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляется через образование, а так же организацию жизнедеятельности определённых общностей.  В  воспитании взаимодействуют  личность,   семья,  государство  и  общественный  институты; учебно-воспительные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.

Кисы - сапожки из оленьего меха.

Лабаз - помещение для хранения продуктов.

Малица - мужская нераспашная шуба с капюшоном.

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Облас - лодка, выдолбленная из ствола дерева.

Патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Родина - место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос.

Сах - женская шуба из меха, шкурок птиц или сукна.

Топоры - зимние сапоги из оленьего меха, которые надевают в дорогу поверх

обуви.

Чувства - обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении  говорится  о  чувстве  голода,  жажды,   боли;   приятного  и неприятного;   усталости,   болезни   и   здоровья;   радости   и   печали;   любви   и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства.

Чувал - очаг, печь.

Чум - переносной дом у многих северных народов.

Чуман - посуда из бересты.

Этногеография  -  наука   изучающая   особенности  расселения   народов   мира, отдельных  стран  и  районов  для  определения  этнических  границ,  динамики развития и численности народов.

Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и

расселение, быт и культуру.

Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "Этнос" близок к понятию "народ" в этнографическом смысле. Литература: БЭС, М. 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...