Программа «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._vospitanie_patrioticheskih_chuvstv._ashmanova_a.a._g_surgut.docx | 90.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа:
«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
Автор: Ашманова Анна Алексеевна, воспитатель
г. Сургут
СОДЕРЖАНИЕ:
Информационная карта программы...……………………………………………… | 3 | |
Актуальность педагогического опыта……………………………………………..... | 5 | |
С Содержательная форма представления педагогического опыта…………………… | 6 | |
Цель и задачи программы………..……………………………………………..……... | 6 | |
Инновационная направленность педагогического опыта………………………….. Механизм реализации программы…………………………………………………... | 6 11 | |
Перспективный план работы с детьми ………………………………………………. | 11 | |
Перспективный план работы семейного клуба «Содружество»……………………. | 16 | |
Перспективный план работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»…... | 18 | |
Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…………… | 19 | |
Результативные параметры ………………………………………………………..…. | 20 | |
Мониторинг реализации программы ………………………………………………… | 21 | |
Список используемой литературы……………………………………………………. Глоссарий ……………………….................................................................................... | 24 25 | |
Приложение… …………………………………………………………..……………... | 27 |
Информационная карта программы
Наименование программы: | «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» |
Вид программы: | познавательный, групповой. |
Основания для разработки программы: |
|
Цель программы: | Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера (Ханты). |
Задачи программы: |
|
Описание программы: | Данная программа направлен на воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера – ханты и манси. Программа рассчитана на совместную деятельность детей, родителей и педагогов в течении 2 лет, содержит планирование работы с детьми, конспекты НОД и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьёй воспитанников, практический материал. Основной формой работы с воспитанниками остаётся непосредственно образовательная деятельность, которая проводится фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические мероприятия. Предлагаемое содержание программы предусматривает «погружение ребенка» в культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей родного края – ханты. Представлены наиболее действенные формы изучения родного края: экскурсии по культурно-историческим центрам города, экскурсии-знакомства с профессиями родителей, экскурсии в лес, парк; акции, праздники, развлечения, продуктивная творческая деятельность, разнообразные дидактические игры и т.д. Показан механизм взаимодействия с имеющимися специалистами дошкольного учреждения. Широко представлена работа по вовлечению родителей в данную проблему: перспективный план работы семейного клуба «Содружество». Показана необходимая предметно-развивающая среда и функциональные центры, ресурсная база. Использование в работе с детьми краеведческого аспекта, воспитывает в ребёнке патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Программу можно использовать в старшем дошкольном возрасте, в кружковой работе, в группах кратковременного пребывания детей. |
Сроки реализации программы: | сентябрь 2014г. по май 2017г. |
Этапы реализации программы: | I этап – 5-6 лет II этап – 6-7 лет |
Порядок управления реализацией программы: | Управление реализацией программы осуществляется педагогом дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Участники программы: | Дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги группы, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель |
Форма проведения: | дневная (в рамках организации педагогического процесса) |
Место проведения: | г. Сургут, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко» |
Разработчик программы: | Ашманова Анна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 79 «Садко» |
Порядок мониторинга программы: | Оценка познавательной активности детей отслеживается через беседы с детьми, наблюдения по время непосредственной деятельности, проведении мероприятий; использование диагностического инструментария. Оценка качества участия родителей оценивается при изучении анкет по оценке эффективности данной программы, отзывов родителей. По окончании реализации программы наработанный материал обобщён и представлен на педагогическом совете, также транслируется в СМИ. |
Ожидаемые результаты: |
|
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
- Актуальность педагогического опыта. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить (…) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 28 детей 19 детей (68%) не проявляли желания узнать о стране, о крае, о городе, в котором живут; 22 ребёнка (79%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к городу; 18 (64%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.
Во многом, недостатки знаний детей в этой области объясняются тем, что в комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой задача воспитания любви к родной природе, дому, краю, городу, Родине решалась чисто формально, обобщённо, региональный компонент не учитывался. Приходилось изыскивать возможности знакомить детей с краеведческим материалом.
Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.
Поэтому возникла необходимость в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса у дошкольников к знаниям о родном крае, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.
- Содержательная форма представления педагогического опыта.
Педагогический опыт представлен в форме программы.
Программа: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» |
Участники программы: педагоги, дети и их родители |
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса) |
Возраст: 5-7 лет. Срок реализации: 3 года |
Цель: Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю, приобщение к национальной культуре коренных народов Севера |
Задачи:
|
- Содержание программы.
- Воспитание любви к родному дому: семьи, малой родине-городу, краю, поселку и большой Родине – России.
- Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развития межличностных отношений.
Развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.
2.2. Инновационная направленность педагогического опыта.
К дошкольному образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. В ФГОС установлено, что объем обязательной части программы, должен составлять не менее 80 % времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Новизна идеи состоит в том, что данная программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю, включенного как региональный компонент в основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 79 «Садко». Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера – ханты, что является региональным компонентом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 79 «Садко» и не предусмотрено «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. Но с внедрением в практику Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых одним из главных критериев является формирование основ базовой культуры личности, и представленный инновационный опыт - это большой шаг вперед в развитии патриотических чувств детей.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
- проектный метод, позволяющий привлечь детей и родителей в образовательный процесс;
- использование ИКТ, позволяющий более красочно показать материал непосредственно образовательной деятельности в иллюстрациях;
- интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
- игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
- технологии личностно–ориентированного обучения, при котором механизмы обучения полностью совпадают с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира, учитываются как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного воспитанника, а в основе его лежат сотрудничество между дошкольником и педагогом, а также полная свобода выбора ребенка.
Представленная программа формирует интерес детей к «малой Родине»: к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, получить общее представление о народах Севера.
2.3. Методологическая база педагогического опыта.
Методологической основой представленного опыта является Концепция развития воспитания - комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения.
Согласно современной теории воспитания работа основывается на следующих подходах воспитания:
- деятельностный – определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
- системный – предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.) во взаимосвязи, целостности.
- диалектический - обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).
- культурологический – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.
Полноценная реализация названных выше подходов при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем возможна при соблюдении ряда принципов:
- Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка и взрослого, его свобода и достоинство. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
- Принцип - через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле — частица Родины. Мысль, что мой город, дороги интересны всем, рождает гордость за родной край и понимание связи его со всей большой страной.
- Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
- Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое патриотизм? В разные времена на этот вопрос пытались дать ответ многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотическое воспитание как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н.Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т.Н.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е.Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Познакомившись с опытом некоторых исследователей, решила применить их на практике, взяв за основу:
- технологию приобщения детей к культурному наследию народа, воспитания патриотизма дошкольников, познание ими малой Родины (Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой, В. И. Логиновой);
- теорию патриотического воспитания (Н.В.Алёшиной, Л.А.Кондрыкинской).
- Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
У ребёнка с ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Основной формой работы остается непосредственно-образовательная деятельность, которая проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используется комплексные, сюжетные, тематические и другие виды детской деятельности. Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы с детьми по сюжетно-тематическим линиям. Оно позволяет объединить различные виды детской деятельности на основе единого содержания.
Все мероприятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер и переносится в историческую специально обустроенную предметно-пространственную среду, где дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание.
Методика «погружения» предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:
- ролевые игры (дети играют в охотника и т.д.);
- игра-поиск (найти предмет, рассмотреть);
- игра-фантазирование;
- игра-театрализация, драматизация;
- игра-реконструкция («В гостях у сказительницы легенд и мифов»);
- игра-путешествие;
- подвижные игры (старинные игры, сопровождающие всю непосредственно-образовательную деятельность программы):
- дидактические игры («Собери орнамент», «Составь картину» и т.д.).
Основополагающее место в методике данной программы занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).
Активно используется в работе деятельность, позволяющая применять эффективные методы и приемы.
Работая над проектами, дети самостоятельно выявляют проблему и ищут пути ее разрешения. Например, при реализации проекта «Как мы следы осени в городе искали», чтобы найти нужную информацию детям пришлось обратиться к родителям, прочитать с ними книги, энциклопедии.
Очень важно, чтобы работа велась в тесном контакте со специалистами ДОУ.
Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать, прежде всего, путем включения детей в практическую деятельность. Активное участие они могут принимать в работе по охране природы. Многое им доступно: уход за животными, подкормка птиц, выращивание растений и др.
Пути воспитания патриотизма могут быть самыми разнообразными, главное зародить в ребенке это великое чувство быть гражданином своего города, края.
- Психологическая целесообразность педагогического опыта.
Правильный подход к нравственно-патриотическому воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности детей – дошкольников, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место в данной деятельности независимо от уровня способностей.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, являются дети в возрасте 5 – 7 лет.
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми, поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлено перспективное планирование.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие.
- Социальная направленность педагогического опыта.
Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит познание окружающего мира путем поисково–исследовательской деятельности и использования инновационных форм взаимодействия с воспитанниками.
В ходе реализации программы обращено внимание технологиям сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы;
- Подвижные и спортивные игры краеведческого характера;
- Пальчиковая гимнастика.
Исследования показывают, что мероприятия с использованием фольклорного материала помогают найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния, они гасят реакции стресса.
Данный опыт реализуется в интеграции с воспитателями и узкими специалистами (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физической культуре).
Музыкально-игровые досуги создают доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает интерес и внимание, активизирует речь.
Педагог дополнительного образования помогает развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, прививают навыки трудолюбия, воспитывают эстетический вкус.
Совместные физкультурные развлечения и праздники развивают двигательную активность детей.
- Воспроизводимость педагогического опыта.
На основе данного инновационного опыта проводятся: открытые мероприятия, мастер–классы, семинары–практикумы, праздники, развлечения.
Принимаю активное участие в профессиональных конкурсах на городском уровне, обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне, публикации в периодической печати, интернет – сайтах.
Данный инновационный опыт распространялся на уровне дошкольных образовательных учреждений г.Сургута, в рамках работы городской методической площадки на базе дошкольного учреждения по теме «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения» (2011г.).
Реализация опыта не требует много затрат, так как программа реализуется в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
2.8. Необходимые условия реализации программы:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами дошкольного учреждения.
3. Механизм реализации программы
Этапы реализации программы.
Срок реализации программы – 3 года предполагает проведение цикла мероприятий с детьми 5 -7 лет.
I этап – с 5 до 6 лет;
II этап – с 6 до 7 лет.
Курс рассчитан на 18 самостоятельных мероприятий, которые проводятся в течении всего учебного года один раз в месяц продолжительностью 25 мин.
Перспективный план работы с детьми (5 – 6 лет)
Месяц | Тема | Программное содержание | Взаимодействие с детьми |
Сентябрь | Игра – путешествие «Любимый уголок моего города» | Познакомить детей с достопримечательностями города, памятниками искусства и архитектуры; учить работать со словом, высказывать свои мысли ясно, оригинально. Развивать творческие способности, умение выполнять совместную работу. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу. | Беседа: «Осень в Сургуте»; рассматривание символики города; придумывание герба города; рисование «Город детства моего»; сюжетно-ролевая игра «Телепередача о любимом городе». |
Октябрь | По земле идёт молва – «Нефть – всему голова» | Расширить знание детей о нефти; подвести к пониманию общественной значимости труда нефтяников, прививая уважение к их профессии. Развивать умение отражать в рисунках свои впечатления. Воспитывать любовь к родному краю, художественно-эстетический вкус. | Беседа о профессии родителей; рассматривание книг, иллюстраций; рисование на тему «Нефтяной край»; слушание песни: «Сургутский нефтяник»; сюжетно-ролевая игра «Нефтяники». |
Ноябрь | «Парки городу нужны. Парки городу важны!» | Продолжать учить детей сооружать постройки по схеме, самостоятельно находить конструктивное решение в зависимости от её назначения и названия. Развивать умение высказывать свои мысли, работать коллективно, осуществляя общий замысел; формировать чувство взаимопомощи. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы. | Экскурсия по городу; беседа о достопримечательностях Сургута; слушание песен о Сургуте; рисование: «Город будущего»; сюжетно-ролевая игра: « Отдыхаем всей семьёй». |
Декабрь | «Здесь вокруг, такое диво…!» | Познакомить детей со скульптурой и архитектурой города Сургута, с разными её видами (промышленными, общественными, жилыми зданиями), особенностями (функции, польза, прочность, красота). Развивать воображение, фантазию, логическое мышление; умение самостоятельно решать различные задачи. Продолжать воспитывать любовь к своей малой Родине. | Беседа: «Зима на улицах города»; рассматривание альбома «Любимый город»; чтение и заучивание стихов о Сургуте; встреча с детским писателем; сюжетно-ролевая игра «Строители». |
Январь | «Знакомство с народом ханты, его бытом, традициями» | Продолжать знакомить детей с культурой, традициями, бытом народа ханты. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес, эмоционально-положительное отношение к национальной культуре народов Севера. | Экскурсия в музей ИКЦ «Старый Сургут»; изготовление фотоальбома; беседа о реке Обь; рассматривание иллюстраций животных нашего края. |
Февраль | Познавательно-развлекательная игра «Будем Родине служить» | Расширить представления детей о всенародном празднике Российской армии. Развивать чувство гордости за воинов-защитников. Воспитывать желание защищать родную страну. | Чтение произведений о ВОВ; рассматривание иллюстраций по теме; заучивание стихотворений; изготовление поздравительных открыток; сюжетно-ролевая игра «Застава». |
Март | «Дружат дети всей России» | Формировать познавательный интерес детей к народам России; учить ценить, беречь дружбу; упражнять в подборе однокоренных слов. Развивать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Воспитывать уважение к культуре других народов. | Беседа: «Весенняя капель»; рассматривание альбома «Одного лоскут- А родные люди»; слушание музыки народов ханты; чтение сказок «Айога», «Жихарка». |
Апрель | «Животные в жизни народа ханты» | Закрепить знание детьми диких и домашних животных; дать представление о коренном населении Югры, его занятии, быте; о домашних животных народа ханты (олень, собака). Развивать связную диалогическую речь. Воспитывать доброе отношение к домашним животным. | Просмотр видеофильма «Живая природа ХМАО – Югры»; заучивание стихов, загадок о животных; рисование «Оленёнок»; лепка «Собака – друг ханты»; рисование «И шум ручья, и звон капели»; сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». |
Май | Экскурсия «К мемориалу Славы» | Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Закрепить умение изготавливать цветы, используя имеющиеся навыки. Способствовать развитию поэтического слуха детей, вокальных навыков. Воспитывать любовь и уважение к войнам – защитникам нашего города. | Беседа о героях ВОВ; просмотр видеофильма« Боевые друзья»; заучивание стихов; рассматривание фотографий «Мой папа в Армии служил»; сюжетно-ролевая игра «Мы военные». |
Перспективный план работы с детьми (6 – 7 лет)
Месяц | Тема | Программное содержание | Взаимодействие с детьми |
Сентябрь | Игра-путешествие «В гости к Ханты» | Расширить знания детей о родном крае; закрепить представление о природе, животном мире. Развивать связную речь, обогащая словарный запас. Формировать умение выбирать один из вариантов узора, передавая его особенность и соблюдая подбор цветов, характерных для хантыйского орнамента. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, приобщать к истокам родной культуры. | Посещение выставочного зала в детском саду; разучивание подвижных игр; конструирование из песка «Хантыйское стойбище». |
Октябрь | «В чуме у хантыйки» | Познакомить детей с трудом народов ханты, жизнью в суровых условиях Севера; развивать словарь детей, эстетическое восприятие. Воспитывать желание участвовать в практической деятельности. | Беседа «Осень закружила в разноцветном хороводе»; изготовление поделок на тему «Родной край»; слушание песен народа ханты; СРИ «Путешествие по реке Обь»; Развлечение «В гости к Ханты» (на участке); конкурс рисунков «Люби и знай свой край». |
Ноябрь | «Ханты – коренное население Югры» | Расширить знание детей о коренном населении Югры (ханты), его занятиях, одежде, быте. Формировать умение находить, называть предметы обихода в окружающей обстановке. Развивать интерес к фольклору ханты, понимание хантыйских сказок (почему они порой бывают жестокими). Воспитывать умение ценить культуру другого народа. | Экскурсия в краеведческий музей ИКЦ «Старый Сургут»; рассматривание иллюстраций; работа с природным материалом; СРИ «Мы поедем, мы помчимся»; серия д/и «Наш край»; подвижная игра «Важенка и оленята». |
Декабрь | «Национальный костюм народа Ханты» | Продолжать знакомить детей с суровыми условиями жизни ханты, с изготовлением национальной одежды. Развивать интерес к фольклору ханты, художественному творчеству. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре и искусству коренных народов Севера. | Беседа «Природа северного края в творчестве хантыйского художника Г.Райшева»; раскрашивание костюма народов ханты; рассматривание изделий из бересты; украшение плоскостных силуэтов утвари; СРИ «Магазин «Сувениры»»; подвижная игра «Пастух и олени». |
Январь | «Фольклор-язык народов ханты» | Познакомить детей с новой формой хантыйского устного народного творчества – потешками, загадками; раскрыть их значение, выявить знание хантыйских колыбельных песен. Развивать интерес к фольклору народа ханты, связную речь. Воспитывать наблюдательность, умение видеть красоту и образность языка ханты. | Беседа «Зимушка хрустальная»; изготовление книжки-раскладушки «Потешки и загадки»; чтение сказок; беседа «Игрушки детей народов Севера». |
Февраль | «Хозяин леса» | Закрепить знания детей о медведе, как о диком животном (внешний вид, питание, среда обитания, размножение, передвижение); учить составлять рассказ о медведе, используя модели; познакомить с традициями народов ханты в проведении медвежьего праздника. Развивать монологическую, связную речь, интерес к культуре народов ханты. Воспитывать бережное отношение к животным родного края. | Рассматривание иллюстраций; работа с природным материалом; чтение произведений о медведе; заучивание загадок; ДИ «Чьи припасы». |
Март | Пересказ хантыйской сказки «Почему совы на мышей охотятся?» | На основе сказки дать детям знания об образе жизни народов ханты, их культуре. Развивать умение пересказывать отдельные эпизоды, добиваться последовательности в изложении содержания, логичности и выразительности речи. Воспитывать интерес к творчеству и культуре народов Севера. | СРИ «Мы живем на Севере»; беседа о могучей реке Обь; чтение сказки «Легенда о щуке, обском старике и речных духах»; составление мини-рассказов о природе родного края; подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Поймай рыбку». |
Апрель | «Ханты – мудрый народ» | Продолжать расширять знания детей о коренных народах Севера (ханты). Развивать игровые и речевые умения. Воспитывать понимание значения природы в жизни человека, умение видеть её красоту. | Беседа «Апрель, на дворе звенит капель»; чтение рассказа В.К.Рябицева «Как я жил»; изготовление кукол Акань. |
Май | «Парад в Сургуте» | Дать детям представление о том, что 9 мая вся страна празднует Парад Победы; учить планировать основные этапы конструирования игрушки из спичечных коробков; формировать бережное обращение с материалами, закреплять полученные навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать уважение к памяти воинов, воинов – сургутян. | Беседа о Дне Победы; заучивание стихов; чтение худ. Литературы; встреча с ветеранами ВОВ; изготовление сувениров-подарков; СРИ «Пограничники»; конкурс чтецов «Этот День Победы». |
Взаимодействие с родителями.
Особое внимание в программе уделяется взаимодействию с родителями. В рамках реализации создан родительский клуб «Содружество».
Перспективный план работы семейного клуба «Содружество»
первый год
Месяц | Формы работы | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | Акция | «Любимый город» | Привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания детей. Расширить знания о достопримечательностях города Сургута. |
Октябрь | Встреча | «Нефтяник – это здорово!» | Привлечь родителей к воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Рассказать о том, какую пользу их труд приносит людям, чем замечательна эта профессия. |
Ноябрь | Досуг | «Великолепная семёрка» | Формировать понятие o Родине, родном крае, городе. Развивать потребность в практическом применении сведений o национальной культуре. Воспитывать интерес к культуре своего народа. |
Декабрь | Консультация | « Кукла в жизни народа ханты» | Расширить представления родителей о жизни и традициях народа ханты, их прикладном искусстве и воспитании детей. |
Январь | Консультация | «Природа Югры» | Расширить представления родителей о природе Югры, её представителях. Вызвать интерес к наблюдениям за её объектами. Воспитывать чувство эмоционального восприятия. |
Февраль | Познавательно- игровое развлечение | «Будем Родине служить» | Продолжать формировать представления детей о Российской армии. Упражнять в ловкости, смелости, быстроте, выносливости. Активизировать специфический словарь словами, относящимися к армии. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к воинам, стремление быть похожими на них. |
Март | Викторина | «Край родной, навек любимый» | Уточнить, закрепить представления детей о родном крае (достопримечательностях города, природе и животном мире). Продолжать развивать творческие способности, сообразительность, логику. Воспитывать любовь и чувство привязанности к малой Родине. |
Апрель | Создание мини – музея | «Люби и знай Югорский край!» | Расширить представления о национальной культуре коренных народов края (ханты) их быте, предметах обихода. Развивать уважение и интерес к культуре других народов. |
Май | КВН | «Тайны природы» | Выявить знания родителей о природе и её объектах. Продолжать формировать устойчивый интерес, эмоциональную отзывчивость на прекрасное. |
Перспективный план работы семейного клуба «Содружество»
второй год
Месяц | Формы работы | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | Экскурсия в музей | «Природа и человек» | Привлечь внимание к сказке музея в реальной жизни. Формировать понятие об уникальности и неповторимости его объектов. |
Октябрь | Мастер – класс | Тот не знает скуки, у кого в деле руки» | Познакомить родителей с организации работы с природным материалом, оборудованием, этапами изготовления игрушки. |
Ноябрь | Развлечение | «Полна чудес могучая природа» | Продолжать развивать творческую активность, желание принимать участие в развлечениях. Показать взаимосвязь различных компонентов природы (растений, животных, человека). |
Декабрь | Круглый стол | «Сказки северных народов» | Познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой. Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка. |
Январь | Акция | «Моя земля – Югория» | Привлечь родителей к созданию необходимых условий для полноценного воспитания детей на участке зимой. |
Февраль | Выставка | «Тема Великой Отечественной войны в произведениях детских писателей» | Показать родителям возможные методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. |
Март | Консультация | « Животный мир Югры» | Обобщить представления родителей о разнообразии животного и растительного мира Югры, их характерных признаках с точки зрения ханты. |
Апрель | Викторина | «Край наш Северный» | Расширить представления о достопримечательностях города, природе родного края. Приобщать к истокам народной культуры, уважение к людям других национальностей. |
Май | Экскурсия | «Никто не забыт, ни что не забыто» | Познакомить родителей с военным историческим прошлым своего города. Формировать нравственно-эстетические чувства. |
Взаимодействие с педагогами.
Перспективный план работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»
Первый год
Месяц | Формы работы | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | Экскурсия | «Осень в городе» | Вызвать эмоциональный отклик на осеннюю красоту в городе. Продолжать формировать интерес к природе, как средству патриотического воспитания. |
Октябрь | Консультация | «Как воспитывать у дошкольников интерес к изучению мира растений» | Повысить эффективность методов и приёмов в работе с детьми. Развивать творческий потенциал в использовании готовых технологий. |
Ноябрь | Консультация | «Старейший город на Оби» | Расширить знания педагогов об истории возникновения города Сургута, его коренных народах, традициях и быте. |
Декабрь | Мастер – класс | «Работа с природным материалом» | Пропагандировать педагогам педагогический опыт, используемый в работе с природным материалом. |
Январь | Экскурсия | «Зимним холодом пахнуло» | Вызвать эмоциональный отклик на зимние пейзажи в городе, в природе. Развивать интерес к зимним видам спорта. |
Февраль | Консультация | «Детские спортивные игры народов ханты» | Вызвать интерес педагогов к подвижным играм народа ханты, их атрибутам, потешкам, зачинам, считалкам, используемым в них. |
Март | Консультация | «Праздник ханты «Медвежьи игрища»» | Расширить представления педагогов о национальной культуре народа ханты, их традициях, праздниках. |
Апрель | Экскурсия | «Зелёный шум в городе» | Показать пробуждающуюся весеннюю природу. Вызвать эстетическое наслаждение от общения с природой. |
Май | КВН | «Знатоки родного края» | Обобщить знания педагогов о патриотическом воспитании, развивать интерес и любовь к родному краю. |
Перспективный план работы педагогической гостиной «Мы живём в Югре»
второй год
Месяц | Формы работы | Тема | Цели и задачи |
Сентябрь | Экскурсия | «Дорогами Салманова» | Расширить представления педагогов об истории нашего города; вызвать интерес к первому десанту геологоразведчиков в г. Сургуте. Способствовать формированию уважительного отношения к труду своего народа. |
Октябрь | Консультация | «Замечательные люди Югры» | Познакомить педагогов с писателями Югры, их творчеством. Развивать интерес и любовь к родному краю, его людям. |
Ноябрь | Консультация | «Художники Югорского края» | Познакомить педагогов с художниками Югорского края. Вызвать интерес к их творчеству, к красоте природы и человека в ней. |
Декабрь | Экскурсия | «Природа и человек» | Расширить знания педагогов о живой природе родного края, месте человека в ней; Красной книгой Югры. |
Январь | Консультация | «Этническая культура» | Привлечь внимание педагогов к малочисленным народам Севера (ханты, манси); их культуре, искусству. Вызвать отзывчивость к народной эстетике. |
Февраль | Консультация | «Этнопсихология обских угров» | Познакомить педагогов с жизненным укладом ханты, их отношением к природе, окружающему миру. |
Март | Практическое мероприятие | «Возрождение забытых традиций» | Способствовать развитию творчества педагогов; пропагандировать опыт декоративно-прикладного искусства народа ханты. |
Апрель | Консультация | «Праздник ханты «Вороний день»» | Расширить представления педагогов о национальной культуре народа ханты, их традициях, праздниках. |
Май | Консультация | «Сказки северных народов» | Познакомить родителей со своеобразной, хантыйской сказкой. Приобщать к хантыйскому фольклору, пониманию его образного языка. |
Взаимодействие с социумом.
Для эффективной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с культурно-образовательными учреждениями города: детской библиотекой, музеем ИКЦ «Старый Сургут», МУК «Сургутский краеведческий музей».
- Ресурсное обеспечение.
Необходимые условия реализации инновационного опыта:
Кадровые ресурсы:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- педагог дополнительного образования;
- инструкторы по физической культуре.
Материально – технические ресурсы:
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно–коммуникационных технологий;
- магнитная доска для иллюстрационного материала;
- CD–DVD - диски, аудиокассеты с записями познавательного и музыкального материала;
- музыкальный центр;
- дополнительная и методическая литература, программно–методические материалы;
- костюмы, декорации к праздникам, шапочки для подвижных игр, ленты, платочки и др.
Информационные ресурсы:
- Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет–сайтов.
- Результативные параметры:
- Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Эффективность созданного и апробированного в детском саду программы подтверждается следующей результативностью:
- «Подлинная встреча» с культурным наследием города, округа помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.
- Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Создание мини-музея хантыйского быта дали представление детям о жизни хантов - коренных народов Севера, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
- Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (сказки, игры, обряды и т. д), песнями и танцами.
- Продуктивная деятельность по изобразительному искусству приобщила детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
- Игровые мероприятия, построенные на народных играх, дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей, способствовали развитию нравственно-патриотических качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Для выявления уровня представлений и отношений воспитанников по патриотическому воспитанию детей мною адаптирован диагностический инструментарий, в основе которого лежат технологии Н. Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России». Данная методика позволяет подробно выявить уровень компетентности всех её компонентов.
Сравнительный анализ уровня представлений и показателей отношения детей к родной природе и социальным объектам за период с мая 2008 по май 2011 года показали положительную динамику познавательного развития детей о родном городе, природе и национальной культуре народов ханты.
Сравнительные результаты диагностики представлений и отношений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
6. Мониторинг реализации программы.
Оценка эффективности
Оценка эффективности данной программы будет проводиться по трём направлениям: педагоги, родители и дети.
Оценка познавательной активности детей отслеживается через беседы с детьми, наблюдения по время непосредственной деятельности, проведении мероприятий; использование диагностического инструментария.
Оценка качества участия родителей в программы оценивается при изучении анкет по оценке эффективности данной программы, отзывов родителей.
По окончании реализации программы наработанный материал обобщён и представлен на педагогическом совете, также транслируется в СМИ.
Диагностический инструментарий
Для выявления знаний и отношений по патриотическому воспитанию детей проводиться диагностика два раза в год (в начале и конце учебного года), используя разработанный педагогом диагностический инструментарий).
Тема: «Мой город»
Цель: выявить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.
Оборудование: дидактическая игра «Узнай и назови», дидактическая игра «Все работы хороши», альбом «Есть улицы сургутские, серьезные и важные…», набор открыток «Сургутяне - участники ВОВ».
Методика диагностики
- Дидактическая игра «Узнай и назови»
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением достопримечательностей родного города (памятник Афганцам, памятник основателям города, аэропорт, речной порт, железнодорожный вокзал, театр, мост через реку Обь, Мемориал Славы) и задаёт вопросы:
- в каком городе можно встретить эти объекты? (В городе Сургуте);
- назовите их;
- какими словами можно сказать про родной город? Какой он? (Красивый, удивительный, …) Почему?;
- кем город создан? (Людьми разных профессий)
- Дидактическая игра «Все работы хороши»
Из набора картинок с изображением разных профессий людей, необходимо выбрать те, которые есть в нашем городе.
3. Детям предлагается рассмотреть набор открыток «Сургутяне участники Великой Отечественной Войны».
- Чем знамениты эти люди? (Они сражались и погибли за Родину);
- назовите их (Кайдаловы, Показаньевы, Проводниковы, …)
Педагог показывает детям альбом «Есть улицы сургутские, серьезные и важные …»
- Назовите людей, которых Вы знаете?;
- чем они знамениты?;
- что сургутяне сделали, для того, чтобы их заслуги перед городом помнили долго люди?
Тема: «Родная природа»
Цель: выявить знания детей о природе родного края, животном и растительном мире, его богатстве.
Оборудование: дидактическая игра «Загадки о животных», дидактическая игра «Что, где растет», набор моделей с изображением природных ресурсов.
Методика диагностики
1. Дидактическая игра «Загадки о животных».
Задание:
а) среди карт найти природную зону, характерную нашему краю (тайга, тундра);
б) выбрать животных этих природных зон, назвать их.
2. Дидактическая игра «Что, где растет»
Из набора представленных картинок педагог предлагает детям выбрать и назвать их:
- деревья, кустарники;
- травы леса, луга, водоема;
- лекарственные, ядовитые.
3. Рассматривание графических моделей полезных ископаемых
Задание: выбрать модели, с изображением природных богатств нашего края (нефть, газ, лес).
Тема: «Национальная культура народов ханты»
Цель: выявить уровень знаний детей фольклора народов ханты, их традиций, быта, прикладного искусства.
Оборудование: графические модели хантыйских загадок, сказок.
Методика диагностики
1. а) разгадать графические модели хантыйских загадок;
б) вспомнить пословицы народа ханты.
2. Дидактическая игра «Убери лишнее»
Задание: из набора картинок с изображением разных предметов быта выбрать картинки, характерные быту народов ханты.
3. Дидактическая игра «Оденем хантыйскую куклу».
Задание: из набора одежды выбрать хантыйскую и одеть её на куклу.
Тема: «Отношение»
Цель: выявить отношение детей к природным и социальным объектам.
Методика диагностики
- Проблемная ситуация «Мальчик в лесу».
«Мальчик пошёл гулять в лес. Ему было очень весело, поэтому он громко кричал, воевал с крапивой своей большой палкой и качался на нижних ветвях деревьев. Вдруг на тропинке он увидел ползущую гусеницу. Поиграв с ней немножко, раздавил её ногой».
- Как ты думаешь, какое было поведение у мальчика в лесу? Почему?
- Как бы ты повёл (а) себя в лесу, если бы был (а) на месте мальчика?
2. Проблемная ситуация «Рисунок на доме».
«Гуляя по городу, ты увидел (а), что мальчик рисует на стене дома. Как ты поступишь в этом случае?
- Пройдёшь мимо.
- Начнёшь рисовать рядом.
- Сделаешь замечание, и объяснишь, почему так нельзя делать.
Ожидаемые результаты:
- У старших дошкольников сформированы представления о своей малой Родине;
- Повышен интерес детей к природе родного края;
- Дети знают элементы национальной культуры народов Ханты;
- Модернизирована образовательная среда группы: создан музей;
- Активное участие родителей в проведении экскурсий, пополнении библиотеки группы справочной и детской литературой, обновлении предметно-развивающей среды в группе;
- Ребята становятся дружнее, развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых;
Дети больше знают о родном крае, о традициях и обычаях народа.
7. Список используемой литературы:
- Алешина Н.В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М.:УГЛ 2005-256с.
- Анисимкова З. Гнев тайги, мансийские сказы. – Тюмень, 1995.
- Бакланов П. Юганские ханты. История, быт, культура. – Тюмень, 1996.
- Вахтер Т. «Культура народов севера сибири».
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Бурс Р.С., Виноградова А.М., Година Г.Н. / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980. – 233с.
- Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под. Ред. Л.А. Кондрыхинской. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 192с.
- Детские подвижные игры народов СССР: / Сост. А.В. Кениман; / Под. Ред. Т.И. Осокиной, - М.: Просвещение, 1988. –239с.
- Дмитриенко Л.С. Приобшение детей к культуре коренных жителей Ямала //Детский сад от А до Я, 2005 - №1 – 27с.
- Животный мир / Сост. О.Н. Гаврилова. – Тюмень: софтДизайн, 1997. – 480с.
- Газина О. Играя, изучаем природу //Дошкольное воспитание,1995, №7-14с.
- Ознакомление детей с традициями родного края //Дошкольное воспитание, 1989. - №2 – 15с.
- Гроиухая В., Никитина Э. «Экскурсии и беседы по ознакомлению с родным краем //Дошкольное воспитание, 1984. - №9 – 12с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников М.:/ «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
- Конькова А. Мансийская сказка. //Югра, 1991. – №1
- Зимченко Н. Легенды и были Агана. – Тюмень, 1999.
- Кулемзин В.М. Игры детей обско – угорских народов //ТОО «Алфавит», 1999. – 32с.
- Комратова Н.Г. Моя малая Родина //Управление дошкольным учреждением, 2005. - №1 – 86с.
- Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах с Э 1935 № 3 42-49с.
- Павлова А. На добрую память… (судьбы, время, искусство). – Сургут, 1999.
- Рябцева В. «Природа Тюменского Севера», - Средне-Уральское книжное издательство, 1994.
- Растительный мир. / Сост. О.Н. Гаврилова. –Тюмень: СофтДизайн, 1997 – 480с.
- С чего начинается Родина? / Под. Ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
- Сидоров А.Л., Степанова Л.В., Черняк Я.С. «Древний город на Оби: история Сургута». – Екатеринбург, 1994.
- Система патриотического воспитания в ДОУ/ав. Сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
- Кудякова Р.Г. Проектная деятельность дошкольников. //Воспитатель дошкольного образования учреждения. - №1, 2007. – с.49.
8. Глоссарий.
Акань - кукла.
Анки - мама.
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающие освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляется через образование, а так же организацию жизнедеятельности определённых общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государство и общественный институты; учебно-воспительные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Кисы - сапожки из оленьего меха.
Лабаз - помещение для хранения продуктов.
Малица - мужская нераспашная шуба с капюшоном.
Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Облас - лодка, выдолбленная из ствола дерева.
Патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Родина - место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос.
Сах - женская шуба из меха, шкурок птиц или сукна.
Топоры - зимние сапоги из оленьего меха, которые надевают в дорогу поверх
обуви.
Чувства - обозначение разнообразных психических феноменов. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали; любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства.
Чувал - очаг, печь.
Чум - переносной дом у многих северных народов.
Чуман - посуда из бересты.
Этногеография - наука изучающая особенности расселения народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.
Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и
расселение, быт и культуру.
Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "Этнос" близок к понятию "народ" в этнографическом смысле. Литература: БЭС, М. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с городом Архангельском – городом воинской славы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается н...
«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повышение профессионального уровня...
План работы по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями восп...
Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа
В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...