ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории и практике педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evtushenko_s_a.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории и практике педагогической деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование игровой деятельности как средства формирования нравственного самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Самосознание является значимой способностью человека, позволяющей выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Наиболее эффективным путем исследования самосознания является изучение его генезиса.
Определение нравственного самосознания представлено в работах многих отечественных и зарубежных философов и психологов Р.Г. Апресян, О.Г. Дробницкого, А.Г. Спиркина, А.И. Титаренко, Л.Н. Антилоговой, Б.С. Братуся, В.В. Столина, А.А. Хвостова, С.Г. Якобсон и других авторов.
Российский философ и психолог А.Г. Спиркин определяет нравственное самосознание как интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума [8, с. 142].
Доктор психологических наук Е.К. Веселова моральное сознание рассматривает как сознание «надличное», предполагающее способность человека подняться над своими сугубо личными интересами [2, с. 153].
Период дошкольного детства является начальным для осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В данном возрасте дошкольник начинает осознавать факт своего существования.
Формирование нравственного самосознания у дошкольников имеет большое значение во взаимодействии с социумом и в собственном поведении. Главные новообразования дошкольного возраста — это начало личного самосознания и осознание своего поведения. Дети старшего дошкольного возраста начинают понимать, что они умеют и не умеют делать, знают свое ограниченное место в отношениях с другими людьми, осознают не только свои конкретные качества и действия, но и внутренние переживания (настроения, желания, мотивы и предпочтения). Дошкольники проходят путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, составляющей суть личного самосознания [7, с. 238].
Воздействуя на личность ребенка, социум выступает как влияние конкретных людей, которые его окружают и взаимодействуют с ним. Формируя нравственное самосознание у дошкольников, мы закладываем важнейшие нравственные ценности, учим различать такие категории, как: «добро» и «зло», «хороший» и «плохой», которые являются важным регулятором морального поведения детей.
Огромное значение в развитии у дошкольников самосознания и оценки имеет игра. В игре, внимание ребенка обращается на самого себя. Она его ставит в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения, подчиняться определенным правилам и требованиям, проявлять те или иные качества личности.
В своих исследованиях Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская отмечали положительное значение игровой деятельности дошкольников (в том числе творческих и ролевых игр) на нравственное воспитание детей. Игре принадлежит неоценимая роль в социальном становлении и воспитании нравственных качеств. Через игру дети знакомятся с поведением и взаимоотношением взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения [5, с. 124].
Для детей старшего дошкольного возраста содержанием игры выступает выполнение правил, которые вытекают из взятой на себя роли. Дети 5—6 лет весьма придирчиво относятся к выполнению правил. Изменение содержания игр с одинаковым сюжетом у старших дошкольников не всегда выявляется в характере действий, но и в том, как игра начинается и что может послужить причиной детских конфликтов. Старшие дошкольники начинают игру с договора и совместного планирования, как нужно играть, а споры в основном ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает», а также отчетливо выступает критика действий соучастников по игре [6, с. 249].
К сожалению, в настоящее время в игре ребенок не только приобретает опыт нравственного характера, но и осваивает отрицательный опыт. Сейчас дети живут в ином информационном и предметном пространстве, нежели 50—60 лет тому назад. Компьютер и телевизор прочно вошли в жизнь детей, вытесняя при этом дворовые игры. Современные дети, как правило, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. Современные компьютерные игры, такие как «стрелялки», «драки», «войнушки» оказывают негативное влияние на формирование нравственного самосознания ребенка, вызывают злобу и агрессию [1, с. 31].
Телевидение является главным поставщиком наглядной информации о жизни. Дети полностью погружаются в события на экране, идентифицируют себя с персонажами. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие — драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Дошкольники часто подражают своим любимым героям в сюжетно-ролевых играх. В процессе подражания и идентифицирования они осваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры. В играх детей наблюдается драка, борьба, агрессивные игровые действия.
Но не все мультфильмы так негативно влияют на несформировавшуюся личность ребенка. В лучших мультфильмах в близкой и понятной форме ребенку, заложен глубокий духовный смысл. При правильном руководстве просмотром можно рекомендовать мультфильмы: «Чебурашка и крокодил Гена», «Крошка Енот», «Трое из простоквашино», «Золушка», «Уроки тетушки Совы» и многие другие. Такие мультфильмы способствуют становлению самосознания и мировоззрения ребенка, его пониманию смыслов своих переживаний, вызывают гуманные чувства, учат доброму и бережливому отношению ко всему живому [3, с. 22].
Игра представляет собой ведущий, уникальный и неповторимый вид деятельности в дошкольном возрасте, который определяет развитие моральных, интеллектуальных и физических сил ребенка. Она является школой произвольного поведения (Д.Б. Эльконин) и морали в действии (А.Н. Леонтьев). Игра позволяет дошкольнику реализовать свои возможности, самовыразиться, накопить и обогатить свой личный жизненный опыт. В формировании «Я» ребенка именно игре принадлежит большое значение.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники моделируют способы поведения, взаимоотношения и действия взрослых людей. В них на первый план выступают отношения между людьми и значение их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Использование в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери» и «Зоопарк» поможет сформировать представления о нравственности и нравственном поведении, научит анализировать свои действия, вызовет чувство радости и удовольствия от создания образа. Для формирования личности ребенка дошкольного возраста важная роль отводится сюжетным и тематическим дидактическим играм, например: «Кто я?», «Какой я?», «Я и мои правила», «Я умею», «Я и мои достижения» и др. Идентифицируя себя с той или иной ролью, ребенок может осознанно использовать метаумения (умения-способности), умения высшего порядка, т. е., умения над умениями, позволяющие производить преобразования личного опыта, а это в свою очередь содействует тому, что дошкольник учится рефлексировать в игре, находить у себя ошибки и недостатки и т. д. [4, с. 114-117].
Игра может решать различные коррекционные задачи:
повысить самооценку и помочь преодолеть детские страхи;
активизировать жизненный тонус (настроение и активность в течение дня);
развить нравственные чувства, сформировать нравственные качества и нравственное поведение, а также доброжелательные взаимоотношения в обществе сверстников.
Итак, нравственное самосознание проявляется в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения и с нравственными требованиями и ценностями социума.
Список используемой литературы:
- Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. — 2008. — № 3. — С. 29—41.
- Веселова Е.К. Нравственность специалиста в контексте профессионального здоровья. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. — 141—159 с.
- Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 6. — С. 20—22.
- Косолапова Н. Формируем личность ребенка в игре // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 7. — С. 114—117.
- Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов /под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание: монография. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...
Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал к родительскому собранию в подг.гр. "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...
Статья : Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Целью создания проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть , учить сопереживать, сочувствовать , воспит...
Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающи...