Предметно – развивающая среда по познавательно – исследовательской деятельности.
консультация (средняя группа)
Правильно организованная предметно развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности; научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, и это лежит в основе развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gmo11.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – развивающая среда по познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитатели МАДОУ детский сад № 4
Фарафонова Л.Ю.
Чтобы видеть все вокруг
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень привлекательный.
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай – попробовать – и я запомню.
Предметно-пространственная среда- это система материальных объектов ребенка, обладающая признаками информативности, неисчерпаемости и удовлетворяющая потребности ребенка в новизне и экспериментировании.
Роль пространственно – развивающей среды
Среда должна выполнять:
- образовательную,
- развивающую,
- стимулирующую,
- организационно-коммуникативную функцию
Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Для детей вся окружающая среда является источником познания и исследования.
Основная цель воспитателя - познакомить ребенка с многообразием предметного окружения ввести его в этот мир, научить его по-разному взаимодействовать с предметами.
Правильно организованная предметно развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности; научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, и это лежит в основе развивающего обучения.
В период младшего возраста маленький человек активно познает мир.
Правильно организованная среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально- положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и занятия и приучать детей к самостоятельным играм.
Что может быть лучше, чем познание через исследование?
Задачи по познавательно- исследовательской деятельности.
- Поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
- Расширение опыта ориентировке в окружающем.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений об окружающем мире: об объектах его окружения ,о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форма, цвет, материал и о причинах и следствиях).
- Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
В ходе познавательно - исследовательской деятельности дети получают самые прочные знания, которые позволяют познать мир, а наличие предметно-пространственной среды позволит не только поддержать присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развивать его познавательные интересы.
Дети хотят познать: например, ребенок рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами.
Одним из условий решения поставленных задач является - создание в группе уголка или зон и наполнение их необходимыми материалами и оборудованием.
Для организации познавательно- исследовательской деятельности, мы в группе создали зоны - центры:
- Центр познания
- Центр вода и песок
- Центр экспериментирования
Центр познания направлен на развитие познавательно- исследовательской деятельности, сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики, воображение, речи.
Включают в себя наборы:
- пирамидки на конусной основе,
- втулки-грибочки,
- панно на пуговицах,
- кнопки,
- липучки,
- рамки- вкладыши,
- шнуровки,
- тематические наборы картинок(животные, овощи, фрукты, одежда),
- наборы разрезных картинок.
Условия размещения центра познания:
- быть в свободной доступности,
- располагаться вблизи света окна
- соответствовать высоте оборудования.
Любой предмет предназначенный ребенку доступен для него. Кроме того, для развития ребенка этого возраста важна расположенность одинаковых игрушек рядом.
Главное требование - развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию и исследованию.Должен развивать воображение и творчество.
Мы приветствуем самостоятельность к экспериментированию, т.к. в процессе действий дети открывают для себя некоторые возможности и свойства предметов. ФОТО
В познавательном экспериментировании развивается наглядно действенное мышление, память, внимание, воображение. Дети постоянно исследуют, экспериментируют, стараются выбрать предмет и просунуть в окно машинки или уложить неваляшку.
Дети этого возраста не могут длительно заниматься и поэтому нуждаются в наблюдении педагога. Педагог должен помочь организовать совместные действия, помочь довести начатое дело до конца (нанизывать колечки на пирамидку, собрать матрешку).
Например, предметная игра «Большой и маленький», «Чудесный мешочек», в который помещаются предметы хорошо знакомые детям с четкими формами.
Увлекает в исследование и строительный материал – кирпичи и другие материалы конструктора пластиковый и деревянный, а рядом игрушки для обыгрывания (матрешки собачки , машинки),
Для развития слухового восприятия имеются музыкальные инструменты и шумелки, сделанные своими руками, где дети ими играют и тут же исследуют.
ФОТО
Центр воды и песка.
ФОТО
- Он имеет переносной характер.
- Должен располагаться вблизи окна и иметь свободный доступ.
Наборы для игры с водой:
- Резиновые и пластмассовые игрушки,
- кораблики,
- разнообразные формы,
- емкости для переливания,
- сачки,
- кувшин,
- резиновая груша,
- лейки,
- цветные губки,
- фартуки с нарукавниками,
- резиновый коврик на пол.
Наборы для игры с песком:
ФОТО
- Савочки,
- формочки,
- грабельки,
- молоточки,
- природные материалы,
- бросовые материалы,
- крышки,
- пробки,
- шарики,
- кубики,
- игрушки для закапывания.
Дидактические игры с водой:
- « Собери водичка»,
- «Тонет не тонет»,
- «Лови рыбку» ,
- «Купаем куклу».
Игры с песком:
- «Найди в песочке камешек»,
- «Сухой- мокрый»,
- «Испечем куличики».
ФОТО
Центр экспериментирования.
ФОТО
Поддерживает интерес и важно обогащать представление об объектах неживой природы встречающиеся в ближайшем окружении. Сюда можно включить эксперименты:
- с ветром,
- воздухом,
- водой,
- глиной,
- снегом,
- льдом,
- бумагой,
- деревом.
Наборы для экспериментирования:
- Стол с клеенкой,
- материалы для пересыпания (фасоль, горох, макароны),
- пустые пластиковые бутылки,
- банки,
- воронки,
- формочки для приготовления цветных льдинок,
- трубочки для продувания,
- поднос,
- зеркала,
- магниты,
- фонарик,
- мыльные пузыри
- краски.
Игры с воздухом:
- «Помашем веером»,
- «Воздух есть везде»,
- Воздушные шары
- Мыльные пузыри.
Выявлять свойства воды помогают
- «Волшебная водица»,
- «Теплая - холодная»,
- «Прозрачная вода»,
- «Льдинка - невидимка».
ФОТО
Формировать умение, узнавать предметы, сделанные из бумаги и определять ее качества и свойства, помогают следующие игры:
- «Сомни бумагу»,
- «Намочи бумагу»,
- «На чем рисуем?».
Через эти опыты, малышам дается возможность проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование.
В заключении хочется отметить, что дети нашей группы активно участвуют и интересуются окружающими предметами. Многие проявляют настойчивость в достижении своих результатов, мы поддерживаем этот интерес. В этом помогает нам предметно развивающая среда, а роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу и действовать за него, а дать возможность поэкспериментировать,по пробовать разные варианты действия с предметами. И от этого зависит успех в развитие ребенка.
Высказывание Сухомлинского В.А.: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая, предметно - пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста
Развивающая, предметно-пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста....
проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Данный проект расскажет как предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской дея...
Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе
Выступление на пед. совете:Тема: «Организация предметно-развивающей среды для развития исследовательской деятельности в младшей группе» Воспитатель...
Предметно–развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности э...
Развивающая предметно-пространственная среда по экспериментально-исследовательской деятельности
Требования к созданию среды, основное оборудование, техника безопасности при работе...
Буклет "Развивающая предметно- пространственная среда по экспериментально-исследовательской деятельности "
Основные требования и наполняемость среды....
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»...