проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Данный проект расскажет как предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду «Теремок» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспериментирование в ДОУ | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к проекту модернизации развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей
в СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок»
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Педагоги и психологи утверждают, что на полноценное развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, — качеств и свойств, делающих его человеком.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Именно этими принципами руководствуются педагоги при оформлении предметной среды во всех возрастных группах в нашем детском саду в настоящее время, а примерно три года назад развивающая среда в группах не способствовала развитию у детей поисково-исследовательской деятельности, кроме этого наблюдался низкий уровень знаний у педагогов по развитию у детей познавательно - исследовательской активности, а так же низкий уровень педагогической компетентности родителей в области детской исследовательской деятельности. Отсюда вытекала необходимость расширить и углубить знания о данных методах обучения, что и было сделано нашим педагогическим коллективом.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»(п.4.6.«ФГОС ДО») Конкретное содержание образовательных областей зависит от «возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах ребенка» (п. 2.7.«ФГОС ДО»)
Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.
Предметно-развивающая среда обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в нашем дошкольном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей.
Первым делом, рабочая группа, в составе педагогов и членов родительского комитета детского сада составили ООП ДО, в которой особое место уделили созданию предметно-пространственной среды, как «поисковому полю» ребенка, которая стимулировала проявления творческой и познавательной активности ребенка в овладении представлениями об окружаемом мире и средствами его познания.
Для реализации данной задачи педагоги
Во-первых, изучили исторический опыт и результаты экспериментальной инновационной работы по познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ.
Во-вторых, наилучшие методы работы постарались успешно внедрить в работу. Разработали программу методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетенции в заданной теме (см. «Приложение №1») и перспективный план познавательно-исследовательской деятельности детей и педагогов (см. «Приложение №2»), с использованием следующих источников: парциальной программы «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной; Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»; Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем»; Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
В-третьих, постарались привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе, т.к. конкретные дела в стенах детского сада всегда значимы для ребенка.
Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех возрастных группах детского сада.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипуляторной деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в виды ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути, чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления.
Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Теремок» служит зоной опережающего развития детей.В группах детского сада созданы центры: центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне, «Я - исследователь», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др.При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, есть специально созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т.п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
В мини- музеях детского сада, таких как «Музей часов», «Музей почтовой открытки », «Путешествие в прошлое», «Музей игрушки» и другие, дети получают дополнительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, социальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни.
Все условия, созданные для эффективной исследовательской совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей позволяют уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группах, что немаловажно при современных требованиях Роспотребнадзора. Во-первых, предметно-развивающая среда по поисково-исследовательской деятельности детей в детском саду «Теремок» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. Во-вторых, она доступна. В-третьих, воспитатели при организации предметной среды учитывают её организующую, воспитательную и развивающую функцию.
Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды педагоги стараются избавляться от загромождения пространства малофункциональными предметами, создать для ребёнка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз - рука"), роста и предметного мира взрослых (исследования Г.Н.Любимовой, С.Л.Новосёловой).
В соответствии с воспитательной функцией среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция среды соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка. Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность детей, учитывают тип реализации и характер взаимодействия субъектов, содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями. Особенностью взаимодействия родителей, педагогов и воспитанников в нашем детском саду перед планируемой поисково-исследовательской деятельности дошкольников является предварительный сбор информации по интересующему объекту исследования в домашних условиях. Например, перед созданием модели вулкана в детском саду и проведении опыта «Извержение вулкана», воспитатели предложили родителям сначала в домашних условиях рассмотреть вулкан, лаву по видео или с использованием Интернет-ресурсов и только после этого приступили к моделированию. Кроме этого, наши родители– активные помощники в обогащении предметной среды и участники различных экспериментов, исследований и моделирования.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Образовательная деятельность с детьми по познавательно-исследовательской работе планируется еженедельно во всех возрастных группах в режиме дня, а со старшего дошкольного возраста добавляется одно занятие ПИДД в неделю.
Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного процесса ДОУ и семьи
в нашем детском саду длится на протяжении трех лет. Показатели мониторинга развития детей по данному направлению показывают, что количество детей с высоким и средним уровнем повышаются, в среднем на 12-15% в год.
Воспитанники старшего дошкольного возраста, участвующие в окружных конкурсах «Мой проект - 2012» и «Мой проект – 2013» с поисково-исследовательскими проектами «Космос», «Фиалки» два года подряд получают призовые места. С сентября этого года педагоги, используя обобщенный опыт детского сада №140 «Планета Лада» (г. Тольятти) по поисковой деятельности детей дошкольного возраста, стали активно использовать готовые и учить создавать детей собственные карточки с алгоритмами исследовательской деятельности.
Педагоги, используя все виды поисково-исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте, включающие поисковую деятельность, моделирование и преобразование предметов, высказывание Сухомлинского В.А.: « Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
В результате постоянной работы педагогического коллектива и родителей по созданию предметной развивающей среды в данном направлении, внедрению инновационных форм и методов работы у воспитанников в период с 2011 по 2014гг значительно повысился уровень познавательных способностей, уверенность в собственных силах, мотивация к школьному обучению, расширился кругозор.
Приложение №1
План методической работы с педагогами
по повышению профессиональной компетенции
в вопросе создания предметно-развивающей среды для активизации познавательно-исследовательской активности детей
в условиях детского сада и семьи
(выписка из годовых планов за 2012-2015 года)
№ | Мероприятие | Дата проведения | ответственный |
1 | Оснащение методического кабинета пособиями для успешного решения задач по направлению «Познавательно-исследовательской деятельности детей» детей» | Сентябрь-ноябрь 2012 г. | Руководитель Буркеня С.Н. Методист Симонова Е.А. |
2 | Анкетирование воспитателей, с целью изучения состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. | Октябрь 2012 г. | Методист Симонова Е.А. |
3 | Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности» | Декабрь 2012 г. | Воспитатель под.гр. Трушкина Л.М. |
4 | Самообразование воспитателей по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей» | В течение года | воспитатели |
5 | Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» | Февраль 2013 г. | Воспитатель ст.гр. Рубцова И.Н. |
6 | Конкурс «Лучший уголок экспериментирования» | Апрель 2013 г. | воспитатели |
7 | Смотр-конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда в ДОУ» | Сентябрь 2013 | Воспитатели |
8 | Консультация для воспитателей: « Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности» | Октябрь 2013г | Воспитатель ст.А гр. Загаринская С.В. |
9 | Мастер – класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса» | Декабрь 2013г | Методист Симонова Е.А. |
10 | Участие в различных конкурсах разного уровня | В течение года | Воспитатели, специалисты |
11 | Педсовет №3 «Современные подходы к формированию у детей познавательной активности, через исследовательскую деятельность» Цель: Активизация педагогов в вопросах инноваций на данную тему. Форма проведения: деловая игра | Февраль 2013 г | Методист |
12 | Подбор и оформление картотеки зоны экспериментирования пиктограммами, алгоритмами в старших - подготовительных группах | Апрель 2013 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
13 | Диспут на тему: «Важные аспекты в работе с родителями воспитанников по вопросу активизации познавательной деятельности детей» | Сентябрь 2013 г. | Педагог-психолог Аристова Е.Е. |
14 | Тематический контроль «Система работы по познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста» | Январь 2014 г. | Руководитель Буркеня С.Н. Методист Симонова Е.А. |
15 | Открытый просмотр презентации по проекту «Путешествие по карте России» в старшей группе | Ноябрь 2014 г. | Воспитатель ст.гр. Пименова А.Н. |
16 | Изучение и обобщение опыта работы педагога Рубцовой И.Н. «Использование методики ТРИЗ в работе с дошкольниками» | Ноябрь 2014 г. | Методист Симонова Е.А. |
17 | Консультация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» | Декабрь 2014 | Трушкина Л.М. |
18 | Оперативный контроль за безопасностью предметно-игровой среды, помещений и участков | Март 2014 | Руководитель методист |
19 | Оперативный контроль «Материалы для опытов и экспериментирования» | Май 2014 | Руководитель методист |
20 | Консультация «Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни». | Сентябрь 2014 | Трушкина Л.М. |
21 | Повышение уровня самообразования по теме «Эксперименты на физкультурных занятиях» | В течение года | Инструктор по физкультуре Галузинская Е.И. |
22 | Памятки воспитателям «Виды познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Апрель 2015 | Методист Симонова Е.А. |
Приложение № 2
Перспективный план планирования
познавательно-исследовательской деятельности детей
в средней группе на 2014-2015 учебный год
№ | Самостоятельная деятельность детей | ||
НОД (темы игр для экспериментирования) | Совместная деятельность педагогов и детей | ||
сентябрь | «Путешествие с капелькой» | Игры с песком (замачивание, перемешивание, сушка) | Глина и песок |
«Вода прозрачная, меняет цвет» | |||
«Значение воды в жизни растений» | |||
Игра «Водяной в гостях у ребят» | |||
октябрь | «Ветер, ветер, ветерок» | Приготовление винегрета | Свойства бумаги |
«Поиск воздуха» | |||
«Летающие семена» | |||
«Песочная страна» | |||
ноябрь | «В гостях у Карандаша- карандошовича и Гвоздя-гвоздовича» | Разнообразие бумаги по качеству и расцветки | Какой предмет самый тяжелый? |
«Плавающие и тонущие предметы» | Создание коллекции ткани | Сравнение ткани и бумаги | |
«Плавающее перо» | Опыты с разными предметами, что дольше летает в воздухе (с использованием алгоритма выполнения) | Рассматривание пряжи в клубочках, сравнение с нитками | |
«Мех, зачем зайчику другая шубка» | Создание коллекции «Пуговицы» | Рассматривание альбома «Коллекция ткани» | |
декабрь | «Песок, глина» | «Делаем цветные льдинки» | превращение снега в воду |
«Волшебная рукавичка» | |||
«Предметы из метала» | |||
«Действия магнита на металл» | «Теплая –холодная вода» | ||
январь | «Льдинка и снежинка» | «Какой снег и сколько его на участке?» | Лед и вода |
«С водой и без воды» | |||
«Путешествие в мир стеклянных вещей» | |||
«Вода, лед, снег» | «Умный нос» | металл | |
февраль | «Как снег становиться водой» | «Резина и её качества» | Резиновые предметы: игрушки, трубки, ленты |
«Волшебная кисточка» | Знакомство с магнитофоном (запись письма маме с поздравлением) | «Узнай, какой предмет?» | |
«Как достать скрепку из воды» | |||
«Почему растаяла Снегурочка?» | |||
март | «Освобождение бусинки из ледяного плена» | Игры с мукой и водой | Можно ли унести воду в решете?» |
«Теплая капелька» | «Водяная мельница» | Деревянные предметы | |
«Стекло и его качества» | Опыты с металлом | Дерево и металл | |
«Чудеса растений» | Игры на восприятие звука «Покажи, как поют птицы, кричат животные» | «Ледяные шарики» | |
апрель | «Нужен ли корешкам воздух?» | «Знакомство с гитарой» | Пуговички и ниточки (какой звук?) |
«Почва, песок, глина» | |||
«Солнечные зайчики» | |||
«Растениям теплую водичку» | |||
май | «Зачем растения вертятся?» | Нетрадиционное рисование пером, листом каусты | Музыкальная лаборатория |
«Поймаем солнечного зайчика» | д/игра «Узнай на ощупь» | Камешки, весы | |
«В мире пластмассы» | «Как петь громко?» | Перо, краски, капустный лист | |
«Звуки из вещей» | Знакомство с плеером |
Проектная деятельность детей, в соответствие с комплексно-тематическим планированием на 2014-2015 год
(выписка из годового плана)
Название проекта | Дата проведения | ответственные |
Проект «Горница» | октябрь | Лазарева Т.С.-1 мл.гр. |
Проект по теме «Народная культура и традиции» | октябрь | Рубцова И.Н. Андрейчикова А.Н.-2 мл.гр. |
Индивидуальные детские проекты по теме «Маленькие исследователи» | февраль | Галкина Е.Н. Чусовитина И.Ю. -под.гр. |
Совместные проекты с родителями по теме «Встречаем птиц» (ст.гр.) | март | Пименова А.Н. –ст.гр. |
Создание презентации «Планета Земля» | апрель | Мартынова И.В. – под.А.гр. |
Приложение №3
Взаимодействие с родителями по теме: «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте»
(выписка из годовых планов на 2013-2014, 2014-2015 года)
№ | Название мероприятия | Дата проведения | ответственный |
1 | Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | Сентябрь 2013 | воспитатели |
2 | Оформление наглядной информации в родительском уголке «Поисково-исследовательская деятельность» | В течение года | воспитатели |
3 | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | Октябрь 2013 | Котик Т.И. (ст.гр) |
4 | Мастер-класс «Эксперименты с водой и песком» | Май 2013 г. | Воспитатели мл.гр. |
5 | |||
6 | Дискуссия с родителями 2 младших групп «Воспитание познавательных интересов и любознательности» | Апрель 2014 г. | Андрейчикова А.Н. (2 мл.А гр.) |
7 | Круглый стол «Особенности современных детей» | Март 2014 г. | Котик Т.И. Пименова А.Н. (ст.гр.) |
8 | Рекомендации: «Проведите с детьми дома» | В течение года | воспитатели |
9 | Круглый стол «Развитие познавательного интереса детей" | Май 2014 | Чусовитина И.Ю.(под.гр.) Абалымова Е.В |
10 | Семинар – практикум «Учите ребенка чувствовать» | Ноябрь 2014 | Методист Специалисты Воспитатели ДОУ |
11 | Детско-родительский клуб «Растить любознательных» | Февраль 2015 | Методист Специалисты Воспитатели ДОУ |
12 | «Как развивать творческие способности малышей» | Май 2015 | Адалина Н.К. (2 мл.гр) |
13 | Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Май 2015 | Рубцова И.Н.(мл.гр) |
14 | Открытое занятие для родителей «Мир животных» (эксперимент «Роль окраски животных») | Апрель 2015 | Чусовитина И.Ю. (под.гр) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол на тему: Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
Модернизация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, ...
Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА...
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...
статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...
статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...
МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО
В своей педагогической деятельности, внедряя, азы экономической науки, мы способствуем к изучению экономики в детском саду. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста не предполагает...
«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...