Игры с блоками Дьенеша
статья на тему

Дидактические игры с блоками Дьенеша незаменимы в деятельности педагога с детьми. Во время игр у детей развиваются познавательные способности, интерес к математике. Игры с блоками Дьенеша рассчитаны на детей от младшего до старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры с блоками Дьенеша226.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с блоками Дьенеша

        Евтюхова Светлана Борисовна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района  г.Санкт-петербурга.

        Дидактические игры с блоками Дьенеша незаменимы в деятельности педагога с детьми. Во время игр у детей развиваются познавательные способности, интерес к математике. Игры с блоками Дьенеша рассчитаны на детей от младшего до старшего дошкольного возраста.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает по заданному алгоритму, составляет узор и др.).

                            DSC00193

Логические игры  и упражнения с  блоками Дьенеша

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).http://shkola7gnomov.ru/upload/image/4(4).jpg
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/7(1).jpg
  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/17(1).jpg
  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  19. Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  20. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

                   DSC00558

  1.  Убираем в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем взрослый убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  2. Нужно распределить фигуры между взрослым и ребенком таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/22.jpg
  3. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства (большой и толстый; маленький – тонкий – синий; квадратный         - НЕ жёлтый  – большой и т.д.).

                       

В процессе игр с блоками у детей развиваются такие познавательные процессы как, внимание, память, логическое мышление, цветовосприятие.

 Весь дидактический материал можно сделать своими руками, хотя сейчас в помощь педагогам можно приобрести уже готовый. Игры очень увлекательны, интересны и маленьким и детям старшего дошкольного возраста. Можно их использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности с детьми.

Покажите своим детям игры с блоками Дьенеша, и вы увидите, что это действительно очень интересно. Возможно, вместе с детьми вы придумаете свои варианты игр.

Желаю удачи и творческих успехов!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Логические игры с блоками Дьенеша.

Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Игры с блоками "Дьенеша"

Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....