«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста
консультация на тему

   «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                            Консультация на тему:

   «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста».

 

                                             

                                                                                  Составила: Вохмянина Л.В.

     Как сказал В. А. Сухомлинский - «у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувство безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир»

   Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Я должна дать своим детям экологические знания, пробудить в них экологическое сознание. Выбор, какой должна быть наша земля, будут делать наши дети.

    Главной целью экологического воспитания я считаю - формирование у детей потребности в самостоятельном изучении природы, а так же бережного к ней отношения.

  Для достижения этой цели, определены следующие задачи:

1. Развивать познавательную активность через экспериментирование;

2. Формировать умение наблюдать окружающий мир природы и вещей;

3. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

4. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы;

5. Учить выражать свои эмоции в рисунках, развивать воображение;

   Основным условием  является создание благоприятной творческой атмосферы. Для этого создаются  в группах безопасная  развивающая  среда, которая способствует гармоничному развитию ребёнка, создаёт у него чувство уверенности в себе, а так же даёт возможность самостоятельно распоряжаться её составляющими.

   Экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника.

     В работе мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы методы и приёмы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:

  • Наблюдение – является одним из важнейших источников знаний о природе. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает доброе, бережное отношение к объектам природы. У нас в группе всегда присутствует огород на окне. На участке всегда полно цветов. Ухаживая за «братьями нашими меньшими» и растениями ребёнок чувствует, что есть кто-то и что-то более не защищённое, чем он сам, требующий ласки, внимания и заботы. Как результат – повышается собственная самооценка ребёнка.
  • Целевые прогулки в парк. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. Я устраиваю не только прогулки по парку, но и акции каждый месяц «Сделаем парк чище своими руками». «Здравствуй деревце» «Зелёная аптека».
  • Игровые, проблемные и обучающие ситуации. Игры использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Они помогаю ребятам самостоятельно принимать решения, делать выбор, пополняют, расширяют и накапливают сенсорный опыт детей.

 Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать связи между ними и средой.

  • Экспериментирование. Дети прирождённые исследователи. Мною в детском саду организован уголок детского экспериментирования «Юные исследователи». Огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
  • Изобразительная  деятельность. Занятия по изобразительной деятельности развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. На таких занятиях мы  учим  детей использовать разнообразные материалом, различные способы изображения, позволяющие передавать в рисунке круг явлений и предметов. Таким образом, мы закрепляем новый материал, фантазируем, рисуем плакаты «Береги природу» для размещения в парке. Так же можно создать  книжки, нарисовать к ним иллюстрации, придумать  истории и сказки о природе. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личного роста.
  • Использую на занятиях ИКТ. Презентации обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей. В них так же есть возможность одновременно использовать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя показать на занятии, (например, воспроизведение звуков животных; природы.). Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Чтение. Книга дает возможность ребёнку домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

   Чтобы помочь ребёнку в занимательной форме выявить особенности природных явлений, повадки животных, можно использовать  загадки, пословицы, поговорки и потешки.

   Как сказал И. Лепман: «Давая детям книгу, мы даем им крылья».

   Большое внимание мы должны уделять работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй это – достижение единства в воспитании ребёнка. Одна цель – воспитать добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели мы организуем  праздники для детей и родителей, мероприятия на природе, выставки, экскурсии, игры, консультации.

   Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста»

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из важнейших. Возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы,  к...

Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...

«Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»

 «Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»           Дошкольное  обра...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования».

LEGO - конструирование - это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста....