«Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ерашкина Ольга Николаевна

   «Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»

           Дошкольное  образование  является фундаментальной основой  для подготовки ребёнка к школе. Современное  общество и его социально - экономические преобразования диктуют  необходимость формирования   творческой,   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и креативно решать новые жизненные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций. Считаем, что именно развитие творческого воображения дошкольников помогает в решении задач, поставленных обществом.

            Соглашаясь с мнениями таких педагогов как Лева Семеновича  Выготского,  и Ольги  Михайловны Дьяченко под   творческим воображением понимаем - процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе  новых представлений, отсутствующих ранее.   

Приемы развития творческого воображения

Аналогии

Склеивание

Преувеличение и преуменьшение

Акцентирование

Типизация

Сказка

Аналогии

Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.

Спрятанная форма

Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.

Склеивание

Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

 

Художник в зоопарке.

  В зоопарк попали 2 волшебника: Разделяй и рассеянный Соединяй. Разделяй разделял части животных, а Соединяй неумело соединял их. Он путал части различных животных. Придумай, как будет выглядеть зоопарк.

Преувеличение и преименьшение

Рассказ о каком-то событии с преувеличением одного и преуменьшением другого.

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

 

Волшебные превращения

-Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. (Представьте, что вы трехметрового роста) Придумайте.

-Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались?

-Через какое время вы бы захотели вновь стать большими      (маленькими)? Почему?

Акцентирование

Цель: развитие умения подметить и выделить главное.

-Попросить детей рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т.д.

Типизация

-Один из самых сложных приемов творческого воображения, который используется в художественном творчестве.

 Цель: учить создавать образы через опредмечивание символов.

-Из цветной бумаги вырезать несколько  снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую.

Приемы работы со сказкой

-«Перевирание»

-Придумывание «сказки наоборот»

-Придумывание «продолжения сказки»

-Изменение конца сказки

-Детям предоставляется возможность придумать свое продолжение сказки, составить небольшие диалоги между Красной Шапочкой и жителями леса, которые могут ей по пути к бабушке.

Коллективная работа

           Чем раньше мы начинаем создавать перед ребенком нестандартную ситуацию, тем раньше он  начнёт искать различные варианты решения той или иной проблемы.  

Ребенок приобретает положительный опыт в возрасте пяти лет и несет этот опыт дальше, обогащая свой внутренний мир, развивая интеллектуальные способности, в том числе и творческое воображение. На пятом году жизни происходят значительные изменения и в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связанная речь, обогащается словарь. Ребенок может точнее излагать свои мысли, более свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

По программе «Развитие речи» дети в возрасте пяти лет должны уметь пересказывать сказку близко к тексту и уметь вводить нового героя при рассказе. Но многие дети испытывают затруднения, и чтобы этого избежать, мы предлагаем  родителям вместе с детьми  нарисовать иллюстрацию к сказке с продолжением и составить диалог с любым героем, которого предложит сам ребенок.  

           Это применяется при общении в игре с другими детьми, а также другие дети при просматривании иллюстраций приобретают знания, которые  впоследствии могут применить на практике.

Представляем вариант работы с детьми, направленный на развитие творческого воображения у детей, что очень поможет детям на уроках литературного чтения в начальной школе. 

Все знают сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и все знают, как она заканчивается. Но предложите детям закончить ее по-другому  многие ли дети смогут вас понять, зачем это нужно.

Поэтому проводится предварительная работа в виде прочтения сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» и составления небольших диалогов между Красной Шапочкой и жителями леса, которые  возможно могут встретиться ей по пути к бабушке.

 Например:

Вариант 1

«Встреча Красной Шапочки и стрекозы»

Жила-была девочка, ее звали Красная Шапочка. Она пошла с корзинкой, гулять в лес. Пошла к своей подружке стрекозе Леле. Она жила на цветочке, где солнышко светило. И стрекоза налила ей чай с сахаром, она угощала ее пряниками. Красная Шапочка и стрекоза были хорошие подружки.

Вариант 2

«Встреча Красной Шапочки и  Птички»

  • Здравствуй, Красная Шапочка! Куда ты идешь?
  • Здравствуй, Птичка! Я иду к своей больной бабушке.
  • Будь осторожна – там, в кустах прячется серый волк. Не разговаривай с ним!
  • Я знаю, что с незнакомцами нельзя разговаривать.
  • До свидания, Красная Шапочка!
  • До свидания, Птичка!

Как показывают результаты,  что при  пересказе другой сказки  после проделанной работы с детьми ни у кого из детей не возникло трудностей   ввести другого героя и закончить сказку на свой лад.

  Я в своей работе использую электронную книгу «Красная Шапочка с продолжением».

Для коллективной работы над содержанием сказки «Красная Шапочка» с продолжением можно использовать интерактивную доску, где дети могут все вместе рассмотреть нарисованные  ими иллюстрации, а логопед прочитать текст составленный ребенком и задать вопросы  по тексту и проверить внимание детей. Что касается развития воображения у детей, то дети могут, увидев иллюстрацию самостоятельно составить рассказ.

Например: Где идет Красная Шапочка? Кого встретила Красная Шапочка в лесу? О чем  предупреждают   жители леса Красную  Шапочку? 

Так происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста  и   формируются навыки работы  с   материалами  на интерактивной доске,  что очень  пригодятся им  в школе.

            В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что развитие воображения  у дошкольников  необходимо координировать и направлять и закреплять,  так как это неотъемлемая часть обучения в дальнейшем.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей  дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»

Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...