«Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
«Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»
Дошкольное образование является фундаментальной основой для подготовки ребёнка к школе. Современное общество и его социально - экономические преобразования диктуют необходимость формирования творческой, активной личности, обладающей способностью эффективно и креативно решать новые жизненные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций. Считаем, что именно развитие творческого воображения дошкольников помогает в решении задач, поставленных обществом.
Соглашаясь с мнениями таких педагогов как Лева Семеновича Выготского, и Ольги Михайловны Дьяченко под творческим воображением понимаем - процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Приемы развития творческого воображения
Аналогии
Склеивание
Преувеличение и преуменьшение
Акцентирование
Типизация
Сказка
Аналогии
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.
Спрятанная форма
Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.
Склеивание
Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Художник в зоопарке.
В зоопарк попали 2 волшебника: Разделяй и рассеянный Соединяй. Разделяй разделял части животных, а Соединяй неумело соединял их. Он путал части различных животных. Придумай, как будет выглядеть зоопарк.
Преувеличение и преименьшение
Рассказ о каком-то событии с преувеличением одного и преуменьшением другого.
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Волшебные превращения
-Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. (Представьте, что вы трехметрового роста) Придумайте.
-Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались?
-Через какое время вы бы захотели вновь стать большими (маленькими)? Почему?
Акцентирование
Цель: развитие умения подметить и выделить главное.
-Попросить детей рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т.д.
Типизация
-Один из самых сложных приемов творческого воображения, который используется в художественном творчестве.
Цель: учить создавать образы через опредмечивание символов.
-Из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую.
Приемы работы со сказкой
-«Перевирание»
-Придумывание «сказки наоборот»
-Придумывание «продолжения сказки»
-Изменение конца сказки
-Детям предоставляется возможность придумать свое продолжение сказки, составить небольшие диалоги между Красной Шапочкой и жителями леса, которые могут ей по пути к бабушке.
Коллективная работа
Чем раньше мы начинаем создавать перед ребенком нестандартную ситуацию, тем раньше он начнёт искать различные варианты решения той или иной проблемы.
Ребенок приобретает положительный опыт в возрасте пяти лет и несет этот опыт дальше, обогащая свой внутренний мир, развивая интеллектуальные способности, в том числе и творческое воображение. На пятом году жизни происходят значительные изменения и в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связанная речь, обогащается словарь. Ребенок может точнее излагать свои мысли, более свободно общаться с взрослыми и сверстниками.
По программе «Развитие речи» дети в возрасте пяти лет должны уметь пересказывать сказку близко к тексту и уметь вводить нового героя при рассказе. Но многие дети испытывают затруднения, и чтобы этого избежать, мы предлагаем родителям вместе с детьми нарисовать иллюстрацию к сказке с продолжением и составить диалог с любым героем, которого предложит сам ребенок.
Это применяется при общении в игре с другими детьми, а также другие дети при просматривании иллюстраций приобретают знания, которые впоследствии могут применить на практике.
Представляем вариант работы с детьми, направленный на развитие творческого воображения у детей, что очень поможет детям на уроках литературного чтения в начальной школе.
Все знают сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и все знают, как она заканчивается. Но предложите детям закончить ее по-другому многие ли дети смогут вас понять, зачем это нужно.
Поэтому проводится предварительная работа в виде прочтения сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» и составления небольших диалогов между Красной Шапочкой и жителями леса, которые возможно могут встретиться ей по пути к бабушке.
Например:
Вариант 1
«Встреча Красной Шапочки и стрекозы»
Жила-была девочка, ее звали Красная Шапочка. Она пошла с корзинкой, гулять в лес. Пошла к своей подружке стрекозе Леле. Она жила на цветочке, где солнышко светило. И стрекоза налила ей чай с сахаром, она угощала ее пряниками. Красная Шапочка и стрекоза были хорошие подружки.
Вариант 2
«Встреча Красной Шапочки и Птички»
- Здравствуй, Красная Шапочка! Куда ты идешь?
- Здравствуй, Птичка! Я иду к своей больной бабушке.
- Будь осторожна – там, в кустах прячется серый волк. Не разговаривай с ним!
- Я знаю, что с незнакомцами нельзя разговаривать.
- До свидания, Красная Шапочка!
- До свидания, Птичка!
Как показывают результаты, что при пересказе другой сказки после проделанной работы с детьми ни у кого из детей не возникло трудностей ввести другого героя и закончить сказку на свой лад.
Я в своей работе использую электронную книгу «Красная Шапочка с продолжением».
Для коллективной работы над содержанием сказки «Красная Шапочка» с продолжением можно использовать интерактивную доску, где дети могут все вместе рассмотреть нарисованные ими иллюстрации, а логопед прочитать текст составленный ребенком и задать вопросы по тексту и проверить внимание детей. Что касается развития воображения у детей, то дети могут, увидев иллюстрацию самостоятельно составить рассказ.
Например: Где идет Красная Шапочка? Кого встретила Красная Шапочка в лесу? О чем предупреждают жители леса Красную Шапочку?
Так происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста и формируются навыки работы с материалами на интерактивной доске, что очень пригодятся им в школе.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что развитие воображения у дошкольников необходимо координировать и направлять и закреплять, так как это неотъемлемая часть обучения в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...
Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...
«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»
Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и моноло...
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»
ПЛАН – ПРОГРАММА «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»...