МОИ РАБОТЫ
учебно-методический материал на тему
: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
(В.М. Бехтерева)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Картотека игр
по сенсорному развитию детей
младшего возраста
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
«Загадочные пуговки»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас,
Помогут нам они сейчас,
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Волшебное поле»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:
Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна,
Очень круглая она.
Тот кружок наш разделен,
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют.
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный,
Желтый, синий,
Все известны нам отныне.
«Радуга»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко.
Вот беда случилась с ней -
Потеряла часть лучей.
Лучи ребятки соберут,
Все в порядок приведут,
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Шарики»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать,
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«Бабочка»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.
«Карусель»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук,
- Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:
Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.
Ход игры:
Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.
Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?
«Занимайка»
Цель игры:
- Развитие сенсорного восприятия,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!
«Яблонька»
Цель игры:
- Развитие сенсорного восприятия,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.
Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.
«Волшебные колпачки»
Цель игры:
- Развитие сенсорного восприятия,
- Развитие слухового внимания,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.
«На что похожа фигура?»
Цель:
- Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячемся от дождика»
Цель:
- Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«Выбери пуговки»
Цель:
- Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель:
- Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
2014года
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования,)- он получает необходимый стимул для развития.
Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т. п.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы») ;
- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;
- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки») ;
- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики») ;
- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;
- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же ») ;
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;
- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;
- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Консультация для родителей
«Влияние мелкой моторики рук
на развитие речи»
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
2014 года
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитее находится в пределах нормы. М.М.Кольцева пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Что же тогда происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение управлений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев такими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехлетнего возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.
Дети от 1 года до 2-ух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. 3-летние малыши осваивают уже игры, которые производятся 2-мя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. 4-5-летние дети предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме.
Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом - мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
Примерно с 1-го года, кроме пассивных упражнений, ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина.
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки).
Затем можно переходить к более сложным упражнениям с речевым сопровождением. С чего начать?
- Дать ребенку 2 небольших округлых предмета (грецкие орехи, шарики, камешки) и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и в другую сторону;
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелки, бусинки, шарики, крупу;
- Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца в одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца (на одной руке, на другой, на обеих сразу);
- Быстро касаться большим пальцем одной руки указательного пальца другой, на обеих руках сразу. Затем увеличить темп.
Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности:
- лепка из пластилина и глины,
- рисование, раскраска, штриховка,
- составление аппликаций,
- нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц;
- пришивание пуговиц, вышивание, вязание,
- наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
- завязывать узла на веревке, шнуре;
- застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
- закручивать крышки, заводить механические игрушки, часы;
- выжигание,
- конструирование из мелких деталей.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключал с одного движения на другое.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем - другой, после этого - двумя одновременно. ^
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания.
1. Запоминает и повторяет серию движений по словесной инструкции,
начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» - «Улитка»
Или: «Вилка» - «Кольцо» - «Заяц».
2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи.
Например: «Упрямые козлики».
Вот мостик горбатый.
Вот козлик рогатый.
На мостике встретил он
Серого брата,
Упрямицу с упрямцем
Опасно встречаться.
И с козликом козлик
Стали бодаться.
Бодались, бодались
Сражались, сражались
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальчиковая деятельность наиболее естественна? Ну конечно, в детском театре.
В дошкольном учреждении используются разные виды театров:
1) Самый первый, «Театр картинок».
Дети ставят и передвигают картинки на подставках. Воспитатель читает сказку, и она сразу оживает! Можно текст и по ролям пересказать.
2) Популярен «Театр пальчиков».
Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.
3) «Театр рукавичек» требует от взрослых из старых перчаток и варежек
сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку.
Наблюдательные взрослые, имеющие опыт общения с детьми, отмечают, что ребенок до 4-ех лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а руки, тело уже освоили способы передачи информации. Причем сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные.
Очень нравятся детям игры в «сурдоперевод», например, в игру «Испорченный телефон». В чем ее суть?
Один ребенок читает стихотворение, а другой показывает его содержание руками, жестами, телодвижениями или только пальцами. Сначала детям нужно потренироваться, например, на тексте «Вышел зайчик погулять».
Предварительно нужно договориться, что счет будет показывать количеством пальцев, а перемещение персонажей - их движением по столу. А также обговаривается, из каких знакомых детям стихотворений «передача». Так, кто угадал первым, становится телеведущим.
С детьми 5-6 лет полезно играть в театр теней.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но также кисти рук приспосабливают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Помните, что успешность выполнения заданий может не совпадать с возможностями и желаниями ребенка. Не показывайте ребенку своего огорчения или недовольство, если он не может справиться с заданием. Будьте терпеливы. Находите плюсы в любом результате.
Но нужно помнить, что пальчиковые упражнения будут эффективны только при ежедневных занятиях не менее 5 минут.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Практические рекомендации для родителей
по использованию массажера су-джок
в развитии мелкой моторики рук детей.
« Массаж пальцев рук «Су-джок»
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и ваш малыш охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.
Сказка «Маленький ежик» (по мотивам песенки «Маленький ежик»)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине листок несет. (соединить ладошки)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке,
Я боюсь одну лису – «фух». затем в другом)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине грибок несет. (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик сначала в одном кулачке,
Я боюсь одну лису – «фух». затем в другом)
Маленький ежик, (зажать шарик в ладошке)
Четверо ножек. (раскрыть ладошки)
Ежик по лесу идет (катать шарик по ладошке прямыми движениями)
На спине лису несет. (зажать шарик между ладошками)
И кряхтит, пыхтит и фыркает он - «Фыр», (зажимать, разжимать шарик в ладошке)
Все-равно тебя я к норке донесу. (катать шарик по ладошке круговыми движениями)
Самый сильный я в лесу, (зажать шарик между ладошками)
Победил саму лису!
Сказка «Ежик на прогулке» |
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга. Жил - да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ней) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). |
Сказка «Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (шарик между ладошками).
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Для того чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребенка, вам предлагается схема массажа со стихами. Специально подобранные словесные игры помогут вам и вашим детям с наибольшим интересом проводить данную процедуру.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка. 1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю; 2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час.
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук; 4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание): Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел. 5. Разминаем бугор под большим пальцем; 6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони; 7. Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях; 8. Разминаем ладонь кулаком: Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне, по полу ползет. Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить. 9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»); 10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими: Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул. (Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы). 11. Разминаем руку от запястья до локтя; 12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга: Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика. 13. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
«Колючие иголочки»
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Или
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Речевой материал для самомассажа су-джок.
1. Упражнения с использованием массажного шарика.
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. | Круговое вращение шарика вправо между ладонями с увеличением радиуса. |
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой. | Вращение в обратную сторону с уменьшением радиуса. |
Слива
Сливу я держу в руке, Зажимаю в кулаке. Разжимаю, зажимаю | Зажать шарик в кулаке. Разжать, зажать. |
И ладонями катаю. | Покатать между ладонями. |
Компот
Будем мы варить компот, Фруктов много нужно. Вот: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Ветер
Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: | Прокатывания шарика между ладонями. |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Ветер бросил на тропинку. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Коза
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Медленное прокатывание шарика между ладонями. |
За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Быстрое прокатывание шарика между ладонями. |
Птицы
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – соловушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Птички, птички, по домам. | Быстрое прокатывание шарика между ладонями. |
Машина каша
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам, И в корытце – поросятам. | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждую строчку) |
Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Ёлка
Перед нами елочка: | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца (на каждое слово) |
Звезды, человечки. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем! Тесто жмем, жмем, жмем! | Перекладывать шарик из руки в руку, слегка зажимая его. |
После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим! | Прокатывание шарика между ладонями вперед – назад. |
Колечко
На узорное крылечко Кто-то уронил колечко. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. | Прокатывание шарика между ладонями вперед – назад. |
Дети смотрят там и тут, Но колечка не найдут. | Прокатывание шарика между ладонями вверх – вниз. |
Машина
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, | Прокатывание шарика по каждому пальцу, начиная с мизинца сначала по левой руке, потом по правой (на каждые два слова). |
Шла машина заводная. | Круговые вращения шарика между ладонями. |
2. Упражнения с использованием массажного кольца.
Лесной дом
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. | Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца (мизинец – мизинец, безымянный – безымянный…) на каждое двустишие. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | «Дом» - ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
Гриб
Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. А этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. | Массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца. |
Новые кроссовки
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки. | Массаж пальцев кольцом на обеих руках: по два пальца (1мизинец – 2 мизинец, 1 безымянный – 2 безымянный…) на каждое двустишие. Шагают по стулу указательным и средним пальцами обеих рук. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Консультация для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук
у детей раннего и младшего
дошкольного возраста»
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
2014 года
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..», «Ладушки-ладушки» и т.п.), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
- Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором.
- Складывание матрешек.
- Игра с вкладышами.
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Шить, вязать на спицах.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
Мы морковку трем,
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(имитируют посыпание соли из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
В кадку все утрамбовали,
(потирают кулак о кулак).
Сверху грузиком прижали.
(ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
«Зайчик»
Жил-был зайчик (Хлопают в ладоши)
Длинные ушки, (Указательный и средний показывают ушки)
Отморозил зайчик (Сжимают и разжимают пальцы)
Носик на опушке. (Трут нос)
Отморозил носик, (Сжимают пальцы)
Отморозил хвостик (Гладят хвостик)
И поехал греться (Крутят руль)
К ребятишкам в гости.
«Вышла курочка»
Вышла курочка гулять (Пальчики шагают)
Свежей травки пощипать, (Щиплют всеми пальцами)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки. (Бегут всеми пальчиками)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (Хлопают в ладоши)
Не ходите далеко! (Грозят пальчиками)
Лапками гребите, (Гребут пальцами как граблями)
Зёрнышки ищите! (Собирают зёрна)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Родительское собрание
«Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
г. Когалым
Тема: Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
- Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;
- Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Форма проведения: собрание-практикум.
Участники: воспитатели группы, родители.
Подготовительная работа:
- подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- подбор слайдов с пальчиковыми играми;
- организация выставки развивающих игр.
Оборудование: плакаты с высказываниями:
- «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» (В.А.Сухомлинский).
- «Рука-это инструмент всех инструментов»(Аристотель).
- «Рука является вышедшим наружу мозгом человека» (И. Кант).
- листы бумаги, фломастеры;
- косточки от персиков, краски, кисточки, салфетки, стаканчик с водой;
- картинки со шнуровкой, картон, ножницы, клей, дырокол, скотч, шнурки;
- слайды с фотографиями играющих детей;
- описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики в папке-передвижке «Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»;
- буклет-памятка «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».
Ход собрания
1.Вводная часть.
1. Представление воспитателем темы собрания.
2. Просмотр слайдов пребывания детей в ДОУ с целью привлечения внимания родителей к особенностям развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
2. Основная часть.
1.Сообщение воспитателя Сулеймановой А.И. «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста», сопровождаемое показом и аннотацией папки-передвижки по теме «Развитие мелкой моторики».
2. Рекомендации и демонстрация с показом и объяснением методов проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук, приемлемых в домашней повседневной жизни.
3.Сообщение воспитателя Синькевич С.С. «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».
4.Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью рисования ладошками».
5.Мастер-класс «Как сделать игру-шнуровку и игру-мозаику из косточек персика».
3. Разное .
1. Представление родителям подборки педагогической литературы с краткой аннотацией книг.
2. Общие вопросы.
4. Подведение итогов.
1. Анкетирование родителей с целью определения проблем по теме собрания.
2. Подведение итогов собрания, занесение их в протокол собрания.
Приложение 1
Брошюра
«Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»
Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».
Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьми.
Потешки с жестами.
Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.
Прилетели птички
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк, волк!
Он зубами щёлк, щёлк!
***
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает!
***
Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поёт, и пляшет!
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
***
Сорока-белобока,
Где была?
-Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
Детки, вы детки,
Собирайте щепки!
Наварю я кашки
Золотые чашки!
***
Ты пляши, пляши, пляши!
Ах, как ножки хороши!
Хороши, не хороши,
Всё равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки хохочи!
Поскакушки поскачи!
***
Поехали-поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенёчкам и кусточкам,
Зелёненьким листочкам.
В ямку – бух!
Приложение 2
Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук
у ребенка»
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», <Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.) Особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий — в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.
Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о формах такого развития, их можно применять и дома:
- работа с раскрасками — штриховка;
- пальчиковая гимнастика шнуровка;
- игры с конструктором, мозаикой;
- лепка из глины и пластилина;
- нанизывание крупных бус;
- сматывание цветных ниток в клубочки.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры), некоторые из которых представлены на нашей выставке, с ней вы можете познакомиться после собрания.
Подробнее остановлюсь на играх-шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:
— развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
— развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
— способствуют развитию речи;
— развивают творческие способности;
— косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир руками не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и дошкольникам. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредоточиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого-нибудь еще деревянного предмета с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться задолго до поступления в школу.
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо — сложный навык, основанный на выполнении тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму; создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».
Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.
- ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)
- Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)
- Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
(нужное подчеркните)
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
- Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)
Да, потому что ...
Нет, потому что...
Затрудняюсь ответить.
- Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
Знаю.
Смутно представляю.
Не знаю.
- Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)
- Имеются ли дома у Вас
специальные пособия,
игры,
литература по данной теме?
(нужное подчеркните)
- Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?
(нужное подчеркните)
- Шнуровки.
- Вкладыши.
- Кубики (пластмассовые или деревянные).
- Мелкий конструктор.
- Дидактические кубы.
- Мозаики.
- Пазлы, разрезные картинки.
- Пирамидки.
-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).
- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.
9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
Да.
Иногда.
Нет.
- Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).
- Укажите ведущую руку Вашего малыша
(нужное подчеркните)
Правая.
Левая.
Обе.
Затрудняюсь ответить.
- Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)
- Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом в данном направлении и предлагаем принять участие в семинаре-практикуме на тему: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи».
- Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...