Адаптированная коррекционно-развивающая программа (В.И. Ганичева)
методическая разработка по теме
Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.
У ребенка есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находиться в напряжении, нервная система работает с перегрузками. И чем больше у ребенка расстройств, тем меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходиться. Так как ребенок может ощущать жизнь только через физическое существование, то отчуждение от своего тела ведет к межличностной отчужденности.
На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т. е. развивает чувство эмпатии. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде. Поэтому большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. На основе этого подхода построена коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», которая позволяет создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.
Включение телесно-ориентированных психотехник на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит и оказывает ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.
Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную.
Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ganicheva.doc | 116 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю___________________/Зам. по ВМР Андреева Г.А./
01.10.11 г.
Перспективный план коррекционно-
развивающей работы с детьми старшей и
подготовительной группами по программе
И.В. Ганичевой «Телесно-ориентированные подходы в психокор-
рекционной и развивающей работе с детьми»
на 2011-2012 учебный год
Разработала:
Киселева Н.В., педагог-психолог
МДОУ ЦРР д/с «Белоснежка»
Месяц | Задачи | 1 год обучения (5-6 лет) | 2 год обучения (6-7 лет) | Оборудование | ||
Тема | Мяч | |||||
Октябрь
| 1. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей. 2. Знакомство с группой. 3. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя. | Диагностика 1. Вводное занятие с 8. | ||||
Ноябрь | 1. Познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира. 2. Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им. 3. Ознакомить детей со строением и основными частями тела. 4. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память. | Блок «Я и мои помощники» | Коробка с мелкими предметами; сенсорные дощечки; магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, звуков природы; небольшие кусочки овощей и фруктов, сахар, соль; листы бумаги, простые и цветные карандаши; | |||
2. Органы чувств с.10 3. Ориентировка в схеме тела с.13 4. Ориентировка в схеме тела с.13 (продолжение) 5. Контакт с телом с.17 | ||||||
1. Помочь осознать телесную активность в процессе межличностного взаимодействия. 2. Развивать невербальную коммуникацию: мимику, жестикуляцию. | 2. Тело в контакте с. 22 3. Тело в контакте с. 22 (продолжение) 4. Развитие невербальной коммуникации с.26 | Предметы с различными поверхностями – мягкими и жёсткими, холодными и тёплыми, гладкими и шершавыми; мелкие предметы: камешки, желуди, орехи, шишки, ракушки. | ||||
Блок «Эмоциональная сфера» | ||||||
5. Злость, гнев с. 38 | ||||||
Декабрь
| 1. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память 2. Знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть). 3. Учить определять чувства и эмоции по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику. 4. Обучение самоконтролю за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования. 5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, учит выражать настроение мимикой и пантомимикой. 6. Развивать чувство эмпатии. | 6. Контакт с телом с. 17 (продолжение) 7. Контакт с телом с. 17 (продолжение) | Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов; магнитофон с записью весёлой и грустной музыки; лист ватмана, набор карандашей; предмет-символ (свеча, сердечко из ткани). | |||
Блок «Эмоциональная сфера» | ||||||
8.Ознакомление с эмоциями с. 28 9. Радость, грусть с. 31
| ||||||
1. Ознакомить с чувствами злости, гнева и страха с формами их выражения. 2. Учить осознавать и выражать чувства злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций. 3. Обучить умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику. | 6. Злость, гнев с. 40 7. Злость, гнев с. 40 (продолжение) 8. Страх с. 44 9. Страх с. 47 (продолжение) | Старые газеты, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», большое зеркало, мягкие игрушки – щенок, медвежонок, медведь, кукла-«страшилка», листы бумаги, простые и цветные карандаши. | ||||
Январь | 1. Определение чувств и эмоций по телесным проявлениям - через мимику и пантомимику. Продолжить работу над развитием самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятием собственных эмоциональных реакций и способов реагирования. 2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. 3. Ознакомить детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах. | 10. Радость, грусть с. 31 (продолжение) 11. Обида с. 35 12. Обида с. 35 (продолжение) | Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов; магнитофон с записью весёлой и грустной музыки; лист ватмана, набор карандашей; предмет-символ (свеча, сердечко из ткани), карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «Обида», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики. | |||
| 1. Учить развивать координацию движений. 2. способствовать психическому и физическому оздоровлению. 3. Учить вырабатывать умения устанавливать оптимальные контакты с окружающей средой. | Развитие крупной моторики (макроуровень) | ||||
10. Хатха-йога с. 56 11. Хатха-йога с. 59 (продолжение) 12. Хатха-йога с. 62 | ||||||
Февраль Февраль | 1. Развивать равновесие, баланс тела, умения владеть своим телом на осознанном уровне. 2. Способствовать укреплению и развитию психического и физического здоровья детей. 3. Развивать навыки межличностного взаимодействия. 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Блок «Развитие крупной моторики» (макроуровень) 13. Развитие координации, равновесия с. 51 | Мешочки с песком, теннисные мячи (резиновые игрушки), монеты, четки, палочки, карандаши, шары. | |||
14. Развитие координации, равновесия с. 51 (продолжение) 15. Парные упражнения с 55 | ||||||
Блок «Развитие мелкой моторики» (микроуровень) | ||||||
16. Пальчиковая гимнастика и массаж. Работа с мелкими предметами. Упражнения с монетами с. 70 | ||||||
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей. 3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы. |
| Блок «Развитие мелкой моторики» (микроуровень) | Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами. | |||
13. Мудры с. 78 14. Мудры с. 81 (продолжение) 15. Штриховка с. 83 | ||||||
Блок «Развитие моторики» (средний уровень) | ||||||
16.Упражнения с палочками с.89 | ||||||
Март
Март | 1. Продолжать обучению развития мелкой моторики пальцев рук. 2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей. 3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы. 4. Регулирование психофизиологического состояния детей. | 17. Упражнения с палочками и карандашами с. 74 18. Упражнения с палочками и карандашами с. 74 (продолжение) 19. Упражнение с шарами с. 76 20. Упражнение с шарами с. 77 (продолжение) | Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами, наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью, мячи. | |||
1. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы. 2. Учить достигать состояние расслабления. 3. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений. | 17. Упражнения с мячами с. 92 18. Упражнения с мячами с.94 (продолжение) 19. Упражнения с мячами с.95 (продолжение) | Теннисные мячи. | ||||
Блок «Развитие зрительного анализатора» | ||||||
20. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 96 | ||||||
Апрель Апрель | 1. Учить снимать мышечные зажимы через использование телесно-ориентированной терапии. 2. Обучать дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела. 3. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей. | Блок «Работа с сегментами тела» 21. Последовательная проработка сегментов тела (глаза) с. 102 22. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104 | ||||
23. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104 (продолжение) 24. Последовательная проработка сегментов тела (шея) с. 107 | ||||||
1. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений. 2. Учить приёмам правильного дыхания и расслаблению мышц тела. 3. Учить активизации отдельных систем организма. 4. Обучать снятию эмоционально-психического напряжения, повышать двигательную активность. | 21. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 98 (продолжение) | |||||
Блок «Основы саморегуляции» | ||||||
22. Дыхание с. 120 23. Массаж с. 123 24. Растяжка с. 126 | ||||||
Май
| 1. Снятие мышечных зажимов через использование телесно-ориентированной терапии. 2. Обучение дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела. 3. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей. | 25. Последовательная проработка сегментов тела (грудь) с. 109 26. Последовательная проработка сегментов тела (диафрагма) с. 111 27. Последовательная проработка сегментов тела (живот, таз) с. 113 Диагностика | Бумага, глина, мяч. | |||
1. Обучать снятию эмоционально-психического напряжения, повышать двигательную активность. 2. Обучать снятию напряжения, умению расслабляться. | 25. Растяжка с. 130 (продолжение) 26. Постизомтрическая релаксация (ПИРС) Диагностика |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка (для учащихся)
Автор материала (ФИ) | Панфилова Ангелина Сергеевна |
Класс | 11 «А» |
Учитель (ФИО) | Учитель истории Нечипуренко Светлана Николаевна |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ №20 |
Название материала | Буклет «Отечественная война 1812 года» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | Презентация, учебный видеофильм, буклет |
Цели, Задачи материала | Цель: информационная, знакомство с причинами отечественной войны 1812 года, планами сторон, основными этапами, причинами победы русского народа. Задачи: пропаганда знаний о победе русского войска в Отечественной войне 1812 года, воспитание патриотизма, любви к Родине |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | Кириллов В.В. История в схемах и таблицах http://uristinfo.net/istorija-rf/72-istorija-rossii-s-drevnih-vremen-do-kontsa-hh-vekа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»
Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...
Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью
Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
адаптированная коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ
Программа составлена для детей с ОВЗhttps://disk.yandex.ru/d/imjMA4fHOJQUZg...