Влияние индивидуальных особенностей детей на планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
статья по психологии (подготовительная группа)

В данной статье рассмотрены условия для достижения детьми дошкольного возраста своего уровня актуального развития. Сделан акцент на игре как ключевом факторе психолого-педагогической коррекции. Предложены рекомендации по составлению тематического плана групповых занятий по развитию эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Д.А. Музалева,

педагог-психолог МБОУ Центр «Росток»

Тема возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Не исключением является также педагогическая психология, где важность учёта возрастных особенностей детей играет важную роль в эффективности педагогического процесса. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Учёт возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов.

К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. При осуществлении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками необходимо создание особых условий для реализации ребенком своего уровня актуального развития.

Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого [2, с. 378]. Ребёнок дошкольного возраста учится спонтанно тому, что он считает нужным и интересным. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребёнка. Педагогу-психологу необходимо создавать такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения.

На этапе психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое исследование, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей. На основе полученных результатов в дальнейшем происходит разработка коррекционно-развивающей программы для индивидуальной и групповой работы.

Очень важную роль в процессе психолого-педагогической коррекции занимает детская игра. Она создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому именно она обеспечивает те условия и те особенности организации работы педагога-психолога, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка [1, c. 101].

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Существование индивидуальных различий между людьми – очевидный факт. Выдающиеся психологи двадцатого века – Л.С. Выготский и Ж. Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребёнок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, восприятие окружающего мира. Поэтому организация психолого-педагогической работы должна быть ориентирована на особенности современных детей [2, c. 380].

Одной из наиболее важных в деятельности педагога-психолога является следующая цель: создание благоприятных условий, направленных на развитие возрастных и индивидуальных возможностей детей. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребёнку.

Список литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2021. - 320 с
  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т. 4: Детская психология / Под ред. и с послесл. Д.Б. Эльконина. - 2019. - 432 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий

Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)

Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Проблема индивидуализации обучения много аспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения. Известно, что эффективным является то обучение, при...

Составление визуального портфолио, как средство выявления индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и форма работы в адаптационный период

Все дети разные, и каждый ребенок уникален. Мы - взрослые можем обратить эту уникальность во благо ребенка. Либо во вред. Очень часто среди бытовых забот и необходимости воспитывать и к...