Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности.»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 10.11 – 14.11.2014г.
2 сессия: 24.11 – 28.11.2014г.
Выполнила:
Никифорова Оксана Юрьевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР детский сад № 463
г.о. Самара
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования.
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим результатом работы образовательного учреждения любого уровня должна быть творческая, успешная личность, готовая проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) направлен на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его личностного развития, на развитие его творческих способностей. И одним из направлений является развитие его воображения и творческой активности. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала, в наибольшей степени способствует художественно – эстетическое воспитание.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОО является развитие у детей воображения и творческой активности.
Психологический словарь трактует термин воображение, как способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Творческая активность – это желание и умение детьми проявлять себя в различных ситуациях, используя полученные знания, накопленный опыт. В нашей работе мы делаем акцент на театрализованной деятельности. В процессе театрализованной деятельности, ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию и воображение.
В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония), не понимая, что театральное искусство близко и понятно, знакомо как детям, так и взрослым, так как театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение.
Стандарт выделяет основные принципы для развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста:
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) сотрудничество Организации с семьёй;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
6) развитие воображения и творческой активности.
Тема «Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что на лицо противоречия, между требованиями со стороны государства и реальными возможностями дошкольного учреждения.
При выстраивании системы работы по развитию у дошкольников воображения и творческой активности существуют недостатки.
Недостатки в результатах:
- дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;
- у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;
- у детей недостаточный интерес к познанию;
- творческие способности не развиваются в полной мере;
- ребёнок не проявляет интерес к театрализованной деятельности.
Недостатки в процессе:
- недостаточно разработок, средств, способствующих формированию у детей начальных представлений о театре;
- недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, с психологом, логопедом, воспитателями и другими педагогами ДОО.
Недостатки в условиях:
- недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к театрализованной деятельности;
- недостаточно разработок, рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды и соответствующего методического обеспечения;
- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Работа по реализации воображения и творчества посредством театрализованной деятельности ведётся, но она не достаточно эффективная, что позволяет выявить противоречия:
- формирование творческой активности требует использования деталей костюмов, декораций, атрибутов, пособий, но ДОУ не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;
- формирование воображения и творческой активности так же требует совместного участия детей и родителей в НОД, однако эти совместные виды деятельности и формы работы не запланированы в годовом плане.
Для разрешения данных противоречий необходимо создание в ДОО условий для развития воображения и творческой активности детей посредством театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. В основном процессе (в работе) педагог должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, надо иметь помощников - необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями, воспитателями и администрацией детского сада.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, участников по совместной деятельности. | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального). | Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). Проявляют активное участие в инсценировках, музыкальных этюдах. |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Старается разрешать конфликты. | Становление дружелюбного отношения к своим товарищам, к педагогам. Формирования позитивных установок к различным видам творчества. | Дети уважают себя и своих сверстников, активно участвуют в совместных постановках со взрослыми. С удовольствием выступают перед детьми других групп и садов. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. | Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы. Овладение основными приёмами передачи художественных образов. | Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся передать образы героев сказок в движении. Активно принимают участие в играх. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, | Владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества. | Дети выразительно рассказывают стихи, поют песни, делятся своими впечатлениями со сверстниками. |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы). Понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. | Активно участвуют в театрализованной деятельности. Проявляют желание попробовать себя в разных ролях. Самостоятельно придумывает как можно передать образ того или иного героя. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, возникает необходимость внесения изменений в образовательный процесс. Необходимо включить театрализованную деятельность в общую систему воспитательно -образовательного процесса, успешность и результативность которого будет зависеть прежде всего от сотрудничества всех педагогов в данном направлении. А. Разработать программу кружковой работы по театрализованной деятельности, целью которой станет развитие творческих способностей, воображения и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности. Чтобы достичь данную цель необходимо поставить и решить задачи:
- ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др);
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
- воспитывать артистичные качества и формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
- развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
- развивать память, внимание, воображение, фантазию;
- формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр;
- создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
- Воспитание коммуникативных способностей детей.
Б. Необходимо разработать модель театрального кружка:
1. Речевая разминка:
- развитие речевого дыхания, формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции;
- упражнения на развитие речевого дыхания;
- дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);
- дидактические игры.
2. Новая информация. Способы её подачи:
- Использование театрализованных фрагментов;
- Беседы – диалоги;
3. Физкультминутка
4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
5. Подведение итогов. Анализ деятельности.
В. Выделить основные формы работы:
- Театрализованные игры.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Ситуация общения.
- Игровые упражнения на умение высказываться.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок,спектаклей, с дальнейшим показом зрителям);
- Чтение литературы.
- Оформление альбома о театре.
Г. Необходима взаимосвязь работы с родителями по реализации программы театрализованной деятельности.
- анкетирование «Нужна ли театрализованная деятельность в ДОУ»;
- памятка для родителей «Как организовать театр дома? Изготовление буклета «Играем дома с родителями.»;
- совместное участие в постановке сказки;
- фото стенд «Театральная семья»;
- конкурс-выставка «Куклы своими руками»;
- консультация для родителей «Артистами не рождаются, а становятся»;
Благодаря совместно проведенной работе педагога с родителями и детьми, у детей сформируются системные знания о разнообразии видов театра, актерского мастерства, что будет способствовать развитию театральных способностей.
Д. Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей проводится в виде творческих заданий:
- на обыгрывание ситуаций;
- на владение приёмов кукловождения;
- драматизация фрагмента знакомой сказки;
- сочинение сказки;
Ожидаемые результаты :
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.
Так как программа кружковой работы по театрализованной деятельности является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям, а иногда и детям других ДОУ. В результате таких мероприятий у выступающих детей повышается самооценка, проявляется творческая активность.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
- организовать методические объединения и мастер классы по театрализованной деятельности;
- педагогические советы на данную тему, выступление педагогов с целью обмена опытом в сфере театральной деятельности;
- создание творческих объединений педагогов.
Научно – методические:
- календарно – тематическое планирование работы;
- разработать план совместной деятельности с психологом, логопедом и другими педагогами;
- кружковая работа;
- пригласить воспитанников других ДОУ на театрализованное представление;
- буклеты для родителей;
- совместное посещение театров.
Материально-технические:
- Для реализации намеченных задач необходимо: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, фланелеграф, теневой театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, детские и взрослые костюмы для спектаклей, ширма и декорации, музыкальный центр, ноутбук, проектор, видеоаппаратура, синтезатор, методическая литература;
- повышение уровня знаний в области развития воображения и творческой активности через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;
Нормативно – правовые:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Семейный Кодекс;
- ФГОС ДО
Информационные:
- интернет-ресурсы (www.nsportal.ru, www.maam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по заданной теме;
- на сайте детского сада регулярно размещать информацию, фотоотчёты о проведённых театрализованных постановках, делиться опытом с другими педагогами.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Смешарики в театре»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
Цель пособия: закрепить знания детей о театре, как об отдельном виде искусства
Задачи пособия:
- активизировать интерес к театральному искусству;
- формировать представления детей о театральных профессиях;
- закрепить знания детей о театрах нашего города;
- закрепить с детьми правила поведения в театре;
- Алгоритм работы со слайдами:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает потребность в формиров...
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – период активного развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным...
Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра
Консультация для педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра...
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...
«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...