Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи
Дошкольный возраст – период активного развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.Факторы, влияющие на развитие речи дошкольника - индивидуальные особенности личности, семья, речевая среда, социальное окружение.Развитие речи включает в себя 5 составляющих , которые взаимосвязаны и взаимопроникающи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolosova_n.v.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образ – единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций. Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть разного «качества», например связанные с эмоциональным состоянием человека или важным событием… Таким значимым событием для всех россиян стали XXII Олимпийские игры в Сочи. Главный секрет мнемотехники – преобразование информации в образы
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период активного развития всех сторон речи Так громко и чётко, эмоционально и выразительно прокричать: «Россия, вперёд!» - невозможно без определённой работы по развитию речи
Цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Факторы, влияющие на развитие речи дошкольника Индивидуальные особенности личности Семья Речевая среда С оциальное окружение
Развитие речи включает в себя 5 составляющих , которые взаимосвязаны и взаимопроникающи, также как объединены на Олимпиаде все страны и континенты ФОНЕТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
Фонетическая подсистема = звуковая культура речи - звуковая сторона речи, развитие правильного произношения, интонационное оформление высказывания Болельщики всех стран отчётливо, выразительно, с разнообразными интонациями поддерживают своих спортсменов
Звуковая культура речи Развитие речевого слуха Развитие речевого дыхания Овладение средствами звуковой выразительности (тон речи, тембр голоса, темп речи, ударение, сила голоса Обучение правильному произношению, выработка чёткой дикции Культура речевого поведения: умение пользоваться средствами звуковой выразительности
3-4 года: - литературная речь взрослого – лучший образец; - звукоподражательные упражнения; упражнение в правильном произношении гласных звуков; развитие речевого дыхания, слухового внимания. 4- 5 лет: -развитие правильного произношения и дикции, интонационной выразительности; -развитие фонематического слуха и совершенствование речевого дыхания; развитие интонационной выразительности и темпа речи; упражнения на отыскание в словах заданного звука, на различение слова и звука; подбор «слов-друзей» (рифмовки); работа над силой голоса, варьирование темпа речи. Основные направления работы по ЗКР
5-6 лет: -дифференциация шипящих, свистящих, сонорных звуков, закрепление их произношения; - отчётливая речь становится нормой; - совершенствование слухового восприятия; - развитие фонематического слуха; - использование в речи средств интонационной выразительности; - упражнение в правильном произнесении звуков, слов, употреблении ударений в словах. 6-7 лет: упражнение в правильности проставления словесного ударения; работа над индивидуальными недостатками речи (умение управлять голосом, интонационная выразительность, темп речи, развитие речевого слуха и внимания)
Лексическая подсистема = формирование словаря - смысловая, семантическая сторона речи, понимание значения слова, как основной единицы языка Обогащение словаря, как и несомненное обогащение Олимпиады новыми видами спорта на грани возможностей человека, раскрывает возможности языка, многозначность слова и, в конечном итоге, потенциал ребёнка. Слоупстайл во фристайле Параллельный слалом Скелетон Слоупстайл в сноубординге
Словарная работа Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений Работа над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры ) Закрепление и активизация словаря, употребление многозначных слов в соответствии с контекстом Обогащение представлений об окружающем, расширение словаря Вычленение в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесное обозначение
Основные направления работы 3-4 года: - организация развивающей среды; -расширение личного опыта ребёнка, познание окружающего и обогащение словаря; -побуждающие ответ ребёнка вопросы; -ответ на каждый вопрос ребёнка. 4-5 лет: -удовлетворение детской любознательности; -познание окружающего через наглядность; -словесное описание; -упражнение в подборе соответствующих предмету действий; -элементарное обобщение, объединение предметов в родовые категории; -логические упражнения на узнавание и называние предметов, выделение признаков, обобщение, группировку, определение сходства и различия.
5-6 лет: обобщение признаков предмета и выделение существенных из них; сравнение и сопоставление сходных и различных предметов; свободное использование обобщающих слов (после перечисления предметов, после исключения «лишнего», через противопоставление); развитие смысловой стороны речи: употребление обобщающих слов, синонимов, антонимов; различение оттенков значений слов, употребление слов в разных значениях; выбор точных, подходящих выражений. 6-7 лет: использование точных выразительных слов для передачи своих эмоций, впечатлений, представлений; упражнение в объяснении малоизвестных значений многозначных слов, правильном сочетании слов по смыслу, употреблении видовых родовых понятий; выделение в предложениях слов, близких или противоположных по смыслу; правильная оценка переносного смысла слов в пословицах, поговорках.
Грамматическая подсистема = формирование грамматического строя речи - формирование языковых обобщений Формирование морфологической стороны речи, развитие лексико-грамматического строя – это согласование в словосочетании, предложении по своим законам, иначе речь будет малопонятна. Только чёткие согласованные действия спортсменов в команде приносят победу! Масс-старт 50 км Биатлон
Формирование грамматического строя речи С огласование и изменение слов по родам, числам, падежам и в предложениях разного типа Освоение разных способов словообразования О бучение умению строить словосочетания и простые, распространённые и сложные предложений Освоение трудных грамматических форм, выработка грамматических навыков и умений, исправление грамматических ошибок.
Основные направления работы 3-4 года: употребление в речи ед. и мн. числа; правильное употребление слов, обозначающих детёнышей; согласование сущ. и прилагательных, глагола во времени и существительного; употребление предлогов; разные варианты интонационной выразительности. 4-5 лет: упражнение в употреблении родительного падежа мн.числа существительных, глаголов повелительного наклонения, в назывании предметов; словотворчество («неологизмы»); упражнение в согласовании слов в предложении; грамматическое оформление речевых высказываний в дидактических играх, во время рассказывания.
5-6 лет: активное словотворчество, словоизменение и словообразование, создание неологизмов; установление причинно-следственных и временных связей при рассматривании объектов ; формирование умения анализировать, систематизировать и обобщать; «сочинения» любимому герою, маме, друзьям; использование прямой и косвенной речи; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; правильное использование существительных ед. и мн. числа в родительном падеже; употребление в речи сложноподчинённых предложений 6-7 лет: - усвоение способов словообразования всех частей речи; - правильное изменение и согласование слова в предложении; создание трудных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов; использование в речи сложных (союзных и бессоюзных) предложений; - критическое отношение к своим грамматическим ошибкам
Коммуникативная подсистема = развитие связной речи и речевого общения, развитие диалогической и монологической речи Фигурное катание – это всегда маленькая история или рассказ, внутренний монолог или диалог со зрителем. Одиночное катание Парное катание
Развитие диалогической и монологической речи Формирование представлений о структуре в каждом типе текста , средствах связи между предложениями Представление о роли точного отбора лексических, грамматических и смысловых средств Развитие качеств речи: связность и целостность
Основные направления развития связной речи 3-4 года: -ответы на вопросы, как подготовка к монологической речи; -пересказ сказок, маленьких рассказов с помощью взрослого; -упражнение в рассказывании; -игры на сравнение предметов; - инициативная речь ребёнка. 4-5 лет: -пересказ литературного произведения с выразительной передачей диалога действующих лиц, краткое изложение происшедшего; - рассказ по картинке, в том числе связанный с личным опытом ребёнка; - описательный рассказ; рассказ из личного опыта, самостоятельное рассказывание
5-6 лет: -хорошее понимание прочитанного, ответы на вопросы, пересказ сказок, коротких рассказов целиком, больших рассказов по частям грамматически правильно и полно с характеристикой действий персонажей, качеств и состояний объектов и явлений; - совместное рассказывание по предварительному сговору; - творческие самостоятельные рассказы; -рассказы по картине, предмете, из личного опыта, по серии картин с завязкой, кульминацией и развязкой; - выделение главного и существенного, частностей и деталей в картине. 6-7 лет: -хорошо развитая диалогическая речь: ответы на вопросы, формулирование вопросов, подача реплик; -свободное использование вопросительных и восклицательных интонаций, выражение удивления, просьбы, сопровождение речи жестами и мимикой ; -содержательное, грамматически правильное, последовательное и связное построение речи при пересказах и самостоятельном рассказывании; -пересказ литературных произведений; - описание пейзажа, событий, сравнение картин; - активное использование определений; - различные варианты творческих рассказов.
Фонематическая подсистема = подготовка к обучению грамоте - формирование способности к анализу и синтезу речи, звукобуквенному анализу Формирование способности к анализу и синтезу является необходимым компонентом развития фонематической подсистемы. В таком виде спорта, как кёрлинг, умение анализировать ситуацию, синтезировать варианты помогает найти правильное решение. Кёрлинг Схема слова «кот»
Подготовка к обучению грамоте Звуковой анализ слов Сознательное оперирование языком Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений Слоговой анализ, анализ словесного состава предложения
Основные направления работы 5-6 лет: - анализ звукового состава слова, сравнение по количеству звуков; - анализ звуков по их качественной характеристике; - понятия «слог», «слово», «звук»; - вычленение предложения из речевого потока, анализ его словесного состава. 6-7 лет: - знание всех букв алфавита; - звуковой анализ слов; - анализ предложений по словесному составу; - составление предложений из слов и букв; - чтение по слогам и целыми словами несложных текстов
Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда, литературная речь воспитателя Обучение родной речи и языку (НОД) Художественная литература Различные виды искусства: изобразительное, музыка, театр (основа одна- развитие речи, всё взаимосвязано и необходимо для полноценного овладения воспитанниками норм речи)
Высокий уровень развития речи дошкольника – Свободное пользование лексикой и грамматикой Знание норм и правил речевого этикета Элементарное владение грамотой Развитая культура общения это пьедестал
Литература 3. Станислав Матвеев «Феноменальная память. Эффективные методы запоминания информации» 2 . О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», ВЛАДОС 1. «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста » под ред. О.М.Дьяченко, Москва, 1999
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает потребность в формиров...
Система работы по развитию речи детей раннего возраста
Цели и задачи работы с детьми 2-3 лет...
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...
Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра
Консультация для педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра...
Система работа по развитию речи старшего дошкольного возраста
Содержание1. Методические особенности организации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста1.1. Особенности развития речи старших дошкольников1.2. Система работы по развитию речи2. Ли...