Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
статья по развитию речи на тему
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами, выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_konkova_o.a_.docx | 620.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конькова Ольга Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ Краснозёрский детский сад № 2 комбинированного вида
Краснозерского района Новосибирской области
Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами, выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в том числе и продуктивная, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности, поэтому значение рисования и конструирования велико и многогранно. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами — это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
Продуктивные виды деятельности являются благодатной почвой для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает. Занятия аппликацией, рисованием, лепкой, художественным трудом - отражают и углубляют представления детей об окружающих предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности. Для детей лепка, аппликация, рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои работы, рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои "произведения искусства" среди множества других, даже через длительное время. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения. В процессе продуктивной деятельности активизируются сенсомоторное развитие ребенка, его пространственное восприятие, которые положительно воздействуют на развитие речи, а в целом помогают сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Организуя деятельность по данному направлению, я опиралась на ряд вариативных программ, методик и технологий, не противоречащих концепции программы «От рождения – до школы». Это программа И.А.Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», пособия З. А. Богатеевой, О. В. Дыбиной и др. При более углублённом изучении программного материала и методических пособий выяснила, что авторы дают рекомендации по работе с детьми в данном направлении, но чёткой системы работы нет. Поэтому и возникла необходимость разработки системы работы по данной теме. В процессе разработки основывалась:
1. На утверждении педагогов-практиков о том, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
2. Общение с окружающим и разнообразный практический опыт дошкольника с самого начала опосредован языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу.
3. Процесс изготовления продукта – поделки способствует развитию воображения, интеллектуальной активности, экспериментированию, возникновению ярких эмоций.
Система работы строится на принципе «от простого к сложному». Чтобы знакомство детей с новыми словами, с произведениями художественной литературы (заучивание потешек, стихотворений и т. д.) сопровождалось продуктивными видами деятельности, придерживалась и принципов постепенности, систематичности, связи с жизнью. Материал для работы с детьми по развитию речи был подобран и разработан в соответствии с комплексно- тематическим планированием: для каждой темы выбран определённый вид продуктивной деятельности. Основополагающим моментом является то, что продукт деятельности детей будет использоваться в качестве важного педагогического средства, направленного на развитие связной речи, а также будет стимулом к их свободному общению. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию, последующей продуктивной деятельности, для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей осваивать приёмы и способы изготовления поделок самостоятельно, обыгрывать и давать «вторую жизнь» своим поделкам.
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее навыки, оставляем больше времени для усложнения и стимулируем к игровому и деловому общению детей друг с другом.
Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностью применялись различные приемы: показ предмета, рисование или лепка предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Прежде всего, мы должны обращать внимание на свою речь, в связи с тем, что речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т. е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения продуктивной деятельности.
Наиболее эффективные методы, способствующие активизации речи детей и развитию свободного общения, используемые мною на данных занятиях – это:
-сравнительный анализ, поиск, беседы познавательного характера;
- проблемные вопросы, стимулирующие детей к высказываниям, объяснениям, доказательствам;
-речевые дидактические игры.
Речевые дидактические игры я использовала как часть занятия, как предварительная работа к занятиям и на закрепление полученного опыта. В основу данной системы работы с детьми был положен и проектный метод, который предполагает постановку проблемы, её обсуждение, совместный поиск информации и презентацию. Я убедилась на практике, что разработанная мною система работы по развитию речи дошкольников средствами продуктивной деятельности способствовала успешному формированию правильной речи дошкольников с элементами творчества. Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, видела в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Для них мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы:"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"...
Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...
Статья: "Система работы педагога по реализации проектной деятельности в ДОУ, и пути её совершенствования."
В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную, научную картину мира и данная интеграция служит средство...
Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников
Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...
Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...
Система работы по формированию навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
задачи. методы и приемы....
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...