Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stotya_2021.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.
Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие воображения и творческой активности. Что же организовать педагогический процесс таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение? Отсутствие системной работы, не разработанность проблемы развития воображения, и как следствие творческого активности.
Для решения этой проблемы необходимо следующие:
1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть:
- «Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.
- «Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.
- Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
- Обогатить игровую среду.
- Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.
Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания, помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.
В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской деятельности.
Таблица 1
Деятельность | Методы, приёмы, средства |
Игровая |
|
Коммуникативная |
«Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
|
Познавательно -исследовательская |
|
Изобразительная |
(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.)
«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты ...
фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.п. |
Музыкальная |
«Танец»: предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д. |
Восприятие художественной литературы |
|
Двигательная |
|
Литература:
1. Бакланова Т.И., Глебова А.О., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Киселёва С.Л., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Тропинки"- М.: Вентана-граф, 2015.
2. Глебова А.О., Салмина Н.Г., Милаева М.С.Воображаем, думаем, играем. -М.: Вентана-граф, 2015.
4. Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает потребность в формиров...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...
Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".
Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....
План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе с бумагой в различных видах детской деятельности"
Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования...