Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Поленова Надежда Тихоновна

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stotya_2021.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё это благодаря нашей фантазии. С фантазией же напрямую связана такая психологическая функция как воображение. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Однако в настоящее время наблюдается «обеднённость» детского воображения. Наши современные не доигравшие, не до фантазировавшие и не прошедшие уровни развития воображения дети, к сожалению, не смогут легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

Очевидно, что приоритетом в дошкольном образовании должно стать развитие воображения и творческой активности. Что же организовать педагогический процесс таким образом, чтобы развивать и обогащать детское воображение? Отсутствие системной работы, не разработанность проблемы развития воображения, и как следствие творческого активности.

Для решения этой проблемы необходимо следующие:

1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение ребенка с окружающими — источник его психического развития. От того, насколько оно будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал. Поэтому общение с детьми должно предполагать неожиданности и разные позиции. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть:

  • «Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.
  • «Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.
  • Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
  • Обогатить игровую среду.
  • Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.

Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания, помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.

В таблице 1 представлены методы и приёмы развития воображения во всех видах детской деятельности.

Таблица 1

Деятельность

Методы, приёмы, средства

Игровая

  • Использование игр с предметами заместителями не похожими на настоящие.
  • Использование в игре «подручных предметов»
  • Вовлечение детей в постановку детских мини-спектаклей для сверстников и малышей.
  • Придумывание новых правил к играм или своих игр, а также их изготовление.
  • Игры «Превращения»
  • Игры «Перевоплощения»

Коммуникативная

  • Использование словесных игр

«Составление предложений» Детям предлагается составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
«Небылицы» Каждому ребенку задается серия вопросов: Кто? С кем? Где? Когда? - Что делали? Детей просят отвечать необычно, чтобы получились невероятные небылицы.
«Чепуха» Ведущий предлагает игрокам задумать какое-нибудь слово (имя существительное). Затем педагог задаёт поочередно детям вопросы: Что ты ел? На чем летал? С кем ты дружишь? На чем спишь? Чем расчёсывался? и др. Отвечая на вопрос, ребенок должен назвать задуманное им слово. Тот, у кого ответ совпадает по смыслу с вопросом, становится ведущим.

  • Подбор ассоциаций к определённому слову.
  • Придумывание рекламы (например, сказочная реклама: как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы).

Познавательно -исследовательская

  • Образование цветовых ассоциаций.
  • Рассуждение и экспериментирование «Что можно сделать из…» (пластмассовой бутылки, целой или с одним, двумя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части; коробки от конфет, круглой коробки от плавленого сыра, жестяной банки от кофе, крышек от бутылок или банок, спичечных коробков (одного, двух, десяти),проволоки, веревочек, палочек, деревянной ложки и лоскутка, шишек (одинаковых или разных),разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани, пуговиц, старой варежки, перчатки, вязаной шапки, ненужных кубиков, старого неработающего будильника или радиоприемника, остатков обоев и многого другого.
  • изучение разных географических карт.
  • рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях
  • моделирование

Изобразительная

  • Принятие детьми ролей скульптора, художника, дизайнера и т. д.
  • Использование нетрадиционных приёмов рисования.
  • Использование «путешествий» в картины (проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат; поговорить с героями картины, исследовать их эмоциональное состояние; отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине, в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди; создать свою композицию по поводу данного произведения).
  • Рассматривание "каляк- маляк" младших детей, абстрактных картин настоящих художников, рассматривание картин и придумывание названий.
  • Использование приёмов сравнения предметов и людей на картинах художников, скульптурах

(н-р: на кого похож этот человек? и т.д.)

  • Дорисовывание недостающих деталей.
  • Рисование впечатлений, воображаемых событий.
  • Использование в лепке дидактических упражнений:

«Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты ...
 «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?
«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.
«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу, злого в доброго и т. д».

  • Аппликация (вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других

фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину). Детям даются бумажные заготовки (цилиндры, кубы, конусы, полоски и др.), а также разнообразный бросовый материал. Предлагается придумать и смастерить фантастическое растение, сказать, как оно называется, где живет и т.п.

Музыкальная

  • Восприятие музыки, отдельных музыкальных инструментов и сравнение их со звуками природы и т.д.
  • Выбор музыкальных инструментов, в том числе и нетрадиционных, для озвучивания природных явлений, предметов и образов окружающего мира.
  • Прослушивание произведений и изображение их характера мимикой, жестами, движениями.
  • Создание ситуаций, при которых к восприятию музыки подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. 
  • Придумывание различных танцевальных поз.
  • Составление небольших танцевальных композиций и исполнение их под музыку.
  • Использование упражнений:

«Танец»: предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д. 
«О чем рассказала музыка»: детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем обосновать свои впечатления и нарисовать свои представления.

Восприятие художественной литературы

  • Придумывание, какого - либо волшебного предмета или удивительного прибора, чтобы герою произведения легче было справиться с неприятностями. Наделить его свойствами, описать, как он может выглядеть.
  • В стихотворение вставлять другую рифму, чтобы было смешно
  • Придумывание новых названий к известным сказкам, стихам, фильмам и мультикам.
  • Придумывание продолжения всем известной сказки.
  • Перемешивание героев нескольких сказок и придумывание для них нового приключения.

Двигательная

  • Придумывание новых подвижных игр.
  • Придумывание новых способов применения предметов физкультурного инвентаря.
  • Двигательные инсценировки – драматизации.
  • Придумывание названий выполняемых движений.
  • Придумывание названия двигательного сюжета.
  • Варьирование условий выполнения упражнений.
  • Внесение усложнений в технику движений.
  • Использование имитационных действий.
  • Использование выразительности движений.

Литература:

1. Бакланова Т.И., Глебова А.О., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Киселёва С.Л., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "Тропинки"- М.: Вентана-граф, 2015.

2. Глебова А.О., Салмина Н.Г., Милаева М.С.Воображаем, думаем, играем. -М.: Вентана-граф, 2015.

4. Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает  потребность в формиров...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе с бумагой в различных видах детской деятельности"

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования...