«Формирование математических способностей: пути и формы».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 

  • Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
  • Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
  • Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sove1.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 4.

Тема:  «Формирование математических способностей: пути и формы».

Цели:

  • Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
  • Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
  • Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

Вступление.

Ученые утверждают, что способность человека к переработке информации на 60% формируется уже к 5-6 годам.

В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.

Теоретическая часть:

Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа- с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно- действенное мышление (т.е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитию сенсорику, реализующееся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.

Для детей шестого года жизни характерно наглядно – образное мышление.

Наглядно – образный стиль мышления характеризуется тем, что для активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или объектов, объединенных  данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление.

Хочу напомнить вам древнюю пословицу: « Я слышу - и я забываю, я вижу – и  я запоминаю, я делаю - и я помню».

Мы определили мышление как наглядно – действенное, наглядно-образное. И первые слова в этих понятиях – «наглядное».

Вопрос:

  1. Что значит сделать обучение наглядным? (ответ педагогов).

Воспитатель должен помнить, что наглядность – не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения.

  1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?

( Демонстрационный, раздаточный).

  1. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям,- каким?

(Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим требованиям. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям).

Основные ошибки встречающиеся на занятиях по ФЭМП:

  • Многословие, неточность в постановке вопросов.
  • Однообразие наглядного материала, или отсутствие его, заданий (не всегда даются).
  • Неверное расположение материала.
  • Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.
  • Плохая подготовка педагога, не своевременная подборка наглядного материала.

Аналитическая часть.

1.Итоги проверки «Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений».

2.Итоги конкурса «Лучший математический уголок»

Практическая часть.

  1. Разминка: от игры- к знаниям.

-Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников.

(З. Михайлова, А. Леушина, А Метлина, А Белошистая, Е. Соловьева, Т.Трофеева, т. Тарунтаева, Р. Непомнящая, Т. Рихтерман, В. Новикова, А. Давидчук и др.)

-Кто создал систему обучения счету в детском саду?

Создание системы обучения в детском саду является заслугой А. Леушиной. На основании глубокого экспериментального исследования ею доказано преимущественно систематического обучения на специальных занятиях по математике. Принципы и методы, предложенные А. Леушиной, и в настоящее время служат основой методики математического развития дошкольников.

Задачи: Три мальчика – Коля, Петя, и Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей.)

Задачи: у отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? (24 года).

Задачи: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Одно яблоко отдать вместе с корзиной).

Задачи: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего – на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего – на один карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? ( У младшего -2, среднего – 3, старшего – 4.)

Задачи: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (На 20 тетрадей.)

2.Немного информации о математике и не только о ней.

Виды письменной нумерации.

Цель всякой нумерации – изображение любого натурального числа с помощью небольшого количества индивидуальных знаков.

Первобытные люди записывали числа иероглифами. Первые цифры встречаются более чем 2 тысячи лет до н. э. в Вавилоне. Вавилоне писали палочки, их письменность называлась клинописью. Клинышки размещались и горизонтально и вертикально. Некоторые народы для записи чисел использовали буквы. Вместо цифр писали начальные буквы. Такая нумерация была у древних греков, она называлась геродианова (по имени ученого).

Римская нумерация сохранилась и дошла да наших дней.

У некоторых народов запись чисел осуществлялась буквами алфавита. До сих пор мы нумеруем буквами пункты докладов, сообщений.

Сейчас существует индийская система записи чисел. Завезена она в Европе арабами, поэтому получила название арабской нумерации.

Счетные приборы.

 Самыми древними «приборами» для облегчения счета и вычислений были человеческая рука, камешки, бирки с зарубками, веревки с узелками и др.

Первым устройством для вычислений считается простой абак в виде глиняной дощечки, на которой были углубления в виде линий (бороздки). В них клали камешки и отсчитывали их.

Римский абак – камешки передвигались просто по линиям, нанесенным на доске.

В Японии, Китае стали нанизывать для счета шарики на прутики. Русский абак – счеты – появились в 16-17 веках.

Далее для облегчения счета появилась логарифмическая линейка (в 17 веке). Затем были созданы суммирующая машина и арифмометры. И наконец, изобретена ЭВМ.

Заключение.

 Математика – один из самых сложных учебных предметов в школе.

Об этом говор,  и родители,  и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика – трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.

Наша задача – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Задачи: Три мальчика – Кол, Петя, и Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один?

Задачи: у отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу 24 года. Сколько теперь лет сыну?

Задачи: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

Задачи: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего – на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего – на один карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев?

Задачи: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

«Формирование математических способностей: пути и формы».

Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...

«Формирование математических способностей: пути и формы».

Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...

«Формирование математических способностей: пути и формы».

Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...

Педсовет - деловая игра "Путешествие в страну «Математика в ДОУ»" по теме "Формирование математических способностей. Способы и формы работы"

Материал может быть использован старшими воспитателями при подготовке к семинару, педсовету....

Формирование математических способностей: пути и формы

Насыщение дошкольного математического образования геометрическим материалом позволяет на практике реализовать все основные его положения....

Выступление в рамках педагогического совета "Формирование математических способностей: пути и формы"

С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения...