Выступление в рамках педагогического совета "Формирование математических способностей: пути и формы"
методическая разработка
С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.
Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 21.96 КБ |
veselkova.ppt | 717.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО»
(СЛАЙД 2) Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний".
Л. А. Венгер
С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.
Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации
(СЛАЙД 3) Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности;
• двигательная;
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно – исследовательская;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• элементарной трудовой деятельности;
• конструирование из различных материалов;
• изобразительной;
• музыкальной.
(СЛАЙД 4) Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.
С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.
(СЛАЙД 5) Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
(СЛАЙД 6) В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:
• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании
• овладение математической терминологией;
• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка
• формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
(СЛАЙД 7) Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:
• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
•использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
(СЛАЙД 8) Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования;
• метод вопросов;
• метод повторения;
• решение логических задач;
• экспериментирование и опыты
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• сенсорные праздники на основе народного календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде
(СЛАЙД 9) Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра. (СЛАЙД 10)
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. (СЛАЙД 11). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать - еще больше что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний". Л. А. Венгер
Виды деятельности • двигательная; • игровая; • коммуникативная; • познавательно – исследовательская; • восприятие художественной литературы и фольклора; • элементарной трудовой деятельности; • конструирование из различных материалов; • изобразительной; • музыкальной.
«Современные требования математической подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников; Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение их использовать при решении практических задач) ; Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий; Ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п.); Создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка; Развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений; Усвоение детьми математической терминологии; Повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике; Достижение высокого уровня готовности к изучению математики в школе; Овладение приемами учебной деятельности на занятиях по математике; Организация обучения детей с учетом индивидуальных способностей и др.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ Распознавание детьми величины предметов и сравнение этих величин; Овладение счетом; Развитие представлений о пространственных отношениях; Знакомство с геометрическими фигурами; Развитие представлений о времени; Измерение и некоторые меры; Доли; Сравнение предметов.
« Общие дидактические задачи » • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании • овладение математической терминологией; • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка • формирование простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
« Методы и приемы ФЭМП в ДОУ » Методы – это способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника по глубокому, прочному, осознанному освоению материала. Приемы - это элементы метода, отдельные операции, умственные и практические действия, которые дополняют метод.
«Методы» • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ; • сравнение; • метод моделирования и конструирования; • метод вопросов; • метод повторения; • решение логических задач; • экспериментирование и опыты
“ Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А.Сухомлинский
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....
«Формирование математических способностей: пути и формы».
Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...
«Формирование математических способностей: пути и формы».
Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...
«Формирование математических способностей: пути и формы».
Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...
«Формирование математических способностей: пути и формы».
Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их в...
Формирование математических способностей: пути и формы
Насыщение дошкольного математического образования геометрическим материалом позволяет на практике реализовать все основные его положения....
Выступление в рамках ГМО "КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОО"
Представление опыта командной работы...