«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»
статья на тему
В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Понятие инновации теперь знакомо практически каждому современному человеку, возможно, не все наши современники могут научно объяснить значение данного термина, но абсолютно все без исключения, понимают значение этого слова: инновация – значит что-то новое, интересное, незнакомое, непознанное. Мы часто слышим об инновационных методах, применяемых в таких областях науки как: медицина, сельское хозяйство, образование, инженерия, металлургия, психология и во многих других научных сферах. Инновационные технологии «живут» рядом с нами, в нашем жизненном пространстве: бытовая техника конкурирует с компьютерной техникой, медицинское оснащение с методическими пособиями в образовательной системе, кинематограф с театральными постановками. Безусловно, это разные области нашей богато разносторонней жизнедеятельности, но в каждую из них проник дух инноваций, дух новизны, дух прогресса, и нас теперь не удивить сложно произносимыми словами, не поразить виртуальной технической разработкой. Одним из таких инновационных методов является метод проекта или проектирование....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 8.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный педагог ГБОУ гимназии № 402 им. А.Молдагуловой дошкольное отделение Шумская Евгения Ильинична
Статья
«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»
В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Понятие инновации теперь знакомо практически каждому современному человеку, возможно, не все наши современники могут научно объяснить значение данного термина, но абсолютно все без исключения, понимают значение этого слова: инновация – значит что-то новое, интересное, незнакомое, непознанное. Мы часто слышим об инновационных методах, применяемых в таких областях науки как: медицина, сельское хозяйство, образование, инженерия, металлургия, психология и во многих других научных сферах. Инновационные технологии «живут» рядом с нами, в нашем жизненном пространстве: бытовая техника конкурирует с компьютерной техникой, медицинское оснащение с методическими пособиями в образовательной системе, кинематограф с театральными постановками. Безусловно, это разные области нашей богато разносторонней жизнедеятельности, но в каждую из них проник дух инноваций, дух новизны, дух прогресса, и нас теперь не удивить сложно произносимыми словами, не поразить виртуальной технической разработкой. Одним из таких инновационных методов является метод проекта или проектирование.
Метод проектов, впервые появившийся в начале ХХ века, стал характерной особенностью современного общества. Данный инновационный метод весьма актуален для прогрессивного индустриального общества, проект как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, применяется в профессиональной деятельности практически каждого педагога, врача, инженера, программиста…..Применение этого метода в социальной педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов социально-педагогической деятельности.
В России «метод проектов» приобрел известность в 20-х годах XX века. Его изучали С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и многие другие. Наиболее полно метод проекта был реализован в педагогической практике А.С.Макаренко. Но в 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Возвращение метода проектов в разряд актуальных связывают c введением ФГОС НОО нового поколения, с обновлением содержания образования, основанным на идеях компетентностного подхода.
Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Проектирование социально-педагогических проектов – это средство решения проблемы повышения качества педагогического процесса и развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагога и социального педагога к социализации и социальной реабилитации воспитанника и ученика, а также развития разнообразных форм взаимодействия дошкольного отделения, школы и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве. Проектная деятельность органично вливается в дошкольное и школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации воспитания, обучения, но наоборот, активизируя их. Применение проектных технологий в социально-педагогической работе позволяет решить задачи воспитания, психологического и социального развития воспитанников и школьников.
В педагогических источниках представлено множество трактовок понятия «проект»:
*** Проект – как мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия (С.В. Митрохина);
*** Проект – как метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды (Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина);
*** Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений (Е.Н. Землянская);
Понятием «метод проектов» в науке обозначают и способ обучения, и педагогическую технологию:
*** Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (Л.Ю. Бритвина);
*** Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат);
*** Метод проектов – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Н.Ю. Пахомова);
С точки зрения учащегося учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. С точки зрения педагога учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Социально-педагогический проект в дошкольном отделении помимо рассмотренных выше целей и задач имеет значительные отличительные черты от социально-педагогических проектов, осуществляемых в школе. И одним из важных критериев отличия является возрастной показатель воспитанников дошкольных отделений. Именно особенности дошкольного возраста влияют на методологическую составляющую социально-педагогического проекта, его организацию и последующую реализацию. Следует отметить, что педагогические проекты, реализуемые педагогами структурных подразделений дошкольного отделения образовательного комплекса, приносят качественные и стойкие результаты. Социально-педагогический проект в отличие от педагогических проектов ставит первоочерёдной целью социальное развитие воспитанника, которое неотъемлемо стоит рядом с познавательным и личностным развитием ребёнка. В связи с этим социально-педагогические проекты в дошкольных отделениях носят разнообразный характер, в зависимости от поставленных целей, которые напрямую коррелируют с социальными проблемами семьи, общества.
Таким образом, социально-педагогическое проектирование в области дошкольного образования, является актуальным и значимо важным звеном в процессе образовательного и воспитательного процессов в соответствии с решаемыми задачами ФГОС. Внедрение и реализация инновационных технологий влечёт за собой качественно новый и неординарный подход к совершенствованию отечественного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный конкурс педагогов дошкольного отделения "Я детство проживаю многократно" ГБОУ Школа №1387
I тур "Моя педагогическая философия". Эссе воспитателя детского сада. Номинация "Призвание".Марчук Елена Алексеевна...
Профессиональный конкурс педагогов дошкольного отделения. II ТУР. «Радуга педагогических идей»
Выступление по теме самообразования....
Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо»
Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо» ...
Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшая профессия - это воспитатель»
Данное Положение может быть использовано для проведения конкурса профессионального мастерства среди педагогов дошкольных отделений комплекса....
Игровые технологии в профессиональной деятельности социального педагога
Игровые технологии в профессиональной деятельности социального педагога...
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
В данной статье мы остановимся на рассмотрении характеристики деятельности социального педагога в дошкольной образовательной организации по организации взаимодействия с родителями дошкольников, предст...
Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Рассматриваются основные компоненты социально-педагогической деятельности: субъект, объект, цели, виды, функции. Отмечается многомерность объекта социально-педагогической деятельности, дается характер...