Музейная педагогика в социально - личностном развитии детей. Выступление из опыта.
материал (старшая, подготовительная группа)
Для социально - личностного развития детей необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно - развивающая среда. Развитие практической задачи развития детей дошкольного возраста представляется возможными средствами музейной педагогики.
Так же музейная педагогика способна создать условия. в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей. культурой человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика в социально – личностном развитии детей.
(сообщение из опыта работы).
Подготовила и провела воспитатель Коновалова Н.И.
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Дошкольники, вступая в школьную жизнь, уже должны обладать определенными социально-личностными качествами, необходимыми для успешной реализации себя в коллективе: навыками толерантности, определенными знаниями об истории, цивилизации, техническом прогрессе.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей, в нашем детском учреждении была изучена методическая литература по социально-личностному развитию детей, отражающая особенности построения совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей, отобраны методы и приемы организации совместной деятельности.
В основу планирования совместной деятельности были положены результаты диагностики уровня социально - личностного развития воспитанников, разработанной педагогами ДОУ, и анкетирование родителей.
На основании результатов входной диагностики были поставлены задачи педагогической деятельности:
1. Повысить уровень социально-личностного развития воспитанников.
2. Повысить уровень педагогической компетенции родителей по данному вопросу.
3.Определить оптимальные пути решения проблемы социально-личностного развития воспитанников с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Для социально-личностного развития детей необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно – развивающая среда, играющая роль воспитателя. Решение практической задачи развития детей дошкольного возраста представляется возможным средствами музейной педагогики. Также музейная педагогика способна создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества.
В результате целенаправленной деятельности силами воспитателей, родителей в группах детского сада были оформлены экспозиции мини-музеев: «Бабушкин сундучок» (мини-музей керамической посуды разных лет), «Русская изба», «Такие разные куклы», мини-музеи матрёшки, открыток, мини-музей часов «Волшебные стрелки». Следует особо отметить, что, создавая мини-музеи в группах, мы получили возможность «погружения» детей в информативную и социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности.
Деятельность мини-музеев была организована поэтапно.
1 этап - изучение литературы, работа с родителями и социальными партнёрами, составление рекомендаций для воспитателей по социально-личностному развитию детей.
В процессе изучения литературы мы выяснили, что еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Можно выделить следующие педагогические функции музеев:
Образовательную, развивающую, просветительную, воспитательную.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в социально-личностном развитии подрастающего поколения. Именно поэтому музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.). Через осуществление музейно-педагогической деятельности детском саду сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Психологические исследования, описанные в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощенно, что является важным условием успешной социальной адаптации.
Кроме того, реализуя музейную педагогику в условиях детского сада, мы создаём условия для стимулирования мыслительной деятельности детей, свободного оперирования понятиями, терминами, образами.
2 этап - составление и утверждение плана работы, оформление экспозиции мини-музеев.
3 этап – организация образовательной и воспитательной деятельности с использованием экспозиции мини-музеев.
В мини-музее в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонаты – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, они постоянно пополняются и используются в работе с детьми.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Каждый ребенок пополнял экспозиции вместе с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Семьи воспитанников участвуют в сборе информации, подбирают материал для проведения занятий, экскурсий, практикумов, собираем художественную, познавательную литературу. Все это проводится для того, чтобы сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; создать условия для творческого общения, сотрудничества и социально-личностного развития ребёнка.
Нашим детям, живущим в селе Августовка, повезло. Они имеют возможность посещать музей в любое время. Наш историко-краеведческий музей имени Героя Социалистического труда Н. П. Попова стал для дошколят не только основой формирования патриотических чувств, но и играет одну из главных ролей в социально – личностном развитии ребёнка. Музей даёт детям возможность соприкоснуться с жизнью своих предков, познакомиться с их жизненным укладом, обычаями и традициями. Музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребёнком краеведческого материала. А ещё музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живёт в виде музейных предметов, созданных человеком.
Работники музея с радостью встречают детей в залах музея, в русской избе, знакомят с одеждой, утварью, обычаями русского народа. Очень часто приглашают наших детей на культурные мероприятия, которые, безусловно, развивают интеллектуальные способности детей, познавательные интерес
Когда к истории хотим мы прикоснуться.
Иль в мир прекрасный окунуться,
В музей идём, по залам ходим,
И много интересного находим.
Проходим по залам музея, словно перелистываем странички прошлого.
Этнографический зал. Сколько интересного в этом зале увидели дети! Здесь и одежда людей разных национальностей, и старинные бытовые предметы (прялка, самовар, утюг, рубель, валёк, ступа, сечка, секач, плуг…). На видном месте стоит макет русской избы. Экскурсовод знакомит и с другими экспонатами – настоящими предметами, которые существовали в те далёкие времена:
«Это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале, которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы».
С другими экспонатами дети знакомятся, посетив экспозицию под открытым небом «Русский дом». Экскурсовод продолжает рассказ: «Главное в крестьянской избе - это печь. Как вы думаете, почему? Правильно, печь – это тепло, это место для приготовления пищи, место, где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но пользовались и глиняной. Посмотрите как далеко ставили чугунок в печь. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них было специальное приспособление - ухват.
Попробуйте достань чугунок из печки, используя ухват.
У нас у каждого в доме есть водопровод, открыл кран, и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая их на коромысло. Попробуйте повесить коромысло с вёдрами на плечи». Как заворожённые, дети рассматривают предметы старинной мебели: сундук, лавку, деревянный табурет, сервант, комод.
Музей знакомит и с героической историей нашего села, его жителями. Продолжаем экскурсию по экспозициям военного зала. В этом зале дети рассматривают военное обмундирование, предметы фронтового быта, документы военных лет, наградные листы воинов. В разделе «Никто не забыт и ничто не забыто» размещены фото большечерниговцев, призванных на фронт в разные годы, и вернувшихся с войны живыми. Как продолжение экспозиции – стена с портретами ныне живущих ветеранов, тех, кому сегодня мы дарим почёт и уважение. Внимание детей привлекли такие экспозиции, как: «Что такое война?», «Начало войны», «Фрагмент боя», « Полевой госпиталь», «Афганистан - далёкий и близкий». Здесь есть даже кусочек Брестской крепости! Несколько раз дети спускались в блиндаж, рассматривали «Военную кухню».
Незабываемы стали встречи с ветеранами войны в зале Воинской Славы. Дети показывали концерт, возлагали цветы к памятнику погибшим воинам, слушали рассказ Солдата о том, как бойцы сражались с фашистами, как трудно было терять в бою товарищей. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят. Важно, что дети имеют возможность узнавать о героическом прошлом не из книг по истории, а из прямого диалога с настоящими участниками исторических событий. В этом же зале мы проводим и тематические праздники. Например: «Мы будем помнить Ваши имена», «Славим в Мае день Победы», «Подрастут ребята и пойдут в солдаты». «Мы будем помнить Ваши имена!» - повторяют дети, возлагая цветы к Памятнику погибшим воинам – августовцам.
В зале Трудовой славы дети знакомятся с почётными людьми нашего села: Н.В.Искриным и Н.П.Поповым. Здесь и экспозиция о газете Степной маяк, и выставка поделок на тему «Сельскохозяйственные произведения», и выставка « Об образовании колхоза», и о дружбе с Болгарией.
Почётный зал оправдывает своё название. Здесь все почётные труженики нашего села. «След звезды в иргизском небе» так называется экспозиция о знаменитых людях Большечерниговского района.
Зал природы. Этот дивный уголок подарил детям минуты гармонии с природой, радость открытий, душевное тепло и наслаждение от увиденного. Вниманию детей представлены разные чучела: волка, лисы, зайца, бобра, барсука, дикого кабана, куницы, суслика, цапли, галки, грача и других птиц и животных. Под стеклом – окаменелости и слепки с комментариями о том, какие геологические преобразования происходили в нашей местности в разные периоды. Все экспозиции распределены по темам: природные условия родного края, геологическое прошлое родного края, полезные ископаемые родного края, животный и растительный мир родного края.
Благодаря сотрудничеству с музеем наши дети имеют возможность участвовать в музейно - образовательной программе «Экологическое краеведение». Цель его: формирование элементов экологического сознания и познавательного интереса к истории Малой Родины. Так музей стал для нас уникальным местом, где выстраивается особое досуговое и образовательное, наполненное смыслами и ценностями, культурологическое пространство. Местом, где дети имеют возможность познакомиться с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного села.
Таким образом, социально-личностное воспитание посредством музейной педагогики является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В сущности, не так важно, какой мини-музей будет функционировать в вашей группе, главное, что он станет неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада, поможет ребёнку приобрести навыки взаимодействия с окружающими, которые позволят ему легче адаптироваться в социуме, быть успешным в новом коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...
выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....