«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_tehnologii.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
Олексюк Оксана Викторовна
МАДОУ ДС №17 «Ладушки»
Введение
Современная реальность выражается в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров. Под информационно-коммуникационными технологиями обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтеры для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Но информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ее повседневность. Сегодня информационные технологии внедрились почти во все структуры общества и государства. В связи с активным развитием процесса информатизации современного общества информационные технологии становятся одним из основных средств обучения в образовательном процессе.
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.
С точки зрения И.С. Кона, самообразование представляет собой творческую работу «по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Оно являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную»
Основная часть.
Особая ценность самообразования – в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.
Источниками этих знаний, согласно мнению И.С. Кона, могут являться телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), видео, аудио информация на различных носителях, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, курсы повышения квалификации, путешествия, Интернет.
Все представленные источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, и могут способствовать и тому, и другому одновременно. Когда идет речь о самообразовании, то имеется в виду не только чтение специальных профессиональных статей и книг, а также изучение широкого круга гуманитарных тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и т.д. А также посещение лекций, семинаров, экскурсии, взаимодействие с информационными сетями и т.п. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности педагога в условиях динамичных экономических, социальных и культурных изменений общества.
Современным и решающим фактором успеха для педагога становится сегодня непрерывное, качественное профессиональное развитие средствами информационных технологий. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для педагога в дополнительную нагрузку, с которой приходится мириться. Интернет может способствовать профессиональному развитию и обеспечивает доступ к огромному хранилищу информации.
Для формирования связей внутри педагогического сообщества сегодня активно используются возможности Интернет. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые – вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.
При таком общении у педагогов формируется
- чувство ответственности за собственные достижения;
- желание постоянного поиска лучших методов и идей, что является основой профессионализма современного педагога. Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Интернет дает возможность более эффективно использовать как время, так и профессиональные ресурсы, это новый способ совместного использования информации с возможностью диалога между людьми независимо от того, где они находятся и каково расписание их работы. Все, подключенные к сети Интернет, имеют доступ к одной и той же информации и могут принимать более продуманные решения при разработке программ, обсуждении результатов, рассмотрении региональных и федеральных проектов и постановлений.
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
В последнее время в системе дошкольного образования становится актуальным использование информационных технологий. Информатизация коррекционно-образовательного процесса позволяет повысить качество зрительного восприятия окружающего мира, сформировать полноценные образы предметов и явлений, недоступных для ознакомления в непосредственном опыте ребенка с нарушением зрения. Опыт использования компьютерных технологий позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательную работу и максимально вовлечь в перцептивный процесс мыслительные операции и речь; стимулировать любопытство и познавательный интерес, стойкую мотивацию у ребенка, а это улучшает предпосылки к обучению; способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет им наглядно представить результат своих действий. Информатизация лечебно-восстановительного процесса расширяет возможности для диагностики, лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно-восстановительной работы. Информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении, обеспечивает вхождение в современное информационное общество и расширяет возможности реализации социального заказа.
Осознание места и роли информационных технологий в организации управления дошкольным учреждением, овладение механизмом их использования позволяет обеспечить оптимальное функционирование и дальнейшее устойчивое развитие системы дошкольного образования.
Информационные технологии открыли широкие возможности для повышения качества образовательного процесса.
В естественных жизненных условиях ребенок с нормальным зрением подвергается воздействию систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Врожденное или возникшее на ранних этапах онтогенеза нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на формирование когнитивной сферы и личности ребенка. В условиях слабовидения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов. Однако эти недостатки могут быть компенсированы при условии включения в процесс восприятия не только ослабленного зрения, но и других анализаторов.
Использование информационных технологий позволяет повысить качество зрительного восприятия окружающего мира, сформировать полноценные образы предметов и явлений, недоступных для ознакомления в непосредственном опыте ребенка с нарушением зрения.
Опыт использования компьютерных технологий показывает, что:
компьютер развивает все психические процессы, посредством привлечения разных анализаторов;
компьютер стимулирует любопытство и познавательный интерес ребенка, дает ребенку стойкую мотивацию, а это улучшает предпосылки к обучению;
несмотря на индивидуальные особенности в развитии ребенка, компьютер дает ему возможность играть так, чтобы у него получалось;
у компьютера бесконечное терпение, он не устает и не сердится, все это является хорошей эмоциональной поддержкой для детей, которым требуются многократные повторения и поощрения;
при работе с техническими средствами необходимо строго соблюдать санитарные правила и нормы, предъявляемые к их использованию с учетом специфики дошкольного учреждения.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями зрения и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Специальная педагогика развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник, имеющий зрительную и речевую патологию, приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
На протяжении 15 лет в нашем ДОУ функционируют группы для детей с нарушением зрения. Основной контингент составляют дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как амблиопия, косоглазие и анизометропия, сопровождающимися снижением остроты зрения, контрастной чувствительности, отсутствием или снижением уровня развития стереозрения. Эти нарушения создают у детей трудности не только при интерпретации изображения (особенно при различении деталей), но и при восприятии пространственных соотношений между предметами. Так как нарушения бинокулярного зрения приводит к неустойчивости и увеличению длительности фиксации взора и прослеживающих движений глаз, то у детей с такими нарушениями наблюдается снижение скорости зрительного поиска и локализации объектов в пространстве. Это создает постоянный дискомфорт в жизни ребенка и вызывает трудности в процессе обучения.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
повысить рост мотивации, заинтересованность детей в занятиях;
закрепить учебный материал (ранее проработанный учителем-дефектологом и учителем-логопедом);
индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп);
снять негативизм от многократных повторений заданий;
освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
развивать зрительно-двигательную координацию;
активизировать мыслительную деятельность детей;
способствовать положительной динамике развития.
Целью нашей работы в данном направлении является оптимизация коррекционно-образовательного процесса по средствам компьютерно-игровых технологий для повышения качества обучения детей с нарушениями зрения и речи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Осуществление взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ по обеспечению сохранности психического и физического здоровья детей при использовании компьютерно-игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе.
Формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка с нарушением зрения и речи к использованию информационно-коммуникационных технологий
Обогащение словарного запаса детей, автоматизирование звуков, способствование формированию грамматических категорий, развитию монологической речи, коммуникативно-планирующей функции связной речи.
Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза. Закрепление навыка осознанного грамотного чтения.
Формирование зрительного восприятия, автоматизированных навыков зрительно-пространственной ориентировки.
Развитие способности к зрительному поиску и повышению скорости локализации объектов в микропространстве.
Способствование развитию психических процессов (восприятие, мышление, воображение, память) и конструктивных способностей детей.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения и речи мы учитываем следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций детей.
2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
использование новых моделей компьютера
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов-дефектологов и логопедов.
Администрацией нашего дошкольного учреждения были приобретены компьютерные программы, соответствующие государственным требованиям, предъявляемым к программно-методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ, такие как:
«Визус» - для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции;
«Карусель», «Охота» - для развития зрительного восприятия;
«Контур», «ЕУЕ» - для лечения косоглазия и амблиопии;
«Relax» - для повышения контрастной чувствительности и лечения амблиопии.
Специальные упражнения по вышеуказанным программам проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах. Это упражнения на совмещение, слияние, накладывание одного изображения на другое; подборка цветного изображения контурному или силуэтному и точное совмещение их; выполнение действий по словесным описаниям в определенной последовательности. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).
Для повышения эффективности коррекционных занятий специалистами ДОУ создаются презентации в программе Power Point. Их использование в процессе обучения детей с нарушениями зрения и речи имеет ряд достоинств:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Заключение.
Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.
Список литературы
- Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
- Гудонис, В.А Компьютер в детском саду [Текст]/ В.А. Гудонис// Дошкольное воспитание. – 2001.-№11.-С.82-85
- Денисова, Т. Компьютер в дошкольном учреждении [Текст]/ Т. Денисова// Дошкольное воспитание. – 2011.-№2.-С.23-25
- Королева, Н., Петрова, С., Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада [Текст]/ Н. Королева// Дошкольное воспитание. – 2010.-№6.-С.31-32
- Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
- Кукушкина, О.И. Программа «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 66–72.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М. : Педагогика. – 1988. – 192 с.
- Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285-287.
- Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 160 с.
- Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
- Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. – М.: РГГУ, 2007. – 204 с.
- Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич.- М.: Академический проект; РИК, 2006. - 176 с.
- Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.
- Себар Т. В. Учебно-методическое пособие. Материалы курса «Как учить понимать язык искусства». Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет Первое сентября, 2006. - 72 с.
- Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности : Монография / С.Р. Удалов - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.
- Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/
- Сетевые информационные технологии как предмет изучения и средство обучения [Электронный ресурс] / О.В. Токарева - Режим доступа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".
Современное образование и Требования ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу стать первыми для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).
Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....
Презентация " Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Физкультурно-оздоровительный проект...
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различ...