Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
статья (средняя группа)
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различных методик обучения работы с детьми с нарушениями зрения являются демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации, которые постепенно заменяются современными мультимедийными программами, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Компьютерная сеть Интернет предоставляет огромные возможности для применения на практике разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии мотивируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение дошкольников с нарушениями зрения.
«Использование информационно-компьютерных технологий
в работе с детьми с нарушением зрения
Измайлова Любовь Викторовна
АННОТАЦИЯ
На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различных методик обучения работы с детьми с нарушениями зрения являются демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации, которые постепенно заменяются современными мультимедийными программами, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Компьютерная сеть Интернет предоставляет огромные возможности для применения на практике разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии мотивируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний.
В период дистанционного обучения, единственным средством связи с детьми и родителями для педагогов и педагога-дефектолога, педагога-психолога, в том числе, стали компьютерные сети, через которые во многих образовательных учреждениях организуется дистанционная образовательная деятельность. Еще недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления и является актуальным решением.
Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения– это эффективная помощь дошкольникам на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Целью дистанционного обучения дошкольников с нарушениями зрения является создание и систематизация цифрового информационно-образовательного ресурса, предоставляющего ребенку возможности получить эффективную и наглядную психокоррекционную поддержку на дому, а также консультативную помощь родителям дошкольников, ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, рассматривать наглядный материал, а также, не выходя из дома, получить и выполнить диагностику.
Основные задачи дистанционного обучения:
• обеспечить непрерывный и целостный психокоррекционный процесс в ДОУ;
• оказать родителям, имеющим детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь с использованием дистанционных технологий.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:
• принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной психокоррекционной помощи непосредственно по месту жительства;
• принцип персонализации, выражающийся в создании условий (психологических, организационных и технических) для реализации индивидуальной коррекционной траектории дошкольников с нарушениями зрения;
• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников психокоррекционного процесса;
• принцип гибкости, дающий возможность всем участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для них время.
Наиболее удобным форматом является компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint, в которой психолог имеет возможность отобразить все формы деятельности.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе психокоррекционной работы с детьми дефектами зрения имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками с нарушениями зрения.
Для обратной связи используются такие сети Internet-ресурсов, как персональные странички педагогов-психологов, блоги педагогов-педагогов-психологов, а также мессенджеры WhatsApp, Telegram и многие другие.
В результате работы в дистанционном взаимодействии увеличивается активность родителей, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы.
Также важнейшую роль в дистанционном образовании имеет наличие собственного сайта педагога-психолога на информационно-образовательных ресурсах сети Internet, в котором работник ДОУ будет регулярно пополнять свою методическую копилку.
Дистанционное обучение с использование информационно-компьютерных технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения всевозможных современных средств: тематических сайтов, Youtube-каналов, авторских колонок на образовательных сайтах. В сети Интернет психолог может выбрать ресурсы по разным направлениям:
• Методические разработки и дидактические материалы;
• Конспекты занятий;
• Презентации и видеоматериалы, диагностические карты, тесты;
•Учебные программы, учебные модули по коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения;
•Профессиональные практики от коллег-психологов для организации образовательных активностей в дошкольных группах;
• Образовательный интернет-ресурс для дошкольников: игры и развивающие занятия. На специальных информационных образовательных платформах предоставлены подборки полезных материалов, мастер-классов, познавательные видеоролики.
Дошкольникам с нарушением зрения необходима система специальных занятий. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей, развитию зрительного восприятия, зрительных функций, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его обучения.
Коррекция и восстановление зрения - вот главная задача специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
Компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Различные компьютерные упражнения позволяют психологам смоделировать различные ситуации общения. Дошкольники с нарушениями зрения учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Использование ИКТ-занятий помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. Психологические занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев детских рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения необходим в домашних условиях доступ в Интернет, а также установлена обучающая программа «Визус», для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции. Педагогом-психологом ежедневно создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность психокоррекционной деятельности.
Таким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям работы психолога в дистанционном формате, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем работникам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-201570-1360644575.jpg)
Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.
использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-268287-1372255388.jpg)
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-290071-1378298136.jpg)
Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения
Материал об использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения...
Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".
Современное образование и Требования ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу стать первыми для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-872201-1712333273.jpg)
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993388-1515587244.png)
Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.
Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...