Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения. Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
статья (средняя группа)

Любовь Викторовна И.

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различных методик обучения работы с детьми с нарушениями зрения являются демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации, которые постепенно заменяются современными мультимедийными программами, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Компьютерная сеть Интернет предоставляет огромные возможности для применения на практике разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии мотивируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение дошкольников с нарушениями зрения.

«Использование информационно-компьютерных технологий

в работе с детьми с нарушением зрения

Измайлова Любовь Викторовна

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день, развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для использования различных методик обучения работы с детьми с нарушениями зрения являются демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации, которые постепенно заменяются современными мультимедийными программами, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Компьютерная сеть Интернет предоставляет огромные возможности для применения на практике разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии мотивируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний.

В период дистанционного обучения, единственным средством связи с детьми и родителями для педагогов и педагога-дефектолога, педагога-психолога, в том числе, стали компьютерные сети, через которые во многих образовательных учреждениях организуется дистанционная образовательная деятельность. Еще недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления и является актуальным решением.

Дистанционная психокоррекционная помощь детям с нарушениями зрения– это эффективная помощь дошкольникам на расстоянии без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Целью дистанционного обучения дошкольников с нарушениями зрения является создание и систематизация цифрового информационно-образовательного ресурса, предоставляющего ребенку возможности получить эффективную и наглядную психокоррекционную поддержку на дому, а также консультативную помощь родителям дошкольников, ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, рассматривать наглядный материал, а также, не выходя из дома, получить и выполнить диагностику.

Основные задачи дистанционного обучения:

• обеспечить непрерывный и целостный психокоррекционный процесс в ДОУ;

• оказать родителям, имеющим детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь с использованием дистанционных технологий.

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

• принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной психокоррекционной помощи непосредственно по месту жительства;

• принцип персонализации, выражающийся в создании условий (психологических, организационных и технических) для реализации индивидуальной коррекционной траектории дошкольников с нарушениями зрения;

• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников психокоррекционного процесса;

• принцип гибкости, дающий возможность всем участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для них время.

Наиболее удобным форматом является компьютерная презентация в программе Microsoft PowerPoint, в которой психолог имеет возможность отобразить все формы деятельности.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе психокоррекционной работы с детьми дефектами зрения имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками с нарушениями зрения.

Для обратной связи используются такие сети Internet-ресурсов, как персональные странички педагогов-психологов, блоги педагогов-педагогов-психологов, а также мессенджеры WhatsApp, Telegram и многие другие.

В результате работы в дистанционном взаимодействии увеличивается активность родителей, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы.

Также важнейшую роль в дистанционном образовании имеет наличие собственного сайта педагога-психолога на информационно-образовательных ресурсах сети Internet, в котором работник ДОУ будет регулярно пополнять свою методическую копилку.

Дистанционное обучение с использование информационно-компьютерных технологий позволяет педагогам повышать уровень знаний за счёт применения всевозможных современных средств: тематических сайтов, Youtube-каналов, авторских колонок на образовательных сайтах. В сети Интернет психолог может выбрать ресурсы по разным направлениям:

• Методические разработки и дидактические материалы;

• Конспекты занятий;

• Презентации и видеоматериалы, диагностические карты, тесты;

•Учебные программы, учебные модули по коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения;

•Профессиональные практики от коллег-психологов для организации образовательных активностей в дошкольных группах;

• Образовательный интернет-ресурс для дошкольников: игры и развивающие занятия. На специальных информационных образовательных платформах предоставлены подборки полезных материалов, мастер-классов, познавательные видеоролики.

Дошкольникам с нарушением зрения необходима система специальных занятий. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей, развитию зрительного восприятия, зрительных функций, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его обучения.

Коррекция и восстановление зрения - вот главная задача специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

Различные компьютерные упражнения позволяют психологам смоделировать различные ситуации общения. Дошкольники с нарушениями зрения учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Использование ИКТ-занятий помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. Психологические занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев детских рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения необходим в домашних условиях доступ в Интернет, а также установлена обучающая программа «Визус», для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции. Педагогом-психологом ежедневно создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность психокоррекционной деятельности.

Таким образом, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям работы психолога в дистанционном формате, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем работникам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок-компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.

использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения

Материал об  использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения...

Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...