Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
методическая разработка по физкультуре по теме
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт минутках, в группе и на улице.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
с нарушением зрения
Авторы:
Терехина О.Е. - руководитель физического воспитания
Санкт-Петербург
2012
Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Острота проблемы состоит в том что:
- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого является ДОУ.
- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;
-многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Цель: Укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников с депривацией зрения.
Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе занятий физической культурой, решаются следующие задачи:
- У детей повышается интерес к занятиям, а так же к выполнению физических упражнений.
- Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей).
- Развиваются психические качества: (внимание, память, воображение, умственные способности).
- Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
На занятиях с детьми разного возраста применяются следующие технологии:
1. Стрейчинг
2. Лечебная гимнастика
3.Психогимнастика
4. Пальчиковая гимнастика
5.Фитбол гимнастика
6. Дыхательная гимнастика
7 Ритмическая гимнастика
8.Зрительная гимнастика.
9.Нетрадиционное оборудование ( Мягкие модули, парашют, тренажёры).
Срейчинг
Стрейчинг представляет собой упражнения на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы подвижными и гибкими, Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными. Каждую позу стрейчинга нужно выдерживать 10-20 секунд, до тех пор, пока не исчезнет мышечное напряжение.
Задачи:
- Повышение эластичности мышц.
- Увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на растягивания выполняются в статическом и динамическом режиме, из разного исходного положения (стоя, сидя, лёжа на спине и на животе). Так же, используется для выполнения упражнений, музыкальное сопровождение.
Упражнения на растягивания определённых мышечных групп, выполняемые под музыкальное сопровождение, и без.
Примерные упражнения:
«Кобра», «Птица», « Морская звезда», « Аист», «Рак», «Дощечка», « Паучок», «Гусеница», «Ножницы», «Медвежонок», «Ласточка», « Бабочка», «Лягушонок», «Качели», Веточка» и т. д.
Используемая литература:
- «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» / авт.- сост. О.Ф.Горбатенко, ТА.Кардаильская, Г.П.Попова- Волгоград: Учитель 2008г.
- «Игровой стрейчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста» Спб.: Союз 1994г.
Примечание: см. слайд №5
Лечебная гимнастика
1.Коррегирующие упражнения (укрепление костно-мышечной системы)
2.Самомассаж
3.Профилактика плоскостопия
Самомассаж
Задачи:
1.Снятие мышечного напряжения.
2. Способствовать расслаблению определённых мышечных групп.
3.Улучшение кровообращения.
4.Закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний, при применении точечного массажа.
Упражнения делятся:
-выполнение упражнений с предметом
-выполнение упражнений без предмета,
- с речевым сопровождением,
Так же упражнения проводятся под музыкальное сопровождение (упражнения Екатерины Железновой и других исполнителей).
Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, у детей улучшается настроение, появляется ощущение лёгкости и радости. А так же при выполнении самомассажа рук, происходит воздействие через биоактивные точки пальцев на внутренние органы. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.
Примерные упражнения:
Массаж рук «Моем руки», «Вот какие пальчики», «Стиральная доска» и т.д.
Массаж ушных раковин «Лепим ушки», «Серёжки на ушках», «Улитка», «Чебурашка», и т.д.
Массаж головы «Моем голову», «Хороший», «Расчёска», и т.д.
Массаж лица «Лепим лицо», «Ж ужу жу, я летаю и жужжу», «Лес, полянка, горка, ямка », и т.д.
Массаж тела « Строим дом», «Рельсы- рельсы», «У жирафа пятнышки» и т д.
Используемая литература:
- Н. Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду» - М.: Издательство 2009г.
- О. В. Козырева « Лечебная физкультура для дошкольников ( при нарушениях опорно- двигательного аппарата), М.: Просвещение, 2005г.
- В.С. Лосева « Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение» М.: Т.Ц. Сфера, 2004г.
Примечание: см. слайд №6
Психогимнастика
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжение.
- Обучение детей выполнять упражнения с выражением.
- Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Психогимнастика развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностную сферу ребёнка. Развивает память, внимание, волю, воображение, творческие способности ребёнка.
1.Обучение Релаксации.
Упражнения на расслабление и релаксацию, проводятся в основном в конце занятия, по методике М.И.Чистяковой.
Примерные упражнения:
« Волшебный сон», «Космос», «На южном море», «Поза лотоса», « Ласковое солнышко», «Вибрация», «Слушай себя», «Волшебная музыкальная кисточка», «Медуза», «Качели», «Лентяи», «Холодно-жарко», и т.д.
2.Обучение Аутотренингу.
Упражнения создают положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость, развивают навыки концентрации, пластику, координацию движений ребёнка.
Примерные упражнения:
« Обезьянка», «Сердитый лев», «Дракончики», « Настроение»
и т.д.
Все упражнения проводятся под словесное или музыкальное сопровождение (звуки природы).
Используемая литература:
1 «Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ» /авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А .Кардаильская, Г.П. Попова- Волгоград: Учитель, 2008г.
2. Н.Ч. Железняк «Занятия на тренажёрах в детском саду»- М.: Издательство 2009г.
3.Е.А. Алябьева, «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» - Методическое пособие Москва 2008г.
4.Е.Н. Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду».- М.:Т.Ц Сфера, 2008г.
Примечание: см. слайд № 7.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1.Развитие тактильно- двигательной активности у детей дошкольного возраста.
2.Развитие мелкой моторики и речевого центра ребёнка.
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С её помощью развивается не только мелкая моторика, но и так- же и речевой центр ребёнка. Весёлые игры с сопровождением их интересными стишками доставляют удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Стимуляция речевых и моторных зон мозга, позволит ребёнку быстрее сформировать речь и подготовить руку ребёнка к письму.
Упражнения пальчиковой гимнастики делятся:
- пальчиковые игры с речевым сопровождением; (« Пять человечков», « Дружные пальчики», « Замок», « Флажок», « Петушок», «Ягодки», « Коза-дереза» и т.д.).
- Без речевого сопровождения; (« Слоник», «Домик», Очки», « Цветок», « Буратино», « Окошечко», « Малыш взбирается на дерево», « Птенцы в гнезде», «Кораблик», « Море», « Игра на пианино», «Маляры», и т.д.).
Используемая литература:
- « Физкультурные минутки в детском саду» Практическое пособие / И.Е. Аверина-М.: Айрис-пресс, 2011г.
- Н.Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду М.: 2008г.
- « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Л.П.Савина, 2005г. Издательство АСТ Родничок.
Примечание: см. слайд №8.
Фитбол-гимнастика
Упражнения на фитболах способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
На занятиях применяются упражнения:
- Упражнения на укрепление мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.
-Упражнения для укрепления мышц свода стопы.
-Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов.
Все эти упражнения выполняются стоя, в ходьбе, беге, в парах. Из И.П. сидя на полу и на фитболе, лёжа на спине на полу, и на фитболе, лёжа на животе на полу, и на фитболе, и др.
Некоторые упражнения выполняются в игровой и танцевальной форме: « Космонавты», «Пятнашки на мячах» и т.д.
Используемая литпература:
1. А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова « Двигательный игротреннинг для дошкольников», С-Петербург - Издательство «Речь» 2003г.
2. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» /авт.-сост. О.Ф. Гарбатенко, Т.А.Кардаильская, Г.П.Попова- Волгоград: Учитель, 2008г.
- Н.Ч.Железняк, « Занятия на тренажёрах в детском саду»- М.: Издательство 2009г.
- «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол- гимнастика», автор Н.М.Соломенникова- Издательство Учитель 2011г.
Примечание: см. слайд №9
Дыхательная гимнастика.
Задачи:
1.Повысить жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо и кровообращение в легких.
Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Занятия по дыхательной гимнастики, проводятся по методике, Э.В. Стрельцовой, а так же дыхание по методу А.Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко.
Дыхательные упражнения делятся:
- Статические дыхательные упражнения (с произношения звуков, с сопротивлением дыханию, с удлинением и ступенчато-удлинённым выдохом и т.д.).
- Динамические дыхательные упражнения (с выполнением различных двигательных действий, респираторная гимнастика)
Примерные упражнения;
« Водолазы», « Заведи мотор», Надуй шарик», « Подуй на пёрышко», «Ха»- жаркий ветер, « У-у»- холодный ветер, « Сдуй снежинку с ладони», « Надуй шар», « Пускаем мыльные пузыри», «Подыши одной ноздрёй», « Насос», « Лес шумит», « Маятник», «Каша кипит», « Подуем на плечо», « Ладошки» и т.д.
Использованная литература.
- М.Н.Щетинина « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»/ М.: Айрис-пресс, 2007г.
- М.Н. Кузнецова «Оздоровление детей в детском саду» / Система мероприятий / М.: Айрис пресс 2008г.
- « Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова- Волгоград: Учитель 2008г.
- Н.Ч. Железняк « Занятия на тренажёрах в детском саду» - М.: Издательство, 2099г.
5. Е.Н. Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду».- М.:Т.Ц Сфера, 2008г.
- «Физкультурные минутки в детском саду» Практическое пособие/ И.Е.Арерина – М.: Айрис- пресс, 2011г.
Примечание: см. слайд №10
Ритмическая гимнастика
Задачи:
1.Развивать чувство ритма и способность двигаться под музыку.
2.Развивать координационные способности и ловкость при выполнении упражнений с предметами.
3.Развивать эстетические качества.
Ритмическая гимнастика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. На занятии применяются специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Все танцевальные упражнения, задания и комплексы разработаны с учётом возрастных и физических особенностей детей и делятся:
- на упражнения без предметов
-упражнения с предметами (обручи, мячи, палки, скакалки, ленты, платочки и.т.д.)
- групповые упражнения с предметами и без , включая перестроения и передвижения
-хореография
Используемая литература:
1 Фирелёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-данце « Танцевальная игровая гимнастика для детей». –СПб.: Детство- пресс 2006г.
2.Слуцкая С.Л. « Танцевальная мозайка. Хореография в детском саду» М.: Линка-пресс 2006г.
3. « Детская аэробика»: Методика, базовые комплексы / С.В.Колесникова – Ростов Н/Д.: Феникс 2005г.
4. Сказочный театр Физической культуры «Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок», Автор-составитель Н.А. Фомина, Волгоград 1999г.
5. Т.И. Суворова « Танцуй малыш 1 и 2 часть, Олимпийские танцы, Танцевальная аэробика».
Примечание: см. слайд №11
Зрительная гимнастика.
Задачи:
- Снимать зрительное утомление.
- Научить прослеживать различные предметы, с различного расстояния.
- Укреплять и тренировать глазные мышцы.
Проводятся специальные общеукрепляющие упражнения и физкультминутки для глаз, направленных на снятие зрительного утомления по методике Н Шабановой, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Усенской.
Например: « Дождик», «Посмотри на нос» , «Стрекоза», «Очки», « Жук», « Самолёт», « Мы учимся письму», « Линии», « Прогулка в зимнем лесу» и т.д.
Так же проводятся упражнения на укрепление глазных мышц по методу У.Г. Бейтса и М.Д. Корбетт.
Используемая литература:
- « Нарушение зрения у дошкольников, развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаев.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010г.
- Г.Г. Демиргоглян « Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей М.: «РИПОЛ КЛАССИК» 1998г.
- «Зрение: Сохранение, нормализация, восстановление .» Составитель Н.И. Кудряшова.-М.: «Грэгори-Пэйдж», «Новый Центр», 1996г.
Примечание: см. слайд №12
Использование нетрадиционного оборудования.
Применение тренажёров, а так же нестандартного оборудования сделанного из подручных материалов, создают условия для увеличения объёма двигательной активности детей. Новое спортивное оборудование, это всегда стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, а так же вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой к выполнению физических упражнений.
Мягкие модули
Задачи:
1.Развивать координационные способности
2.Развивать зрительно - двигательную ориентацию в пространстве.
На занятиях с детьми мягкие модули используются разносторонне:
- При выполнении специальных и игровых упражнений: («Перепрыгни кочку», « Спрыгни с возвышения», «Перешагни бревно», и т.д.
- При проведении подвижных игр (из мягких модулей делаются различные домики, полянки и т. д.) Так же используются для мишени при метании, игра «Попади в цель», «Кто добросит до….», и т.д.
-При проведении эстафет и полосы препятствий.
-При выполнении упражнений по станциям или круговой тренировки.
Приложение: см. слайд №14)
Парашют
Задачи:
1.Снятие у детей эмоционального напряжения.
2.Развивать ориентировку в пространстве и зрительную ориентировку.
3.Укрепление психических функций организма дошкольников.
Упражнения а парашютом проводятся в виде:
-ОРУ ( обще развивающих упражнений), в ходьбе, беге, прыжках,
из различных И.П. ( стоя, сидя, лёжа)и т.д.
- Игровых упражнений :(« Под грибом», « Купол», «Накройся одеялом», « Букашки» и т.д.)
- Подвижные игры с предметом и без: («Салют» , « Попкорн», « Не урони мяч», « Море волнуется, море шумит», « Художник», « Поменяйся местами», « Карусель», и т.д.).
Примечание: см. слайд №15.
Тренажёры
Задачи:
1.Развивать двигательную активность и физические качества.
2.Развивать координационные способности.
3.Воспитывать бережное отношение к спортивному оборудованию и инвентарю.
-Велотренажёы
-Диски здоровья
-Батут
-Мешочки и блинчики ( для развития равновесия)
-Массажные мячи
- Массажный тренажёр
-Гантели
-Эспандеры
Примечание: см. слайд №16
Используемая литература
- « Занятия на тренажёрах в детском саду» Н.Ч.Железняк, -М.: 2009г.
- Н.С.Голицина, « Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» ,М.: Издательство Скрипторий 2003г.
- « Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин,- М.: Гуманитар, изд. ВЛАДОС. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".
Современное образование и Требования ФГОС ДО ставит перед воспитателями задачу стать первыми для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.
Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастик...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в дошкольном учреждении....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения.
Использование здоровьесберегающих технологий....
Комментарии
Спасибо.