программа социального партнерства с родителями
материал по теме
Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нарушений у детей группы компенсирующей направленности. Представлено планирование взаимодействия с семьями воспитанников как группы компенсирующей направленности, так и с семьями воспитанников, посещающих массовые группы или не посещающих ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sots._partnerstva.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
С СЕМЬЕЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ»
на 2014-2016 уч.г.г.
Подготовил: учитель-логопед
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 4
Фунтова С.Ш.
г.о.г. Выкса – 2014
Содержание:
- Пояснительная записка. 3
- Актуальность программы. 5
- Содержание программы. 6
- Литература. 11
- Пояснительная записка.
На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических опросов, уверенно отвечают - семья и образовательные учреждения. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже с “образования”.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Семья и дошкольное учреждение – два важных
института социализации детей. Воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества с семьей.
Как правило, в группе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим воспитанникам. Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи педагогам в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии с детским учреждением при некотором стимуле. Оставшиеся - пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно с детским садом в воспитательно-образовательном процессе. Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к воспитанию и образованию.
Воспитание звуковой культуры речи неотъемлемая задача социо-культурного развития, ответственность за выполнение которой несут и родители, и педагоги.
Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нарушений у детей группы компенсирующей направленности. Представлено планирование взаимодействия с семьями воспитанников как группы компенсирующей направленности, так и с семьями воспитанников, посещающих массовые группы или не посещающих ДОУ.
Предложенная программа включает комплекс форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников по направлению «профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников».
Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций социального партнерства, содружества, содеятельности и взаимополагания.
- Актуальность программы.
В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы. Важной причиной снижения уровня речевого развития детей является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области. Когда проблема речевого развития встаёт особенно остро, обеспокоенные родители вынуждены обращаться за помощью к учителю-логопеду, при необходимости переводить ребёнка в детский сад или группу компенсирующего или комбинированного вида. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой перекладывания своих функций на логопедов и воспитателей, а призывает его участников к тесному сотрудничеству. Несомненно, что не только детям, но и их родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем коррекции речевого развития ребенка. Поэтому актуальным остается вопрос социального партнерства с семьями воспитанников, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
- Содержание программы.
Основной целью взаимодействия логопеда с семьями воспитанников ДОУ, детей, не посещающих детский сад, является:
- активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого- педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Для этого необходимо решение ряда задач:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.
Основные формы социального партнерства с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары. К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам детского сада.
Социальное партнерство с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.
5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
6. Принцип комплексности, подразумевает координацию учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого- медико-педагогической проблемой.
7. Непрерывность и эффективность обратной связи, предполагает осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье.
Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.
Я использую такие формы сотрудничества с родителями, как: анкетирование, родительское собрание, мастер-класс, письменная консультация, индивидуальная консультация, открытое индивидуальное занятие, информационный стенд, информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ.
№ | Содержание работы | Формы работы | задачи | Сроки |
1. | «Мой ребенок» | Анкетирование и опросы | Изучение и обработка данных, разработка дальнейших перспектив в работе. | сентябрь |
2. | Индивидуальные беседы с родителями | Работа на консультативном пункте ДОО – «Клуб для неравнодушных родителей» | Консультирование по результатам обследования, по запросам родителей, по рекомендациям логопеда по вопросам профилактики. | Круглогодично |
3. | «Задачи работы ДОО на 2014 – 2015г.г.» | Общее родительское собрание | Ознакомление с работой специалистов ДОО | Октябрь |
4. | «Логопедическая служба в детском саду» | Родительское собрание в группе компенсирующей направленности | Ознакомление родителей с особенностями логопедической группы, работы логопеда. | Октябрь |
5. | «Что значит готовность к школе?» | Консультация для родителей подготовительных групп | Октябрь, март | |
6. | Педагогический проект «Рука в руке» | Продукт – выпуск буклетов, папки «Рука развивает мозг» | Повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики | Ноябрь |
7. | «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду» | Интернетресурс | Интерактивное консультирование (отражено на сайте ДОО в разделе «Логопед рекомендует) | |
8. | «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Фонематический слух – основа правильной речи», «Игры для развития слухового внимания», «Роль семьи в развитии речи детей», «Особенности развития связной речи у детей», «Как учить детей рассказыванию». | Стендовая информация, деловые игры, тренинги. | Создание благоприятных условий для совместной деятельности родителей, специалистов; обогащение педагогического опыта родителей, помощь родителям через «включенное наблюдение». | В течение года |
9. | Прогностическое консультирование родителей детей с ОВЗ «Развиваем речь вместе» | Индивидуальные консультации | Вовлечение родителей в процесс взаимодействия семьи и ДОО. | В течение года |
10. | Долгосрочный проект «Мир слов глазами детей» | Продукт – «Альбом словотворчества» | В течение года | |
11. | Краткосрочный проект «Книжкины друзья» | Продукт – развлечение «Литературная деятельность» | Развитие интереса детей и родителей к литературной деятельности в рамках «Года литературы в России» | Март – апрель |
12. | Конкурсы чтецов к Дню матери, Дню победы | ноябрь, май | ||
13. | «Итоги года» | Консультации, общее родительское собрание | Апрель, май | |
14. | «Лето – плодотворная пора для развития речи» | Консультации на сайте | Привлечение родителей к совместной игровой деятельности по развитию речи | май |
- Литература.
1.Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями./ М.Г.Агавелян.-М., 2009 г.
2.Башлакова-Ласминская, Л.Н. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. / Л.Н.Башлакова-Ласминская.-М., 2001 г.
3.Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер.-М., 2005 г.
4.Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. / Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева.-М., 2007 г.
5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с родителями
Программа социального партнерства с родителями, законными представителями....
Программа социального партнерства с родителями.
Планирование работы с родителями....
Программа социального партнерства с родителями (законными представителями)
Программа социального партнерства с родителями (законными представителями) группа "Колобок" (дети 1,5 - 3 года) на 2016-2017 уч.год....
программа социального партнерства с родителями
программа социального партнерства с родителями...
Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....
Программа социального партнерства с родителями(законными представителями воспитанников ) на 2017-2020 года
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.Одним из основных моментов является внедрен...
Программа социального партнерства с родителями
Программа работы по партнерскому взаимодействию с родителями воспитанников(законными представителями) тема «Формирование патриотических чувств у детей через знакомство с культурой...