Экспериментирование в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия №1539
Дошкольное отделение № 3
План- конспект развлечения в старшей группе
«В удивительном мире пузырей»
Подготовила
воспитатель группы №11
Наталья Алексеевна
Якунина
Москва, 2015 г.
Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.
Задачи:
Образовательные
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
- Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей.
- Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями
Развивающие
- Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
- Активизировать коммуникативные умения и навыки детей: Способствовать развитию диалогической речи, продолжать формировать умения отвечать на вопросы.
- Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов .
Воспитательные
- Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость.
- Способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
- Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам (мыло, вода).
Методы и приемы:
- - практические (физминутка – игра «Лопни пузырь», экспериментирование, решение проблемных ситуаций, рисование, составление последовательной схемы «Как получить пузыри»).
- - наглядные (рассматривание, наблюдение, показ).
- - словесные (вопросы, уточнения, рассуждения и составления сложных предложений, увеличение словарного запаса, беседа, речевая проблемная ситуация, ситуативные разговоры, описания, вопросы).
Материалы и оборудование:
- Трубочки для коктейлей
- Окрашенные мыльные растворы
- Тазик с водой
- Мыло
- Столы
- Акварельные листы
- Предметы для выдувания мыльных пузырей
- Ракетка для бадминтона
- Шерстяной шарф
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами попали в лабораторию. А кто работает в лаборатории? Правильно, ученные. Вот и мы побудем ученными, но для того, чтобы ими стать нам надо одеться так же, как ученные. А во что они одеты?(Халаты, тапочки, шапочки, перчатки, очки) Во что они одеты зависит от того, с чем они работают. Одевайте халаты и посмотрим, с чем нам предстоит работать, что внутри коробочки мы еще не знаем. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. И мы, как настоящие ученые будем изучать этот предмет, для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки). Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но ни в коем случае не говорите его название, пока мы не опишем все его свойства.
Первый наш помощник – глаза.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой) .
Следующий помощник – уши.
-О чем они говорят? (предмет не издает звука) .
-А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный) .
Возьмите этот предмет в руки.
-Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый) .
-Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий) .
Назовите, аромат чего он вам напоминает?(Ответы детей)
Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки). Скажите, что это за предмет? (мыло).
Какое бывает мыло? (жидкое и твердое)
Что надо сделать с мылом, чтобы получить мыльные пузыри? (разбавить в воде)
Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот). Займите свои места вокруг столов.
- Посмотрите, что в емкостях? (вода) .
- Потрогайте пальчиками, какая вода (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .
- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
- Какое стало мыло? (скользкое) .
- Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .
Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
Из такого мыльного раствора можно выдуть пузырики, но они будут не очень прочными, поэтому я вам покажу сейчас, как можно сделать мыльный раствор для прочных пузырей. (смешиваем жидкое мыло, воду, глицерин)
Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные) .
-Посмотрите на пузыри, вы видите на них радугу? (свет отражается от мыльной оболочки)
- Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А сейчас мы с вами попробуем сделать пузыри с помощью разных предметов. (Пробуют надувать с помощью соломинок, обрезанных бутылок, палочек для пузырей)
Какие получались пузыри? (форма, размер)
Ребята, у вас получились замечательные пузыри, а как вы думаете, можно ли надуть в пузыре еще один пузырь? Давайте попробуем ?(пробуют, не получается).
Ничего у нас не получается, но я знаю один простой секрет, как можно это сделать. На скатерть мы наносим немного мыльного раствора и на нее же выдуваем пузырь. Пузырь не лопается, а соединяется с тем раствором, который на скатерти, превращаясь в купол. Трубочку обмакиваем в мыльный раствор, протыкаем пузырь и внутри надуваем еще один. Так повторяем несколько раз. Дети пробуют сами выполнить такое действие.
Какие замечательные пузырики у нас получились!
Физминутка.
Давайте теперь немного отдохнем. ложитесь все на пол вокруг меня, ногами в центр круга. Я буду на всех вас выдувать пузыри, а вы , не вставая, будете лопать их ногами.
Дети под музыку лопают мыльные пузыри.
Вот мы с вами немного отдохнули и нам пора приниматься за работу.
Как вы думаете, можно ли мыльным пузырем играть в бадминтон?
Вы правы, если дотронутся до мыльного пузыря ракеткой, то он лопнет, а вот если на ракетку положить шерстяную вещь, то пузырь задержится на шерстинках и им можно будет чеканить, как мячиком.
Ребята, вы сегодня узнали две интересных тайны, как можно сделать пузырь в пузыре и как можно поиграть с ракеткой и пузырем, чтобы он не лопнул.
А попробуйте-ка ответить на такой вопрос: можно ли рисовать мыльными пузырями? Конечно, можно, а что для этого надо сделать?
В раствор надо добавить краски. Давайте все вместе попробуем порисовать пузырями и сделаем выставку мыльных работ.
Дорогие друзья, пока наши работы сохнут, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
Правильно, мы узнали, что пузыри можно сделать из воды и мыла, а чтобы они были прочными в них надо добавить волшебный ингредиент (глицерин).
Так же мы узнали, что пузырями можно чеканить как мячом, только если одеть на ракетку шерстяную вещь.
А еще мы узнали, что с помощью мыльной пены и красок могут получится замечательные рисунки.
Мыльные пузыри всегда какой формы? (шар, сфера)
Ребята, мы с вами на славу потрудились, у нас получились потрясающие пузыри, на этом наша работа в лаборатории подходит к концу, а за ваши труди и старания я хочу подарить вам вот такие замечательные мыльные пузыри.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»
Тема «Путешествие к морю» Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли. 2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе
Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД. Экспериментирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе.
НОД. Эксперементирование в старшей группе. Опыты с водой в старшей группе. Волшебные капельки воды....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....