Календарно-тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Материал содержит планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет по темам и месяцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы по экспериментированию | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»
Козловского района Чувашской Республики
План-программа
работы
по организации опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе
подготовила воспитатель:
Ларионова Ольга Владимировна
Козловка, 2014
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц | Темы игр-экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | |
Сентябрь | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет | Значение воды в жизни растений | Игра «Водяной» у нас в гостях |
Октябрь | Ветер, ветер, ветерок | Поиск воздуха | Летающие семена | Песочная страна |
Ноябрь | В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы | Плавающее перо | Мех: зачем зайчику другая шубка? |
Декабрь | Песок, глина | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл |
Январь |
| Льдинка и снежинка | Вода, лёд, снег | Как снег становится водой |
Февраль | Волшебная кисточка | С водой и без воды | Путешествие в мир стеклянных вещей | Как достать скрепку из воды? |
Март | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена | Тёплая капелька | Стекло его качество и свойства |
Апрель | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Почва песок, глина, камни | Солнечные зайчики |
Май | Растениям теплую водичку | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика. | В мире пластмассы |
№ п/п Месяц | Тема | Цели. Задачи. | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | Планируемые результаты | |
Сентябрь | №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Речевое развитие: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению. Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению. |
№2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды (вода прозрачная, но может менять цвет, вода может нагреваться и нагревать другие предметы). | Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители. | |
№3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов. | |
№4 | Игра «Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры. | Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познавательное развитие: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. | Умеют называть водоемы и их обитателей. | |
Октябрь | №1 | Ветер, ветер, ветерок | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительными. |
№2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательно развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность. | Умеют называть Свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | |
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Речевое развитие: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | |
№4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познавательно развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | |
Ноябрь | №1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей словами (шероховатый, хрупкое плавится). | Познавательно развитие: формировать познавательно-исследовательский интерес методом исследования. Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть Свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Познавательно развитие развивать у детей познавательный интерес к окружающим нас предметам ,их свойствам . Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря (железный, пластмассовый, каменный). | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный, пластмассовый. | |
| №3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека. | Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно- исследовательской деятельности. |
№4 | Мех: зачем зайчику другая шуба? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познавательное развитие: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Речевое развитие: формировать умение говорить грамматически правильно. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | |
Декабрь | №1 | Песок, глина. | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), выявить, почему песок и глина по-разному впитывают воду. | Познавательное развитие: развивать любознательность, расширять представления о свойствах песка, глины. Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
№2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри). | Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | |
№3 | Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность). | Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки, соответствующие металлу. | |
№4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | |
Январь
| №1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой, талая вода – в ней мусор, снег грязный (нельзя брать в рот). | Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность. | Умеют делать выводы и заключения. |
№2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |
№3
| Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Проявляют интерес к познавательно- исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега, воды. | |
Февраль
| №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
№2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познавательно развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Познавательно развитие: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов, строят предложения грамматически правильно. | |
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей. | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |
Март | №1 | Почему растаяла Снегурочка? | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Речевое развитие: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы. |
№2 | Освобождение бусинок из ледяного плена | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. | Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое развитие: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда. | |
№3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными. | |
№4 | Стекло, его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность; и свойства: хрупкость). | Познавательное развитие: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина. Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла. | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | |
Апрель | №1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы). | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
№2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |
№3 | Почва( песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познавательно развитие: знакомить детей с предметами неживой природы Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |
№4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей. | Познавательное развитие: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | |
Май | №1 | Зачем растения вертятся? | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нужен свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
№2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |
№3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей. Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познавательное развитие: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Меншикова « Экспериментальная деятельность детей», 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по теме "Одежда, обувь, головные уборы" в средней группе детского сада.
Календарно-тематическое планировани е по теме: «Одежда, обувь, головные уборы» 16.11.-20.11.2015г.Итоговое мероприятие: выставка детских работ по аппликации «Украсим сарафан матрешке...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл...
Отчет-презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе №2
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе;Задачи экспериментальной деятельности;Перспективный план экспериментальной деятельности детей второй мла...
Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе
Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...