Календарно-тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Материал содержит планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет по темам и месяцам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»

 Козловского района Чувашской Республики

План-программа 

работы

по организации опытно-экспериментальной деятельности  

в средней группе

подготовила воспитатель:

Ларионова Ольга Владимировна

Козловка, 2014

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

     неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Значение воды в жизни растений

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие, тонущие предметы

Плавающее перо

Мех: зачем зайчику другая шубка?

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

 

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Путешествие в мир стеклянных вещей

Как достать скрепку из воды?

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы


№ п/п          

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования

(образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса).

Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению.

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Умеют называть

свойства

воды, его значение,

умеют находить

слова

противоположные

по

значению.

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды (вода прозрачная, но может менять цвет,  вода может нагреваться и нагревать другие предметы).

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Умеют делать

выводы,

почему в воде

видны

предметы, в воде

можно

растворять

красители.

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом

относиться к

исследованиям и к

проведению опытов.

№4

Игра

«Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры.

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

Познавательное развитие: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть

водоемы и их

обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер, ветерок

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познавательное развитие: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать,

анализировать,

сравнивать.

Обобщать, делать

выводы;

использовать в своей

речи прилагательные,

согласовывать их с

именами

существительными.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познавательно развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память, познавательную активность.

Умеют называть

Свойства воздуха.

Делать выводы

в ходе   проведения

опытов и

экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Речевое развитие: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познавательное развитие: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть

приметы

осени, проявляют

интерес  

к окружающей нас

природе, в ходе игры

называют семена

растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познавательно развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                      

Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть

свойства песка,

делать выводы в

ходе

экспериментирования, умеют

согласовывать

прилагательные с

существительными,

делают

логические

заключения.

 

 

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей словами (шероховатый, хрупкое плавится).

Познавательно развитие: формировать познавательно-исследовательский интерес методом исследования.

Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть

Свойства дерева и

металла, а также их

различия.

Проявляют интерес

исследовательской

деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.

Познавательно развитие развивать у детей познавательный интерес к окружающим нас предметам ,их свойствам .

Речевое развитие: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря (железный, пластмассовый,

каменный).

Умеют

классифицировать

предметы по

признакам:

тонет, плавает.

Используют

в речи признаки

предметов:

резиновый,

железный,

пластмассовый.

 

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

Познавательное развитие: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать,

обобщать;

проявляют интерес к

познавательно-

исследовательской

деятельности.

№4

Мех: зачем зайчику другая шуба?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познавательное развитие: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Речевое развитие: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на

поставленный

воспитателем

вопрос.

Проявляют интерес

к окружающей нас

природе.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№1

Песок, глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость), выявить, почему песок и глина по-разному впитывают воду.

Познавательное развитие: развивать любознательность, расширять представления о свойствах песка, глины. Речевое развитие: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть

свойства песка и

глины. Отвечают на

поставленные

воспитателем

вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри).

Познавательное развитие: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют

любознательность

и интерес к

исследовательской

деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность).

Познавательное развитие: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Речевое развитие: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением

описывать

предмет, называет

характерные

признаки,

соответствующие

металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Речевое развитие: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком

самостоятельного

обследования

предметов,

называют свойства

материалов.

Январь

 

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой, талая вода – в ней мусор, снег грязный (нельзя брать в рот).

Познавательное развитие: развивать познавательные интересы через опытно-экспериментальную деятельность. 

Умеют делать

выводы и

заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познавательное развитие: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Речевое развитие: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть

сходство и

различия снега и

льда. Делают

выводы и

умозаключения.

№3

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Проявляют интерес

к познавательно-

исследовательской

деятельности.

Называют

свойства льда,

снега, воды.

Февраль

 

 

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать

цвета,

путем смешивания

красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познавательно развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть

факторы

внешней среды,

влияющие

на рост и развитие

растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Познавательно развитие: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть

свойства

стеклянных

предметов,

строят предложения

грамматически

правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей.

Владеет навыками

исследовательской

деятельности,

называет свойства

магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка?

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Речевое развитие: учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом

относиться к

исследованиям

и к проведению

экспериментов.

Выражают

свои мысли и

делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда - тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое развитие: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать

выводы в ходе

проведения опытов,

экспериментов,

называют

свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение.

Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть

состояние воды,

используя в

речи имена  

прилагательные,

согласовывая их с

именами

существительными.

№4

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность; и свойства: хрупкость).

Познавательное развитие: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла.

Умеют выделять

предметы, сделанные

 из стекла, среди

множества других

предметов.

Умеют согласовывать

существительные с

прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений

(черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познавательное развитие: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы).

Дети знают, что

растения можно

сажать с помощью

черенков с корнями

и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Речевое развитие: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные

растения.

 

№3

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познавательно развитие: знакомить детей с предметами неживой природы

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к

познанию и

окружающей нас

природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей.

Познавательное развитие: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать

погодные явления.

Называть свойства

солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся?

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познавательное развитие: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Речевое развитие: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать

выводы, что для

роста растений

нужен свет, что

растения тянуться к

свету. Умеют

называть

комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познавательное развитие: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за

растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познавательное развитие: называть свойства солнечных лучей.

Речевое развитие: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать

самостоятельно

умозаключения и

делиться

впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познавательное развитие: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Речевое развитие: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять

предметы, сделанные

 из пластмассы,

среди множества

других предметов.

Используют в

своей речи

прилагательные

описывающие

свойства пластмассы.

 

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Меншикова « Экспериментальная деятельность детей», 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по теме "Одежда, обувь, головные уборы" в средней группе детского сада.

Календарно-тематическое планировани е по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»    16.11.-20.11.2015г.Итоговое мероприятие: выставка детских работ по аппликации «Украсим сарафан матрешке...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Отчет-презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе №2

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе;Задачи экспериментальной деятельности;Перспективный план экспериментальной деятельности детей второй мла...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...