Развитие предпосылок музыкального восприятия. Выступление на педсовете
статья на тему

Маканина Екатерина

Небольшой доклад на тему "Развитие предпосылок музыкального восприятия". Постаралась сделать его интересным для любой аудитории и актуальным для нашего садика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_muzyki.docx14.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развиваем предпосылки музыкального восприятия дошкольников

Музыкальное восприятие

Муз. восприятие – умение чувствовать и понимать то, что хотел сказать и выразить своей музыкой композитор. Причем, это должна быть не песня на русском языке, а музыка без текста или со словами, которые слушатель не понимает. Если не брать в расчет профессиональных музыкантов и детей-вундеркиндов, то по-настоящему муз. восприятие развивается только у взрослого человека  – слушая музыку, он соотносит ее с собственным жизненным опытом, переживаниями и эмоциями.

Почему нам никогда не нравится музыка, которую слушает молодежь? Потому что она примитивна. Она примитивна для нас, взрослых, а для подростков одной простой эмоции, на которой построена песенка, вполне достаточно, главное, чтобы императив, посыл этой музыки был понятен, доступен и ассоциировался с уже знакомой ситуацией.

Пример: почему миллионы девчонок «умирали» от группы «Ласковый май»? Потому что юные симпатичные мальчики пели о несчастной любви. Что может быть более понятным для девочки 13-14 лет? А ведь на самом деле художественные достоинства этих песен были не то что низкими, а даже сомнительными – примитивный текст (розы-морозы), 3 аккорда и не поставленные голоса.

На самом деле, феномен «Ласкового мая» - это очень интересная вещь. Создатель группы, Андрей Разин, уже став солидным дядей, в одном из интервью рассказывал, что успех группы был им просчитан. Все то, что я выше отнесла к «сомнительной художественной ценности», в действительности делалось абсолютно осознанно. И простенькие тексты, и незатейливая мелодия и практически не умеющие петь солисты – это все создавало мощнейший посыл: «Мы – как все». Тысячи девчонок, писали стихи про любовь с рифмой «розы-морозы», тысячи мальчишек пели во дворах под 3 аккорда на гитаре не поставленными голосами – и это наивное самодеятельное самовыражение обычных девчонок и мальчишек было было доведено до состояния концентрата и вышло на сцену в виде группы «Ласковый май». Эффект узнавания, на котором сыграл Разин – сильнейшее средство воздействия на любую публику.

Вы не задумывались, почему большинство родителей плачут на детских утренниках, в то время как дети радостно и весело поют и танцуют? Почему взрослые плачут, а дети – нет? Потому что мама, глядя на ребенка, вспоминает себя, вспоминает своих родителей, вспоминает своего ребенка, который, вроде бы совсем недавно лежал в коляске и агукал, а теперь совсем большой и выступает как артист… Именно жизненный опыт этой мамы рождает в ней эмоциональный отклик на выступление ребенка, а для ребенка это просто танец. Придет время, ребенок вырастет, у него появятся свои дети и он тоже будет плакать на выпускном в детском саду.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что основа эмоционального восприятия музыки, поэзии, танца, живописи – любого искусства – прежде всего основано на жизненном опыте. Если же говорить о маленьких детях, дошкольниках - их жизненный опыт совсем крошечный, и для того, чтобы их эмоциональное восприятие развивалось, слушание музыки надо обязательно подкреплять образами, понятными и знакомыми для их возраста. Если это делать постоянно, то постепенно дети сами научатся проводить параллели и ассоциировать музыку с определенными «картинками» или эмоциями. На мой взгляд, это очень важно, поскольку именно образное мышление помогает развивать эмоциональную отзывчивось, и не только к музыке, но и вообще в жизни.

Восприятие музыки

Я сознательно разделяю эти 2 понятия, т.к. на мой взгляд они имеют принципиальные отличия. Музыкальное восприятие – это умение ПОНИМАТЬ музыку, а восприятие музыки – это умение ее СЛЫШАТЬ. Это более «механический» процесс, если можно так выразиться, это способность различать жанр музыки (народная, классическая, эстрадная), слышать ритм и метр (танец, песня, марш), определять лад (мажор/минор – веселая/грустная).

Это самые первичные и простые навыки, которым нужно обучать ребенка, т.к. правильное восприятие музыки – это первый этап к ее пониманию маленьким человеком, который пока что не имеет опыта, чтобы «слушать сердцем».

Очень важно для развития музыкального восприятия ребенка слушать музыку, причем хорошую музыку и обязательно с пояснениями. Это не обязательно должна быть классика, но именно в классической музыке можно найти множество образов, которые будут ребенку понятны. Причем, эмоциональный отклик детей на серьезную музыку, если она правильно преподнесена, бывает совершенно удивительным. (Из нашей практики: Вивальди «Зима», и Григ «В пещере горного короля»)

Ещ е один очень важный, на мой взгляд, момент – это обучению ребенка свободе. Возможно, это звучит парадоксально, но тому, что я вкладываю в это понятие, действительно нужно учить.

Свобода – это не «праздник непослушания» или полная вседозволенность. Свобода – это умение свободно выражать свои эмоции. Это умение петь, пританцовывая, и танцевать подпевая; это умение двигаться раскрепощенно, но при этом слушая и попадая в ритм; это умение выражать свои эмоции мимикой и жестами, не бояться быть эмоциональным, не стесняться этого, и умение получать удовольствие от того, что ты свободно, с легкостью можешь выражать себя в музыке.

Предпосылки и условия для развития восприятия

Разумеется, в первую очередь развитие музыкальности у ребенка зависит от родителей. Если родители танцуют и поют вместе с детьми, это обязательно повлияет на ребенка позитивно. Хотелось бы, чтобы родители детей, у которых проблемы с чувством ритма и координацией, хотя бя немного занимались с ними дома простыми упражнениями.

О важности слушания ХОРОШЕЙ музыки я уже говорила, и в идеале, было бы замечательно, чтобы и этому виду совместного досуга родители уделяли немного времени.

Очень важно создание правильной атмосферы на занятиях – у детей должен быть позитивный настрой и не должно быть отвлекающих факторов.

Подача материала: это должно быть интересно.

Занятия физкультурой: общая физподготовка очень помогает детям правильно двигаться, в том числе и под музыку. Мое мнение, что выполнение простых построений (парами, в шеренгу, в колонну и т.д.), умение вместе под счет выполнять движения и ходьбу, освоение понятий «право» и «лево» должны проходить на занятиях физкультурой и на утренней зарядке, а не отнимать время у музыкального руководителя.

Техническая оснащенность: увы, это большая проблема. Будем надеяться, что когда-нибудь у нас появятся возможности вернуться к этому вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как фактор развития двигательной активности детей» выступление на педсовете

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда  мы хотим научить его читать и писать.Да, от того,  как буд...

"Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников"

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию статью "Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников". К статье прилагается презентация....

«Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» (выступление на педсовете)

laquo;Развитие речи детейв игровой деятельностипосредством развитиямелкой моторики рук»                              ...

Выступление на педсовете " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"

конспект выступления музыкального руководителя о развитии креативности с помощью музыкальной среды и инструментов....